Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Восхождение к поэту

-----

Надежда Емельянова

Вот появился в Оренбурге новый памятник - Пушкину и Далю: многие ли жители по-настоящему всмотрелись в него, попытались осмыслить с точки зрения художественной значимости для архитектурного и эстетического облика города? Может быть, попытка взглянуть на творение скульптора как бы его собственными глазами, знакомство с далекими и близкими впечатлениями жизни, подтолкнувшими заслуженного художника России Надежду Петину к созданию, пожалуй, самого главного в ее творческой судьбе произведения, помогут и нам шире взглянуть на мир?..

Надежда Гавриловна держит в руках тяжелый старинный фолиант - дореволюционное издание сочинений Пушкина.

- Это семейная реликвия, - говорит она, поглаживая слегка пожелтевшие страницы. - Помню ее с самого раннего детства. Читать я тогда еще не умела, но могла целыми часами рассматривать вот эти рисунки, тайком обводила их карандашом. Это было первое мое знакомство с Пушкиным...

В семь лет Надя уже твердо усвоила: ее отец занимается необыкновенным делом, он - скульптор. И первой его творческой работой, получившей общественное признание, стал миниатюрный бюст поэта, запомнившегося ей по книге.

Трагическая гибель отца заставила юную дочь повзрослеть раньше срока, но в душе будущего скульптора навсегда сохранилась детская восторженность перед всем, что было связано с Пушкиным, точно он был некой ниточкой, соединяющей ее с самым дорогим для нее человекам, так неожиданно ушедшим из жизни. Надежда училась в школе, потом в институте, и все это время знала: рано или поздно она создаст своего Пушкина.

Словно бы готовясь к этому, студентка художественного института имени Репина обошла и объездила практически все места, освященные именем поэта: в Петербурге квартиру на Мойке, потом Царское село, Лицей, в Москве дом на Арбате, Кривоколенный переулок, позже - Михайловское, Петровское, Тригорское, Святогорский монастырь. И всюду над ней как будто витал дух поэта. Надежда Гавриловна до сих пор помнит, как ей хотелось вслух разговаривать с ним в тиши михайловских перелесков и тропинок...

Первые пробы воссоздать пушкинский облик не приносили удовлетворения прежде всего ей самой: все чудилось некое повторение уже известного - то Комов проглядывал, то кто-нибудь другой. Тогда-то и родилась мысль о парной композиции: Пушкин и Даль. Но прошло целых двадцать лет, прежде чем это смутное поначалу видение воплотилось в материале окончательно.

В процессе кропотливой работы, "попутно", как говорит сама Надежда Гавриловна, она сделала несколько жанровых композиций: "Пушкин и няня", "Я помню чудное мгновенье", портрет в мраморе "Болдинская осень", четырехнатурный портрет поэта. Но ни на один день не прекращались поиски того единственного варианта, который был бы достоин стать памятником городского масштаба.

- Трудности возникали по самым неожиданным поводам, - вспоминает она. - Например, разница в росте: Пушкин, как известно, был невысок, а Даль выше среднего роста, сутуловат. Как я только ни закомпоновывала фигуры, чтобы эта диспропорция не выпирала! И усаживала, и придавала позы, скрывающие рост, - ничего не получалось. Только когда нашла дополнение в виде высокого цилиндра на голове Пушкина, - все как будто встало на свои места.

Другой находкой стала трость, которая уравновесила фигуры. А плащ и рука Даля, отведенная за спину, позволили закольцевать композицию, дополнили детальную разработку целостного образа, что значительно расширило впечатление при круговом обзоре, - а это в монументальной скульптуре немаловажно.

- Но в первую очередь, я стремилась передать не только общую соразмерность или внешнее сходство, а гармонию духа двух великих людей, - рассказывает скульптор. - Вот почему в композиции доминируют вертикали, а в неизбежной вроде бы статике фигур угадывается душевное движение навстречу друг другу. Именно энергетическое поле между ними стало третьим элементом композиции.

Лишь к 1975 году выкристаллизовался окончательный проект, который и был представлен сначала на зональной выставке в Свердловске, а затем на Всесоюзной в Москве. Работу заметили: академик скльптуры Лев Головницкий, анализируя петинскую композицию в журнале "Художник", подчеркнул, что у нее есть все шансы стать монументальным произведением. Но только в конце 93-го Надежда Гавриловна получила от мэра города Г.П.Донковцева официальный заказ на изготовление проекта будущего памятника. И прошло еще четыре года, пока бронзовые Пушкин и Даль заняли свое почетное место в городе.

Казалось бы, вот теперь можно остановиться, перевести дыхание, порадоваться тому, что уже имелось: в шестнадцати музеях хранятся работы Петиной, в родном Оренбурге незадолго до Пушкина и Даля поставлен замечательный бюст Неплюева - что еще желать? Пора заняться собственным здоровьем, внуком. Но так уж устроена творческая натура - все ей мало!

Вместе с заказом на двухфигурный памятник, Надежда Гавриловна получила документальное "добро" и на создание скульптурного портрета еще одного видного деятеля Оренбуржья - генерал-губернатора Перовского. В настоящее время уже готовый и одобренный бюст ждет своего часа - отливки и установления в одном из уютных уголков города.

А совсем недавно Н.Г.Петина получила в дар издание нашего земляка писателя Ивана Уханова "Рычков", вышедшее в серии "Жизнь замечательных людей". Она залпом прочла книгу и словно зажглась той энергией, что исходит от ее героя, выдающегося деятеля России XVIII века Петра Рычкова. И вот первая фигурная композиция в полный рост, выполненная пока в небольшом размере, уже привлекла внимание общественности как модель будущего памятника.

...Всякий раз, приступая к новой работе, скульптор ставит перед собой высокую цель: создать зримый образ не просто исторической фигуры, но творца, который сам по себе есть великое национальное достояние. Вечное восхождение к высотам человеческого духа - вот та метафора, которая становится отправной точкой в пластическом решении творений Надежды Петиной.

Фото Ларисы Терентьевой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.