Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Юбилей у дорожников
Константин Копылов
Ещё до середины прошлого века Оренбуржье в стране относилось к зоне бездорожья. Зато спустя пару десятков лет регион был окутан обширной сетью дорожных магистралей. Это стало возможным благодаря появлению областной дорожной отрасли, которой в этом году, как и региону, исполнилось 85 лет.
История дорог
Началом развития автомобильных дорог в Оренбургской губернии можно считать XVII – XVIII вв., когда караванные пути связывали Центральную Россию со Средней Азией, Востоком и Сибирью. В 1735 г. через Оренбург проходил торговый путь в Индию. В 1744 г. началось строительство тракта Оренбург – Уфа, а в 1745 г. пустили почтовые и пассажирские экипажи. До сих пор на этой автодороге существует старинный мост-труба на 96-м км, который был построен в 1750 г.
В 1752 г. начато составление генеральной карты Оренбургской губернии и десяти частных карт, содержащих сведения о хозяйстве, торговле, городах, крепостях, дорогах между ними. 30 мая 1800 г. Оренбургский суд представляет губернатору области рапорт о необходимости исправить дороги и об отсутствии мостов в Бердской слободе. В 1806 – 1807 гг. стали улучшать дорогу к Илецкому руднику соли. В 1809 г. наладили путь вывоза соли в Уральск и Казань. На дороге Оренбург – Соль-Илецк на 25-м км у с. Донгуз сохранился до настоящего времени мост-памятник, который восстановлен в 1930 г. и реставрирован в 1999 г.
В 1841 – 1845 гг. был проложен тракт Бугуруслан – Сергиевские минеральные воды.
22 ноября 1842 г. Комитет, учреждённый для составления общего плана хода почт в Империи, направляет Оренбургскому губернатору письмо «Об открытии почтового тракта между Николаевым и Уральском». В 1847 г. началось строительство тракта Оренбург – Бугульма, которое продолжалось до 1880 г. В 1860 – 1863 гг. были открыты первые почтовые станции в с. Татищево, с. Нижне-Озёрное, с. Чесноковка. В 1867 г. стали прокладывать тракт Оренбург – Ташкент. Губернский дорожный отдел в 1913 г. произвёл перепись маршрутов в Оренбургской губернии с учётом расстояний между населёнными пунктами. В 1914 г. был издан Указ о строительстве дороги в сельской местности, об организации дорожных отделов в земствах.
До революции в Оренбургской губернии насчитывалось девять почтовых трактов общей протяжённостью 1805 км и 1460 км просёлочных дорог, которые обслуживались дорожными отделами за счёт дорожных повинностей. На 1000 кв. м площади губернии приходилось 17 км дорог.
До 1934 г. в Оренбургской области было пять дорожно-эксплуатационных участков: в Оренбурге, Бугуруслане, Бузулуке, Илеке и Орске, которые входили в состав Средне-Волжского управления «Крайдортранс» в г. Самаре. На основании приказа главного дорожно-транспортного управления РСФСР от 21 декабря 1934 г. для координации работы транспорта и строительства грунтовых дорог области был образован дорожно-транспортный отдел (Облдортранс при Оренбургском облисполкоме).
Сеть дорог в 1935 г. в Оренбургской области составляла 1818,3 км, но в связи с реорганизацией дорожного хозяйства сеть государственных дорог на 01.01.36 г. утверждена протяжённостью 1078 км, из них 501 км естественных грунтовых, 486 км профилированных грунтовых, 31 км гравийных дорог и шоссе, 60 км булыжных мостовых и белых шоссе. Образованный в 1934 г.
дорожно-транспортный отдел в Оренбурге сосредоточил в своих руках руководство и надзор за дорожными работами, а также оказание дорожно-эксплуатационным участкам материальной и технической помощи. Оренбуржье тех лет без преувеличения можно было назвать зоной сплошного бездорожья. Проехать из одного населённого пункта в другой можно было только при условии благоприятной погоды. Особенно трудно было во время весенних паводков. Существовавшие в то время деревянные мосты разбирались, и целые районы оставались без транспортного сообщения. Ситуация начала меняться, когда приказом Главного управления при Совете министров СССР от 12.04.1948 г. №52 «Об организации МДС для строительства и восстановления дорог республиканского, областного и районного значения» была создана машинно-дорожная станция в г. Чкалове.
