Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
К Международному Дню театра
Надежда Емельянова
Время перемен и тревог
В преддверии Международного профессионального дня театральных деятелей в Москве состоялся всероссийский форум "Театр: время перемен". В нем приняла участие и оренбургская делегация в составе заместителя председателя комитета по культуре и искусству В.В. Батеженко, художественного руководителя областного театра драмы имени Горького Р.В. Исрафилова, председателя Оренбургской организации Союза театральных деятелей Г.А. Орловой, директора драмтеатра Л.Е. Хазановича.
Своими впечатлениями и размышлениями по поводу форума и театрального дела в целом делится народный артист России, лауреат Государственной премии России Рифкат Исрафилов.
- Если говорить о чисто практической стороне форума, то главным результатом его со всем основанием может считаться проект постановления "О социально-экономической поддержке театрального искусства Российской Федерации", обсуждение которого секретариат Союза театральных деятелей провел еще до форума. Все, кто участвовал в разработке этого документа, старались сделать его своего рода квинтэссенцией, вобравшей в себя саму суть жизни театрального искусства как такового. Если постановление не будет секвестировано на стадии дальнейшего рассмотрения и утверждения, то его реализация как раз и поможет приблизить те конкретные перемены, о которых говорили участники форума.
- Но можно ли надеяться, что позитивные реформы, намечаемые в театральном деле, станут достоянием общероссийского театрального пространства, а не останутся в пределах лишь столичных да крупных театральных центров типа Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других миллионных городов?
- К сожалению, опасения эти имеют под собой почву. Нами была отмечена негативная тенденция последних лет, которая выразилась в отходе Министерства культуры от проблем российских областей. Центр как бы отмежевался от периферии, ссылаясь на то, что у него не стало возможности оказывать финансовое содействие культуре и искусству на местах. В связи с этим на форуме, что называется, ребром был поставлен вопрос: тогда зачем вообще нужно такое министерство и само правительство, которое сводит свои задачи до масштабов одной столицы? Долю оптимизма и небезосновательных надежд внес новый министр культуры Егоров. Он сказал: "Наши задачи - лоббировать в правительстве интересы культуры всей России, а не отдельных центров".
С большим энтузиазмом было встречено выступление губернатора Самарской области Титова, который подчеркнул: "Если мы не будем сохранять духовную основу народа, мы потеряем все. То немногое, чем мы можем ныне гордиться и чем дорожить, - это искусство, в том числе театральное". Действительно, очень многое зависит от региональной власти, я убедился в этом, работая в секретариате СТД в течение тринадцати лет и общаясь со своими коллегами из различных российских регионов. Насколько отличается положение работников культуры и искусства в областях, даже, казалось бы, родственных, вплотную соседствующих, имеющих во многом схожие экономические условия! Из этих обстоятельств поневоле напрашивается вывод: если первое лицо края или области ограничивает свое влияние лишь узкой специализацией в пределах политики, экономики, производства, или поверхностно трактуемых социальных программ, если не понимает значимости духовной основы в деле формирования цивилизованного общества, то рано или поздно и он сам потерпит фиаско, и управляемая им территория неизбежно будет прозябать по всем показателям, вечно оставаясь на государственных задворках.
- Значит ли это, что и театральные коллективы в соответствии со своим материальным положением имеют очень не одинаковый творческий потенциал?
- Безусловно, именно такое положение дел родило другую, не менее тревожную тенденцию. Оправдываясь объективной ситуацией последних лет, мы, творческая интеллигенция, руководители театральных коллективов, режиссеры, актеры позволили себе явственное послабление в работе. Требуя что-то, пусть и объективно необходимое, все мы, тем не менее, не имеем права забывать о своей высокой миссии, раз уж мы добровольно избрали свою профессию. Так что опасность деградации театрального искусства должна тревожить всех, равно как и самих театральных деятелей. При всех трудностях недопустимо, чтобы творческий потенциал российской театральной школы был утерян, чтобы мы уступили свое лидерство на арене мирового театрального искусства.
- В своей непосредственной работе Вы как режиссер и художественный руководитель тоже ощущаете этот прессинг обстоятельств?
- Конечно, и здесь срабатывает как бы двусторонняя взаимозависимость: трудно требовать полной творческой отдачи от артиста, задавленного нуждой. А с другой стороны, люди, в чьих руках сосредоточены финансы на местах, считают: провинции и не надо равняться на Москву, на другие развитые регионы - у нас, дескать, своя специфика. Так что ж, нам ориентироваться на уровень заштатной самодеятельности? Поэтому я считаю оскорбительным, если мне намекают на то, что наш оренбургский театр не вправе претендовать на соперничество с ведущими театрами страны, что надо довольствоваться ролью провинциального учреждения культуры. Однако я понимаю, что руководство области и города не всегда способно удовлетворить наши материальные нужды, увы, даже желая нам помочь, оно стеснено в возможностях.
- Но у нас иногда получается так, как говорится в народном присловье: скупой платит дважды...
- Бывает и так. Вот например, чтобы осуществить свою задумку и поставить спектакль "Капитанская дочка", используя принципиально новые сценические средства, мне необходимо пригласить к сотрудничеству известного специалиста в области пластических решений театральных постановок - доцента кафедры Академии искусств Ирину Николаевну Филиппову. Уровень ее профессионального мастерства давно имеет вполне оправданную денежную ставку, но то, что по меркам Москвы считается средней цифрой, для наших финансистов кажется непомерной суммой... В который раз приходится доказывать: чем приглашать по дешевке специалистов второразрядного уровня и ставить спектакли-однодневки, не лучше ли "раскошелиться", но создать истинное произведение театрального искусства, которое не стыдно будет показать на любой столичной сцене?.. И вообще, нам давно пора перестать делать дюжину спектаклей в год, чем мы любим хвастаться, а создавать на достойном уровне четыре-пять таких, которые остались бы в истории театра на долгие годы.
- Заговорив о "Капитанской дочке", вы как бы предвосхитили вопрос о тех переменах, которые стали предметом обсуждения на форуме.
- Театры решают вечную дилемму: что нужнее - работать на потребу невзыскательного зрителя и "печь" кассовые спектакли или строить свою деятельность в соответствии с высокими ориентирами и постулатами театрального искусства? Многое в театре нуждается в здоровом обновлении. Меняется человек, его эстетические взгляды. Сегодня, в век "Интернета", театру нет смысла оставаться базой информации, публицистическим и политическим рупором или механическим, беспристрастным отражателем злободневных общественных процессов. Идет поиск новых сценических форм, но никакая форма не сработает, если не задета живая душа. Без настоящего проживания невозможно ответное восприятие. Какие бы новации ни внедрялись в театральное действие, они не станут естественной плотью, если не соединятся воедино с драматургией, психологией, пластикой, философским осмыслением внешнего событийного материала. Все это требует выхода на абсолютно иные художественные решения и театральные пласты.
Театр - это генератор национальной идеи, ведь живая плоть спектакля состоит из элементов практически всех видов искусства, в его создании принимают участие писатели, драматурги, художники, композиторы, вокалисты, хореографы, режиссеры, артисты. Подобный синтез и обязан иметь самое широкое воздействие на чувства человека, на его интеллект.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.