Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




"Шагнул в XXI век"

-----

Надежда Емельянова

По пальцам можно сосчитать художественные презентации нескольких последних лет, когда на них стекалось бы столько народа, как на юбилейную выставку художника Александра Овчинникова.

И вряд ли вообще кто-либо вспомнит подобный случай, когда сама церемония открытия занимала бы столь продолжительное время именно из-за того, что множество людей жаждало высказать свое изумление и восхищение стихией его природного таланта.

Безудержность человеческой натуры, постоянно неутоленное желание выплеснуть всю свою душу на полотно, выразить ее порывы и волнения в красках, порой по-детски наивное стремление как можно быстрее поделиться своим художническим видением мира с людьми - близкими, и даже случайными, - все эти особенности характера Александра Ивановича достаточно часто порождают в профессиональных кругах, особенно эстетствующих, тяготеющих к формалистическому искусству, некую снисходительную иронию по отношению к своему "диковато первородному" собрату, не прошедшему горнила академического образования, к его определенной прямолинейности мышления, которая иногда как будто прорывается и в творчестве. Вот и юбилейная выставка вызвала далеко не однозначные оценки: сквозь многоголосье приветствий и похвал в закулисную часть церемониала прорывались и скептические реплики, мол, так и не сумел седовласый живописец образоваться, выработать вкус, чтобы научиться отличать действительно стоящие работы от явных неудач и не загромождать собственный вернисаж. Думается, в немалой степени нелестные оценки спровоцированы колючестью и бескомпромиссностью самого Александра Ивановича, также непримиримо относящегося ко всему, что не созвучно его миропониманию.

Ну да Бог с ним, не будем тратить время на подсчеты, сколько у художника Овчинникова поклонников и сколько оппонентов. Важно, что их великое множество, а это говорит о том, что в его живописи нет места равнодушию, холодному рассудочному ремесленничеству, что он и вправду во многом народный художник, потому что его произведения близки и понятны очень многим любителям, не искушенным блужданием в дебрях эстетических теорий об изобразительном искусстве.

Так случилось, что Александр Иванович долгие годы дружит со многими оренбургскими писателями. Именно они всячески поддерживают и популяризируют творчество Овчинникова, привлекая внимание общественности к его неординарному таланту. Их голос стал определяющим и при присуждении Овчинникову "Оренбургской лиры". А потому мне кажется уместным привести несколько высказываний, прозвучавших из уст представителей Оренбургской организации Союза писателей России, участвующих в открытии выставки.

Петр Краснов:

- Мы порой не отдаем себе отчета в том, кто живет рядом с нами, в одном времени и месте, в одной "варится" действительности - не осознаем явления во всей масштабности, целокупности его.

Есенинская формула "Большое видится на расстоянии" целиком относится к такому явлению в культурной жизни Оренбуржья, как творчество художника Александра Ивановича Овчинникова. За 50 с лишним лет работы им создан, без преувеличения, целый одушевленный и густонаселенный мир, живой, развивающийся, осваивающий вместе с автором новые духовные высоты. И уже невозможно окинуть взглядом его, этот мир, в целом - не только в силу его широты и глубины, великого разнообразия форм и красок, размаха идейно-художественных построений.

Но можно сказать и так: чем больше черпаешь из сильного родника или колодца, тем чище вода. Мы, его друзья, всегда поражались трудоспособности А. Овчинникова - и еще больше удивляемся ей сейчас. Талант должен быть великим тружеником, иначе он просто не сумеет самореализоваться, - таков один из главных творческих законов художника. Сделанное им лежит в главном русле русского искусства вообще - в реализме, наиболее верно начертающем Божье творение как таковое. Именно в этой высшей правоте реализма, я думаю, и черпает Александр Овчинников силы для освоения прекрасного.

Валерий Кузнецов:

- В сегодняшнем мире технологично организованного безумия принято за норму авангардное нетерпение бежать впереди любви и красоты как Божьих условий истинного. Но, как и в начале творения, солнце пока еще поднимается с востока, пчела в жажде нектара заползает в цветок, а ребенок радуется и пчеле, и цветку, и солнцу.

Понять радость ребенка под силу только душе, не тронутой распадом. Ведь и на самом деле: этика рождает эстетику, и только прекрасная душа входит в сотворчество с прекрасной природой.

Большая душа оренбургского мастера Александра Ивановича Овчинникова более полувека творит прекрасную реальность.

Что же такое искусство, которому всей своей колористической мощью служит Александр Овчинников? Былинная ли это застава богатырского духа, завещанного предками - пахарями и воинами, Курская ли дуга русской живописи - все едино и цельно в этом художнике, все в нем выходит на бой с абсурдом и безобразием жизни - ибо всем своим нелегким народным опытом и он пришел к последнему знанию зрелой ответственности: только красота спасет мир. Истинно так!

Георгий Саталкин:

- Всю толщу работ художника можно разделить на несколько стилистических пластов: шло время, росло мастерство живописца, обогащалась его душа, рос, креп, мужал его творческий дух. И сегодня сила и энергия поиска, неудовлетворенность собой, жажда жизни, горячее, юное стремление отдать все сердце свое любви ко всему сущему на земле и выразить ее так, как никто еще до него не выражал, - все это при нем, в запасниках этой удивительной личности. То, что это так, свидетельствует совершенно новое стилистическое направление в творчестве художника. Изменился ритмический строй его полотен, техника письма - он работает в основном мастихином, он алхимию палитры перенес прямо на холст. А самое главное, в своих новых работах он соединил враждующие вечно противоположности - формализм, авангард и прекрасный свой реализм. И получились "Сиреневый полдень", "Балейская ветла", "Розы", "Тыквы".

Как философ, как художник, как гражданин Александр Иванович Овчинников шагнул в XXI век, где если не все, то хотя бы основные противоречия должны сойтись и соединиться в творческом акте соборности.V

Фото Ларисы Терентьевой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.