Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Ренессанс тряпичной куклы

+++++
Ренессанс тряпичной куклы Ренессанс тряпичной куклы Ренессанс тряпичной куклы

Константин Копылов

Она любит куклы. Причём более шести лет кукольный мастер из Оренбурга Ирина Липатова не только создаёт уникальные экземпляры, но и изучает традиционную культуру России. Каждая её работа – это чётко выверенный образ.

Сложнейшую задачу – подать образ через ткань – Ирина Леонидовна решает все эти годы. Образ будущей изящной красавицы напрямую зависит от многих факторов – фантазии, ткани и душевного настроя. Число её работ перевалило за вторую сотню, многие из её кукол хранятся в коллекциях любителей этого народного искусства. В Оренбурге проходят выставки её работ, одна из них – в арт-студии «Индиго». С Ириной Леонидовной мы встретились во время подготовки выставки. Она любезно согласилась для читателей «ВО» рассказать о своём увлечении.

Народная кукла
– Ирина Леонидовна, как Вас представить нашим читателям?
– Скорее всего, просто кукольный мастер. Хотя я стесняюсь называть себя так, для меня это словно ярлык. Иной раз и мастером стесняюсь себя назвать. И знаете почему? Объясню.
Занимаюсь я народной традиционной куклой. Само слово «народная» говорит о том, что сделать её может любой желающий. Это примерно так же, как пришивать пуговицы! (Улыбается.)
– В чём тогда отличие Вас от других мастериц, которые делают куклы в этом стиле?
– Скорее всего, главным отличием является моя безграничная любовь к этому делу. Потому что мне это безумно интересно и очень нравится. Конечно, я согласна с тем, что меня можно назвать мастером. Поскольку со временем у человека, который занимается любым делом с увлечением, приобретаются навыки, вырабатывается собственный стиль. Занимаясь куклой, поневоле изучаешь народный костюм и быт. Иной раз в художественной литературе находишь описание того, как играли в куклы, иной раз источником знания являются картины русских художников.
– А как Вы пришли к тому, что стали создавать куклы?
– Рукоделием я занималась с детства. Бабушка шила, и я всегда старалась что-то делать руками. Затем в школьный период были у меня занятия на станции юных техников. Там я тоже занималась рукоделием, поделками. Будучи уже взрослой, научилась вязать крючком. Училась самостоятельно, по журналам. В 90-е годы освоила фриволите – это техника узелкового плетения, которую в народе ещё называют челночным кружевом. В то время этим увлекались очень многие. В советское время фурнитура, нитки и пряжа были не всегда доступны, поэтому если в магазинах что-то появлялось, то я старалась сделать запас впрок. В конце концов настало время, когда этих запасов стало много и их надо было куда-то пристроить. Выбросить было жалко, а отдать некому. Тогда стала смотреть в Интернете, что можно сделать с этим материалом. Для меня главное, чтобы не связано было с вязанием. К тому времени у меня начало падать зрение. Так, в ходе поиска наткнулась на информацию, где шла речь об изготовлении традиционной народной куклы. Меня это занятие привлекло прежде всего своей простотой. Я скрутила одну куклу, потому вторую, и так пошло. Стала больше интересоваться этой темой. Находила информацию о других мастерах, которые имеют больше опыта. Очень много информации было о куклах-оберегах. Меня сперва заинтересовала эта тема, но потом поняла, что рассказывают об этом люди, которые сами далеки от этого, хотя и представлялись потомственными знахарками. Между тем мне хотелось найти настоящих мастериц и людей, владеющих знанием именно о народной кукле. Говорят, на ловца и зверь бежит. В социальных сетях увидела информацию о том, что в Самаре собирается группа на семинар по экспедиционным куклам Вологодской губернии у народного мастера России Майи Сысоевой. Решила съездить, набрала с собой целую кучу тряпок, лоскутов, почти шесть килограммов. Майя в первый день провела проверку наших лоскутных запасов и сразу забраковала всё то, что я привезла. Это был удар. Что делать в незнакомом городе? Правда, коллектив в беде меня не оставил, насобирали мне, как говорят, с миру по нитке. Куклы, сделанные тогда на семинаре у Майи Анатольевны, стали для меня первыми настоящими народными.

Помню каждую куклу
– Сколько времени у Вас уходит на изготовление одной куклы и какие техники Вам удалось освоить?
– Куклу знатного рода, которую надо было сделать на семинаре в Самаре, я делала двое суток. Для меня это была первая кукла, которая шилась так долго. Пальцы были все исколоты в кровь, но зато результатом осталась довольна. Я и сейчас любуюсь этой куклой. А так всё зависит от желания и от наличия свободного времени.
Техник в кукольном деле великое множество и соблазн заняться какой-то другой, конечно, есть, но стараюсь придерживаться традиционных приёмов, поскольку считаю, что ещё не до конца исчерпала все возможности.
– Все куклы у Вас сделаны с определённой сюжетной линией – одни в народных костюмах, другие – из эпохи первых советских лет, третьи словно сошли с картин художника.
– Да, это так, картины художников вдохновляют. В прошлом году была с экскурсионной поездкой в Ташле. Там живут оренбургские художники, и мы попали в дом к Екатерине Жадиной. Увидела её картины, и они меня буквально зацепили. Я сначала не могла понять, чем? А потом поняла, что цвета и тона, которые она использует, присутствуют и в моих лоскутных запасах. Приехала домой и сделала куклы по её картинам. Так получилось, что даже не пришлось искать специально материал, всё было дома. Можно сказать, что они у меня выпорхнули из рук. Недавно их брали на международную выставку декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий», где я получила диплом первой степени. Однажды вдохновителем явилось интернет-сообщество «Вдохновение, идеи, куклы», задумавшее виртуальный конкурс «Кукла – символ города». Так появилась кукла «Купите платок». Я решила использовать всем известный образ женщины, продающей пуховые платки на нашем рынке.
– Вопрос, наверное, покажется банальным, но зачем Вам всё это? Что даёт Вам увлечение куклами?
– А зачем художники пишут картины, композиторы – музыку? Ответ прост: для красоты! Так и я делаю куклы именно для красоты. А ещё чтобы радовать окружающих. А сейчас это стало для меня уже профессиональным занятием, которым занимаюсь почти шесть лет.
– Есть кому передать своё мастерство?
– Заинтересованных людей в этом занятии достаточно, поэтому с удовольствием провожу мастер-классы для взрослых и детей. Хотя по-настоящему интересующихся этим делом мало.
– О чём мечтает мастерица народных кукол?
– Мечтаю о многом – чтобы были чаще кукольные выставки местных мастеров и ближайших регионов в Оренбурге. Хочется, чтобы у нас была своя постоянная студия, где бы мы могли работать и выставлять свои работы.


Справка
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных – археологов, искусствоведов, это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка ко взрослым отношениям.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.