Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Рубежи Александры Жигаловой

-----

Надежда Емельянова

В истории Оренбургского драматического театра Александра Павловна стала седьмой по счету среди народных артистов России и первой "народной" женщиной. Утверждения звания актрисе Жигаловой в театре ждали пять лет. Подоспело оно вовремя, к очень даже круглой дате, которую Александра Павловна будет отмечать через несколько месяцев. Вовремя, если не считать того, что звание заслуженной ей было присвоено 33 года назад...

Свои "университеты" Шурочка начала проходить задолго до юности. В 1941 году ей не было и двенадцати. Через три месяца после начала войны в ее родной Белгород вошли немцы.

То, что последующими поколениями с трудом усваивалось по бесстрастным школьным учебникам, дети военных лет постигали собственным сердцем, болью и страхом. Шура вместе с родственниками пряталась в подвале, когда их дом рассыпался, как карточный. Под адский грохот взрывов и выстрелов, в кромешном чаду и гари они выбирались из превращенного в руины города. Лишь ближе к зиме решились с матерью вернуться в освобожденный Белгород, на родном пепелище кое-как устроили что-то вроде лачуги. Там и нашел их отец, вернувшийся в конце 44-го с фронта после тяжелого ранения.

В 1946-м Шура училась в девятом классе. Однажды вместе с подружками прочла объявление: "Театр набирает вспомогательный состав". Целой компанией решили испытать удачу. Взяли только двоих - Шуру и ее подругу.

- Первая роль, которую мне поручили, была совсем малюсенькой - в спектакле "Женитьба Бальзаминова" есть такая девчонка Химка, -вспоминает Александра Павловна со смехом. - На первой читке по ролям я с выражением, громко произношу свою фразу: "Приехал, приехал, "ух"!" Режиссер удивленно кричит: "Стоп! Откуда у тебя взялось ух?" "А тут так написано", - отвечаю. Оказалось, это я приняла за свою реплику сокращенную ремарку - "уходит". Хохоту было!

Она успела сыграть в нескольких спектаклях, когда в театр из Тулы приехала целая студия молодых актеров во главе с режиссером. И самодеятельные артисты остались не у дел...

Шура Жигалова не очень-то и расстроилась. Она всегда очень любила петь и потому вскоре решила для себя, что поедет в Харьков учиться "на певицу". А пока подруга по театру уговорила ее поработать в парикмахерском цехе. В роли парикмахера она и выехала вместе с театральной бригадой в дальний район. По причине распутицы пришлось там задержаться и, чтобы не терять зря время, решено было дать несколько дополнительных концертов. Тогда-то и предложили Шуре спеть. Ее "репертуар" сплошь состоял из песен Клавдии Шульженко. И конечно же был принят неизбалованной публикой, что называется, на "ура". Сразу после возвращения в театр кто-то сказал об этом режиссеру. Он заинтересовался, прослушал "не замеченную" прежде самоучку и... предложил ей сделать отдельную концертную программу. Для Шуры сшили новый сценический костюм - тоже под Шульженко. И пошла Шура петь!

Потом ей дали роль Вали Борц в спектакле о молодогвардейцах. И только после этого Шура была зачислена в труппу. А вскоре ей пришлось в срочном порядке вводиться во все спектакли вместо ушедшей в декретный отпуск актрисы.

Год спустя она вышла замуж за молодого актера Владимира Бурдакова, приехавшего в составе Тульской студии. А еще через год Белгородский театр был расформирован, и молодая семья артистов уехала сначала в Сортавалу, потом в Нальчик. Там Александра в 28 лет получила звание заслуженной артистки Кабардино-Балкарской ССР.

В 1960-м на гастролях в Пятигорске их приметил режиссер Иоффе. И переманил в Оренбург.

Шестидесятые годы стали наиболее плодотворными не только для нее, получившей звание заслуженной артистки РСФСР, но и, пожалуй, для всего театра. Именно в эту пору театр мог позволить себе иметь сразу трех штатных режиссеров. И каких! Спектакли, поставленные Юрием Иоффе, Ириной Щегловой, Михаилом Нагли, до сих пор вспоминаются ветеранами сцены и любителями театрального искусства. Более полутора десятка лет проработали эти три "зубра" рука об руку, и каждый из них внес щедрую лепту в профессиональный взлет актрисы Жигаловой. Именно тогда проявились в ней разные грани дарования: ее артистическая самобытность, соединенная с большим житейским опытом, позволяла с необыкновенной достоверностью воплощать яркие женские характеры в самом широком диапазоне - от лирических героинь до острохарактерных персонажей. Сам образ актрисы стал в театре своего рода символом истинно русского национального характера.

Однако не все было гладко и безоблачно в судьбе актрисы: в расцвете ее сил и мастерства в театре произошли перемены, и новый режиссер негласно вычеркнул имя Жигаловой из списка ведущих актеров. Несколько лет она играла лишь в старом репертуаре. Конечно переживала, немало слез было пролито в подушку... Но в конце концов Александра Павловна "взяла" и этот рубеж - режиссер разглядел-таки ее способности и начал давать ей серьезную работу.

И незаметно пролетели почти сорок лет в стенах одного театра. За это время Жигаловой сыграны сотни разноплановых ролей: Елена Андреевна в чеховском "Дяде Ване", Фениса в "Изобретательной влюбленной" Лопе де Вега, Валька в "Иркутской истории" Арбузова, Дездемона в шекспировском "Отелло", Коллонтай в "Чрезвычайном после", Бобова в горьковской "Фальшивой монете", Миронова в пушкинской "Капитанской дочке". Ксантиппа в алешинской "Ксантиппа и это, как его..." и многие-многие другие.

... Здесь, в театре, пережила Александра Павловна и главную свою трагедию - потерю мужа, погибшего от рук хладнокровных и жестоких убийц. С Владимиром Яковлевичем прожили они в любви и согласии 37 лет, и казалось, что семейному ее счастью не будет конца. А оборвалось оно в одно мгновение...

Все нерастраченные чувства достались сыну, снохе, внуку. Дружная семья, в которой бабушке отводится почетное место и не оставляется времени для того, чтобы почувствовать себя одинокой.

И сегодня народная артистка России Александра Жигалова не сдает своих рубежей. Она полна творческих планов, она еще удивляет своих поклонников новыми ролями.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.