Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Семейный портрет в интерьере сцены
Искандер Бигеев
Премьерой завершил прошедший год Государственный татарский драматический
театр имени Мирхайдара Файзи. Оренбуржцам был показан спектакль по пьесе
Флорида Булякова "Любишь - не любишь?.." Это был режиссерский
дебют народного артиста Башкортостана Вакиля Юсупова. Он и его супруга
артистка Альфира Юсупова теперь работают в нашем театре. И этот выбор сделан
ими не случайно. Творческая концепция оренбургского татарского театра и его художественного
руководителя заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Рустама
Абдуллаева - это смелое образное решение и ломка старых традиционно накатанных
приемов. Сегодня таким новаторским театральным языком заявляет о себе новая
волна драматургов и режиссеров. Первопроходцам всегда трудно. Сколько споров
было на сдаче спектакля "Не все коту масленица" в том же татарском
театре. Многие приверженцы традиционной интерпретации драматурга Островского
не соглашались с режиссером-постановщиком Рустамом Абдуллаевым, который
пошел на смелый эксперимент: перенес действие из купеческого Зарядья XIX
века в среду "Новых русских" конца ХХ века. Такой временной срез
сегодняшней жизни дает обобщенный и собирательный образ нашего бытия в
историческом аспекте. Еще один спектакль этого же режиссера по пьесе Флорида Булякова "Выходили
бабки замуж", построенный по такому же принципу, из разряда "спорного
шедевра" стал популярным "гвоздем сезона". Сегодня пьесу
башкирского автора ставят в десятке русских театров страны, в том числе
и в нашем областном драматическом театре. И вполне закономерно, что для своего дебюта в Оренбургском татарском
театре Вакиль Юсупов взял еще одну пьесу именно Флорида Булякова. Автор
не связывает себя жанровыми ограничениями, назвав пьесу трагикомедией,
он предоставляет постановщику возможность своего прочтения. Что и сделал
Вакиль Юсупов: получился фарсовый спектакль-притча. Доживают свой век старые Абдулла и Фатима. Жили, как все в те годы их
односельчане. А может быть, и не как все, потому что не исполнили свой
основной жизненный долг: потомства не вырастили, дерева только не посадили
- вырубили даже не ими посаженные. А дом, хотя и построили, но тепло в
очаге не сберегли. В общем, жили, счастливые своим неведением, что так
жить нельзя. Прозрение наступает слишком поздно, когда уже начинают бить
часы урочные, и суд совести выносит свой вердикт, осыпая лепестки судьбы-ромашки. Действие, как и положено в притчах, происходит в двух временных пространствах:
молодые Абдулла и Фатима совершают поступки, и они же в пожилом возрасте
их анализируют и делают выводы. И не только в этом притчевость: есть сцены,
когда эти персонажи-двойники общаются между собой. Кульминационной сценой
и является такая встреча молодой Фатимы, решившейся на отчаянный шаг от
безысходности, с Фатимой, уже умудренной жизненным опытом и удерживающей
свою молодую ипостась от роковых поступков. Такова фабула спектакля. В финале однозначно и жизнеутверждающе дан
ответ на вопрос, вынесенный в название пьесы. Заслуживает самой доброй оценки работа художника Раифа Нуретдинова,
сумевшего сказать свое слово в таком малом пространстве, которое предоставили
ему стесненные условия фойе, превращенного в зрительный зал со сценой.
Фантасмагория, взятая как ключ образного решения сценографии спектакля,
позволила ему справиться и с введенными режиссером элементами нечистой
силы, и с экскурсом в прошлое. Органически уживаются мажорные картины цветущего
сада, а пни вырубленного леса, вносят тревожные ноты в развитие действия.
И, видимо, не было особых противоречий между режиссером и художником, если
зрители с пониманием воспринимают то, что в реалии сюжетной канвы вплетаются
призрачные, фантастические картины и фигуры. Актерский ансамбль, занятый в спектакле, режиссер назвал своими единомышленниками,
да иначе, видимо, невозможно воплощать свою концепцию в природу игры актера. Главные роли в двух составах исполняют Вакиль и Альфира Юсуповы и Рафаиль
и Нурия Фатыховы, семейные пары, за плечами которых уже немалый жизненный
опыт. И театральный вариант жизни в предлагаемых обстоятельствах они проживают,
можно сказать, не только по ремаркам пьесы и творческим находкам режиссера.
Спектакль получился во многом симптоматичным и внятно зафиксировал определенные
тенденции как внутри театра, связанные с выбором темы и способов их воплощения,
так и вне его, что проявилось в отношении к спектаклю зрителей и в критериях
оценок театроведов. Одну из них хочется привести в заключение. Ее высказал
в интервью народный артист России, художественный руководитель областного
драмтеатра Рифкат Исрафилов: "При ограниченных технических возможностях
театр с честью выходит из создавшегося положения, преодолевая тот кризис,
который наступает на нас каждый день. Что толку все время восклицать -
этого нет, другого нет! Духовное должно быть. Мы должны работать. Театр
всегда был и остается главным барометром общества. Когда он работает на
положительную сторону, обществу легче. Наши политики должны это понять
- без духовности Россия жить не сможет. К театру надо относиться серьезно". На снимках: народный артист Башкортостана Вакиль Юсупов и Альфира Юсупова
в ролях Абдуллы и Фатимы; артисты Айрат Хабибуллин и Зульфия Мавлютова
в ролях молодых Абдуллы и Фатимы. Фото Ларисы Терентьевой.
При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.