Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
"Печать эпохи на челе..."
Надежда Емельянова
В последнее десятилетие уходящего века исследователи изобразительного искусства беспристрастно констатируют угасание художественного интереса к одному из жанров, главенствующих в живописи не одно столетие, - портрету. Очевидно, сама жизнь с ее все усиливающимся прагматизмом и одновременно механистически унифицированной цивилизованностью не располагает к прилежному вглядыванию в человеческое лицо, которое как ничто другое отражает самую что ни на есть глубинную сущность "хомо сапиенса" - его духовный мир. Тем неожиданней и интересней оказалась выставка, открывшаяся в зале на Володарского. Она объединила в целостную, логически завершенную панораму почти полторы сотни работ тридцати с лишним авторов.
По единодушному мнению большинства зрителей, пришедших на открытие, инициатор и исполнитель проекта художник Владимир Ерышев с блеском выполнил им же самим поставленную задачу: он тщательно продумал, концептуально выстроил и создал экспозицию, которая с наибольшей полнотой представила оренбургскую школу живописи в жанре портрета. Именно поэтому выставка стала не просто очередным дежурным событием в культурной жизни города. Она как будто заново открыла всю непознаваемость, все многообразие, все богатство возможностей портрета как такового: его хрестоматийную классификацию - бытовой, интимно-камерный, парадный, групповой портрет, а также стилевую градацию - романтический, классицистический, реалистический, тяготеющий к современным авангардным направлениям, - в общем, все то, что позволяет говорить о жанре как необыкновенно пластичной, видоизменяющейся форме изобразительного искусства, по которой можно изучать особенности ведущих стилей в живописи разных времен.
Не менее важна и содержательная сторона портрета как художественного объекта: в нем органически соединяются внутренний мир портретируемой модели и нравственно-эстетическая позиция самого художника. А поскольку каждый человек в той или иной степени несет в себе образ эпохи, в которой он живет, то в каждом портрете порой непостижимым образом присутствует наравне с конкретным лицом и авторским замыслом еще и само время. Именно этот образ эпохи превращает обычные холст и краски, карандаш и картон в художественное произведение, приобретающее бессрочную ценность и значимость.
Давая оценку выставке, искусствовед Наталья Свирина очень кстати напомнила высказывание известного нидерландского историка и философа культуры Йохана Хейзинга: "Когда мы смотрим на эпоху, она являет нам конгломерат всех бедствий и мерзостей, а когда перед нами возникает искусство эпохи, то вместо крови и грязи остаются свет и доброта".
Масштабность и многоплановость выставки посчитал нужным подчеркнуть и председатель областного комитета по культуре и искусству Виктор Ренев, увидев в ней преемственность основополагающих заветов классического искусства. "Вглядываясь в огромный лоб Леонардо да Винчи, мы понимаем, сколь трудным и сложным было его время, - сказал Виктор Васильевич. - Сегодня о своем времени нам говорят лики наших современников, глядящие с портретов оренбургских художников. Какова наша эпоха? Они отвечают на этот вопрос, а может, задают его нам..."
Тематический принцип построения экспозиции позволил организатору представить и своеобразный временной срез, включив в нее работы разных лет, что безусловно дает дополнительный повод для размышлений о творческих путях и судьбах художников и их произведений. Так автопортрет Николая Соколова тридцатилетней давности словно перекликается с только что написанным автопортретом Рашида Асаева.
И все-таки основное ядро экспозиции составляют работы именно портретистов, художников, которые посвятили этому жанру немалую часть своей творческой жизни. Их не так уж много в Оренбурге: из старшего поколения - все тот же Николай Соколов, Николай Ерышев, Андрей Преснов, Александр Овчинников, Геннадий Глахтеев, а из более молодых - Юрий Рысухин, Александр Масловский, Владимир Ефарицкий, Василий Тюлькин, Марина Борисова, сам Ерышев-младший.
- Но ничто не помешало участвовать в выставке тем художникам, которые и в профессиональной среде, и в сознании любителей изобразительного искусства являются представителями иных направлений, например, пейзажисты, графики, приверженцы современного модернизма, - подчеркивает Владимир Николаевич. - Главным критерием был художественный уровень. Так что есть в экспозиции работы таких авторов, которые за всю свою жизнь, может, и написали один-два портрета. Для меня не важен был ни возраст художника, ни регалии, ни его художественные ориентации: лишь то, что я считал достойным высокой профессиональной оценки, принималось безоговорочно.
- И вам удалось в процессе отбора картин избежать конфликтных ситуаций, ведь наверняка пришлось что-то и отвергнуть?
- Конечно, далеко не все из предложенного было принято. Но я человек, в общем-то, неконфликтный, поэтому всегда в таких случаях стараюсь выбирать необидные слова, убеждать. Пока мне это удается. Работа эта насколько хлопотная, настолько и интересная. Мне самому было любопытно обнаружить прежде незамечаемое качество: при всем стилевом многообразии я увидел нечто общее - оренбургскую школу. В Москве, например, так не пишут. Это даже трудно объяснить, но тенденция прослеживается довольно четко.
Пожалуй, к разряду еще одной особенности можно отнести и то, что уже не первая оренбургская выставка устраивается одним человеком. То есть художники все чаще уходят от привычного способа организации методом коллективного, худсоветовского отбора. К этому можно по-разному относиться, но все-таки всегда интереснее наблюдать плоды неординарного индивидуального подхода, своего рода личный знак качества. Да, очевидно, и Владимир Ерышев не лишен каких-то пристрастий. Но если у художника есть твердая профессиональная позиция, художественный вкус, то хочется простить даже некоторую долю его предвзятости, согласиться с его предпочтениями. Пусть тот, кто не побоится бесконечной суеты, неизменно сопровождающей создание новой выставки, возмется за организацию следующей экспозиции и сделает все по-другому, как он считает нужным.
Кстати, портретов, предлагаемых и не вошедших в ерышевскую галерею, осталось еще на три выставки. И это, думается, самое главное, ибо сей факт говорит о том, что оренбургские художники, несмотря ни на что, полны творческого горения.
Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.