Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Поговори со мною, Гойя!..
Искандер Бигеев
Решение вступить в столь необычный диалог с "коллегой", жившим два века назад, пришло к оренбургскому художнику Виктору Бартеневу, по его же мнению, случайно. Но в этой случайности есть все же и что-то закономерное. Ведь не обратился же он к Ван-Гогу, Дали или Тулуз-Лотреку - живописцам, о необузданных темпераментах которых сложено много легенд. А закономерность случайности кроется в характере самого Виктора Бартенева. Ему еще нет и тридцати. Но уже есть репутация возмутителя спокойствия, и не только в среде оренбургских собратьев по кисти. Его выставки всегда получали в прессе оценки с эпатажным оттенком. И вот новая встреча с Бартеневым, точнее будет сказать, его встреча с Франсиско Хосе де Гойя.
Что привлекло Терентия (этим именем Виктор Бартенев подписывает свои картины) в жизни и творчестве великого испанского художника, биография которого изобилует романтическими приключениями? Безусловно, самым значительным событием его жизни было создание серии офортов "Капричос". Трезво и внимательно посмотрев на мир, Гойя увидел царящие в нем ложь, ханжество, тупость и, воспылав негодованием, запечатлел их. Не давая сюжетной связи между отдельными листами, а их в серии около восьмидесяти, прибегая к иносказанию, органически сплетая воедино фантастическое и реальное, мастер создал сатиру на общество, высмеивая человеческие пороки. В свою очередь Бартенев уловил в нетленности офортов содержание, которое свойственно любому гражданскому обществу во все времена. Так зародилась идея своего прочтения темы в живописных работах и диалогах с Гойей.
Каждый из офортов испанского живописца сопровождается тезисом, в котором великий мастер XVIII века дает словесную оценку изображаемого сюжета. Этим, вероятно, воспользовался и Терентий Бартенев при создании своих двадцати четырех живописных интерпретаций тем, предложенных человечеству два века тому назад.
Итак, слушаем диалог Гойя-Бартенев.
Гойя: "Свет - тот же маскарад. Лицо, одежда и голос - все в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они есть на самом деле. Все обманывают друг друга. Но их лица и одежда сами за себя говорят..."
Бартенев: "Диалог с таким интереснейшим собеседником рассматриваю как еще один вариант раскрытия себя на данном этапе творчества. Восприятию "Капричос" в наиболее обостренном варианте способствует транскрипция серии офортов Гойи для нашего поколения. Стремление к общению с прошлым вновь убеждает в гениальности великого мастера: созданные им виртуозные композиции воспринимаются таковыми и сегодня".
Гойя: "Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ. Но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес..."
Бартенев: "Во встрече с великим мэтром в такой выдуманной мной форме диалога есть, конечно, мистическое начало... Не хотелось бы его осовременивать, а, наоборот, поразмышлять его категориями в наши дни".
Гойя: "Они были бы неблагодарными учениками, если бы не угощали своего наставника, которому они обязаны всей своей выучкой..."
Бартенев: "Смотрю и удивляюсь, как он мастерски все это делает, озаряет рисунки своим внутренним светом. Прикасаясь к гению, как к живительному роднику, делаешь шаг к овладению более тонким и изящным языком изобразительного искусства. Каждому художнику необходимо изучать старых мастеров. Еще Сезанн призывал делать свободные копии-интерпретации. В истории мировой культуры есть немало примеров творческих диалогов: Рафаэль-Дали, Шуберт-Лист, Бизе-Щедрин".
Гойя: "Фортуна очень плохо обращается с теми, кто с нею угодлив. Тому, кто с таким трудом взобрался наверх, она дарит дым, а потом в наказание сбрасывает его вниз..."
Бартенев: "Гойя для меня великий учитель. Его офорты, переведенные в мою живопись, - это не просто копирование. То, что я вижу у него, его проникновение в образы, его изобразительная манера - все это воспринимается через мою реакцию, мое слово. Разногласия существуют. Я не делаю акцента на его социальных проблемах тех лет. Все же время вносит коррективы, да и, если честно сказать, я их не знаю до тонкостей, чтобы так смело о них говорить. Для меня важнее поиск образа в тех психологических ситуациях, которые возникают между мной и героями офортов Франсиско Гойи, перенесенными в наши дни".
Гойя: "А вот маленькие домовые, совсем другой народец. Веселые, резвые и услужливые. Немножко лакомки и охотники до шалостей: но все-таки это славные человечки..."
На этой веселой ноте и прервем диалог. Последнее слово пусть останется за мэтром, тем более, что они единственные доброжелательные в серии причудливых сочинений художника. И, если бы диалог состоялся реально, Франсиско Гойя адресовал бы их страстному почитателю его таланта Терентию Бартеневу.
А как продолжается сегодня диалог между веками, каждый может подслушать, посетив галерею "Арта", где выставлены живописные интерпретации офортов Гойи, исполненные оренбургским художником Виктором Бартеневым.
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.