В 1957 г. Оренбургский облисполком ставит вопрос об организации двух дорожно-строительных управлений – в Оренбурге и в Бузулуке. Однако этот вопрос не получил желаемого решения. По указанию Министерства транспорта и шоссейных дорог РСФСР в 1957 г. на базе существующей МДС-22 было организовано дорожно-строительное управление в Оренбурге.
На начало 60-х годов XX века дорожно-строительным управлением были построены большие мосты через р. Сакмару у с. Татарская Каргала и у г. Оренбурга; начато строительство республиканских дорог Оренбург – Уфа и Казань – Оренбург. Все искусственные сооружения, в т.ч. мосты, сооружались силами управления. Построены дороги областного значения Оренбург – Соль-Илецк, Каменно-Озёрное – Саракташ, Оренбург – Орск, дороги местного значения в Сакмарском, Тюльганском, Кваркенском, Адамовском и других районах области.С развитием в Оренбургской области газопромышленного комплекса в
70-х годах начинается строительство федеральных дорог Оренбург – Илек и Самара – Оренбург. С тех пор Оренбургская область покрылась густой сетью автомобильных дорог. Со всеми районными центрами Оренбург связан автодорогами с твёрдым покрытием.
Итоги и перспективы отрасли
В ходе торжественного собрания, посвящённого 85-летию образования дорожной отрасли региона, дорожных устроителей поздравили руководители отрасли и региона.
Первый вице-губернатор – первый заместитель председателя правительства области, министр сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Сергей Балыкин отметил, что 2019 год для Оренбургской области стал годом масштабных дорожных работ.
– В области было отремонтировано более 550 километров дорог. В списке регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» завершены работы на 114 объектах на сумму в 3,1 млрд руб. На будущий год запланированы не менее масштабные мероприятия. В 2019 году изменился подход к развитию улично-дорожной сети городов. Теперь применяется только комплексный метод – проводится ремонт проезжей части и обязательное благоустройство прилегающей территории. Также в этом году проведены строительство и реконструкция 10,5 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием к сельским населённым пунктам. Это дороги Ясная Поляна – Солнечный в Ташлинском районе и подъезд к селу Красноярск с мостом через реку Бастынбай в Адамовском районе, трёх мостов: реконструкция двух мостов в разных местах через реку Урта-Буртя в Беляевском районе и реконструкция моста через реку Молочай в Александровском районе, – отметил Сергей Викторович.
По словам заместителя председателя правительства Оренбургской области – министра строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта области Александра Полухина, сохранение и развитие имеющейся сети автомобильных дорог, поддержание её хороших эксплуатационных качеств – основная задача дорожников Оренбургской области.
– В 2020 году в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет использоваться новый для области метод объёмного проектирования асфальтобетонной смеси. Для этого на базе ГУ «ГУДХОО» в этом году завершено оснащение современной лаборатории. Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» даёт отрасли второе дыхание, это наш образ жизни до 2024 года. Проект структурирует всю дорожную деятельность без исключения: приведение в нормативное состояние дорог, цифровизация отрасли, внедрение интеллектуальных транспортных систем, инновационного дорожного продукта. В этом году мы уложили пробные, экспериментальные участки по методу объёмного проектирования – технологии суперпейв. Эта методика обеспечивает более длительные сроки службы асфальтобетонного покрытия. В год 85-летия образования дорожной отрасли нам есть чем гордиться. За эти годы протяжённость дорожной сети региона выросла в 15 раз – с 1800 до 26,5 тыс. км. 2019 год принёс новые рекорды – впервые протяжённость ремонтируемых дорог превысила 550 км. Более 200 из них – в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», – подчеркнул Александр Валерьевич.
На торжественном собрании лучшие представители отрасли были удостоены высших наград. В том числе были вручены нагрудные знаки «Почётный дорожник России», Благодарности Министра транспорта РФ, Почётная грамота и Благодарность губернатора Оренбургской области и Законодательного Собрания, а также Почётные грамоты и Благодарственные письма главы регионального минстроя. Всего в день празднования награды получили более 40 оренбургских дорожников.