Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Страстное молчание Набила Ишмухаметова

-----

Искандер Бигеев

Его частенько можно встретить на улице с рюкзаком за плечами, но немногие знают, что за поклажа скрыта в рюкзаке. А там лежит всего лишь ржаная буханка хлеба, завернутая в салфетку, - пачка сигарет да небольшая ручная пила. Ходит он в Зауральную рощу, к размытым течением берегам реки с оголенными корнями деревьев, или к застаревшему валежнику, где среди упавших сухих стволов отыскивает сюжеты своих будущих деревянных скульптур.

Это оренбургский художник Набил Ишмухаметов. Он отличается редким в наше время художническим взглядом, оторванным от земной суеты.

Родился Набил в Башкортостане, жил в Казахстане, Крыму, и от всех этих солнечных мест вобрал в себя необыкновенную душевную теплоту, которой делится с людьми, его окружающими, на вернисажах своих произведений. Это отмечают все, кому приходилось встречаться с ним, бывать в его мастерской, слушать его рассуждения об искусстве, о жизни, об отношении ко всему живому.

Перед входом в его мастерскую стоит небольшая конура, в которой чудом умещается и живет "в тесноте, да не в обиде" целая свора собак. Все одной породы -"двортерьеры", большинство их ущербные: у одной бельмо на глазу, у другой перебита лапа. Они очень добрые и приветливы к людям, входящим с добром в этот двор, где они нашли приют - если бы умели говорить, сказали бы: "у самого доброго на земле художника".

Он ходит, вглядываясь в мир, и ведет с ним диалог о трагедиях и радостях, происходящих вокруг, о событиях светлых и мрачных, созидательных и разрушительных. В вывороченных корнях, бесформенных пнях и скрученных ветвях находит он образы своих картин и скульптур, которые рассказывают нам о вещах вселенских, тех, что составляют нашу жизнь. Его произведения имеют свойство завораживать - зрители подолгу стоят перед ними, прислушиваясь к их страстному молчанию и вбирая в себя энергетику, скрытую художником в удивительных мазках кисти и необыкновенных пластических переплетениях природного материала.

Творчество художника очень часто оценивают исходя из усвоеннных еще со школы правил. Согласно им, лучший показатель таланта - анатомически верно нарисованная натура. Но внешние приметы мастерства скрывают от зрителя суть художественного мышления. Искусство Набила Ишмухаметова не укладывается в привычные критерии оценки: его не соотнесешь ни с академическими канонами, ни с наивным направлением: это своеобразные монологи о глубоко личных переживаниях, воспоминаниях, наполненные чувством радости и ощущением каждодневного праздника жизни.

Творчество Набила глубоко индивидуально, и вместе с тем теснейшим образом связано с окружающим миром, его породившим. Он как бы вбирает его многоликость и многообразие, чтобы потом передать суть этой реальности по собственным художественным законам. Свой метод познания и отражения мира он назвал "вселенским реализмом". Его образное мышление и художественная манера сравнимы с симфоническим оркестром, в которой соло ведет мысль художника. В его картинах нет прорисовки деталей, монументальность придают цвет, освещение, ракурс, и растворенные в пространстве фигуры персонажей. Но это и не абстракционизм, а более высокая ступень творчества, которая передает нам само дыхание земли. И хотя живопись однажды была названа страстным молчанием, в картинах Набила Ишмухаметова слышен крик души художника, очень тонко чувствующего и воспринимающего боль земли своим легко ранимым сердцем. В этом радость его творчества и его трагедия, что в общем то и называют божьим даром художника, о котором еще говорят: "Он не от мира сего". А крик души его часто становится "гласом вопиющего в пустыне", ибо современный прагматичный мир открывает перед художником, к сожалению, не все двери. Творческого человека легко обидеть - пример этой житейской аксиомы и творчество Набила Ишмухаметова.

На открывшейся в залах областного краеведческого музея выставке представлена небольшая коллекция работ художника: шесть живописных работ и около десятка скульптур. Но каждая из них заслуживает особого внимания. В этой тщательно отобранной небольшой экспозиции есть и своя положительная сторона. Зритель имеет возможность более внимательно пообщаться с каждым произведением. Ведь каждый художник в идеале мечтает о "театре одной картины", в котором все внимание было бы уделено самому значительному в его творчестве произведению. И в двух залах музея, где развернута выставка, есть приближение к такому идеалу: скульптуру можно обойти вокруг и оценить с разных точек зрения.

О содержании экспозиции красноречивее всех экскурсоводов и гидов говорят их названия. Прислушайтесь к ним: "Памятник не взлетевшим птицам", "Взывающий журавлик", "Встреча с XXI веком".

И у каждой из работ своя история, связанная с определенным и памятным отрезком жизни самого художника.

Вот эти переплетенные стволы и корни сирени Набил вытянул буквально из-под гусениц бульдозера, выкорчевывающего лесонасаждения вокруг киноэстрады "Октябрь", что находилась на улице Пролетарской, напротив драмтеатра. И теперь, обреченный когда-то на гибель, сиреневый куст обрел вторую жизнь, а о его нелегкой судьбе в этом мире красноречиво говорит название, возродившейся, как Феникс из пепла, скульптурной композиции: "Не согнулись - только пригнулись".

Набил Ишмухаметов, очевидно, один из тех художников, кому суждено называться "загадочным". Для этого надо немного: отойти от будничной суеты и задуматься о нашей земной жизни. Но это дар Божий и не каждому он дан.

Фото Ларисы Терентьевой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.