Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Буран на фоне пылающей эпохи
Надежда Емельянова
На сцене областного театра драмы состоялась премьера спектакля "Капитанская
дочка". Всякий раз, когда экранизируется или переводится в сценическое действие
литературное произведение, событие это поневоле вызывает в среде, тяготеющей
к духовной жизни, оживленные дискуссии, доходящие порой до полного отрицания
одного мнения сторонниками другого. Вот и новая постановка нашего драмтеатра
всемирно известной
пушкинской "Капитанской дочки" вряд ли избежит этой участи: уже
после первых показов публика разделилась как минимум на три "лагеря"
- на ревностных охранителей первоисточника, на приверженцев приоритетных
прав режиссера, освобождющих его от каких-либо обязательств перед "соавтором",
и на сторонников зрелищного театра, художественные средства которого все
более отклоняются в направлении технизации сценического действа, целенаправленного
смешения жанров в некий универсальный шоу-театр. Думается, в данном случае больше других "повезло" театралам
"третьей волны", той, которая охоча до зрелищ, ибо глазам действительно
было на что посмотреть. Неутомимый Рифкат Исрафилов добился-таки настоящей
революции по части технического прогресса: в постановке после долгого бездействия,
что называется, на полную катушку используется вращающийся круг сцены,
новая современная световая и звуковая техника, дымовой и другие эффекты.
В результате всех этих новаций можно сделать предположение, что по режиссерскому
замыслу главным героем спектакля является... буран. Да-да, тот самый буран,
тот снежный вихрь, та знаменитая степная метель, свидетелем которой стал
Петруша Гринев и которая свела его с роковой не только для его судьбы,
но и для российской истории личностью - Пугачевым. Символический буран,
воплощенный как бы даже в нескольких ипостасях, - в виде уже упомянутых
эффектов, да еще усиленных к тому же и мощным пластическим сопровождением
массовых сцен, полновластно владеет сценическим пространством не только
в прологе, но и неоднократно на протяжении всего действия спектакля. И
надо признать, что идея с этим масштабным символом взвихренной России,
а может, даже и этакой вселенской стихией, как напоминания былых "вихрей
враждебных" или предвестия будущих трагических катаклизмов, постановщикам
вполне удалась: она привносит в канву сюжетных перипетий явно ощутимую
тревожную ноту, которая и выводит действие из разряда бытовой истории на
уровень эпического повествования о конкретных и в общем-то обычных людях,
волею судьбы оказавшихся в эпицентре исторических событий. Конечно, опрометчиво было бы утверждать, что подобные ассоциации безоговорочно
овладели умами всех поголовно зрителей: наверняка многие из них, особенно
те, кто помоложе, просто-напросто завороженно глазели на почти всамделишный
снег, который падал огромными хлопьями и кружился по сцене, слушали диковинные
мелодии то ли первобытной, то ли космической музыки и вовсе не обращали
внимание на то, соответствует ли это пушкинской прозе, духу времени, описываемого
Александром Сергеевичем. Очевидно, разойдутся мнения и в отношении актерского воплощения режиссерской
концепции. Здесь немаловажную роль и, скорее, не лучшую, сыграли обнародованные
в прессе предполагаемые драматургические средства - постановщики как бы
заранее открыли перед публикой карты. Что заставило ее, публику, настроиться
на определенное восприятие. К сожалению, заявленное двустороннее прочтение
ролей в актерской игре реализовалось до обидного мало. В основном они все-таки
послушно следуют по проторенным дорожкам внешней сюжетной стороны. А там,
где и отступают от стандарта, то иногда почти скатываются до современных,
ставших еще более банальными, приемов. И когда Швабрин развязно жует, стоя
перед грозным Пугачевым, а царица, как заправская каратистка, пинает поверженного
врага в пах, а Пугачев так картинно расставляет ноги и запахивает свой
блестящий плащ, что начинает казаться: ты смотришь телевизор с очередным
ультрасовременным боевиком типа "Горец". Конечно же, лучше выглядеть гуманистом, списав слабости актерской игры
на спешку, и выразить надежду на то, что со временем спектакль обкатается.
Но если Павел Кипнис не избавится от удручающей скороговорки, а Мария Губанова
не перестанет суетливо мельтешить, то будет искренне жаль несбывшихся надежд
на театральное событие. Пока, по мнению многих, наиболее органичны пушкинскому
произведению, возрожденному на сцене, Василиса Егоровна в исполнении актрисы
Валентины Войтко, да заинтриговывает, хотя и не бесспорно, трактовка Олегом
Бажановым роли Швабрина. Что же касается первой категории зрителей, которых проще всего заклеймить
как консерваторов или ретроградов, то, уверена, не одна я вышла из театра
с ностальгическим чувством по бесхитростному традиционному русскому театру,
который обходился без электронной аппаратуры, выводя театральное искусство
на высочайший художественный уровень в основном за счет собственной пластики
актера да его голоса. А иногда и вовсе - с помощью одних только человеческих
глаз, смотрящих со сцены... Но, увы, приходится мириться с жесткой реальностью,
а она бескомпромиссно диктует свои законы: другое время - другой театр.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.