Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Ренессанс тряпичной куклы
Константин Копылов
Она любит куклы. Причём более шести лет кукольный мастер из Оренбурга Ирина Липатова не только создаёт уникальные экземпляры, но и изучает традиционную культуру России. Каждая её работа – это чётко выверенный образ.
Сложнейшую задачу – подать образ через ткань – Ирина Леонидовна решает все эти годы. Образ будущей изящной красавицы напрямую зависит от многих факторов – фантазии, ткани и душевного настроя. Число её работ перевалило за вторую сотню, многие из её кукол хранятся в коллекциях любителей этого народного искусства. В Оренбурге проходят выставки её работ, одна из них – в арт-студии «Индиго». С Ириной Леонидовной мы встретились во время подготовки выставки. Она любезно согласилась для читателей «ВО» рассказать о своём увлечении.
Народная кукла
– Ирина Леонидовна, как Вас представить нашим читателям?
– Скорее всего, просто кукольный мастер. Хотя я стесняюсь называть себя так, для меня это словно ярлык. Иной раз и мастером стесняюсь себя назвать. И знаете почему? Объясню.
Занимаюсь я народной традиционной куклой. Само слово «народная» говорит о том, что сделать её может любой желающий. Это примерно так же, как пришивать пуговицы! (Улыбается.)
– В чём тогда отличие Вас от других мастериц, которые делают куклы в этом стиле?
– Скорее всего, главным отличием является моя безграничная любовь к этому делу. Потому что мне это безумно интересно и очень нравится. Конечно, я согласна с тем, что меня можно назвать мастером. Поскольку со временем у человека, который занимается любым делом с увлечением, приобретаются навыки, вырабатывается собственный стиль. Занимаясь куклой, поневоле изучаешь народный костюм и быт. Иной раз в художественной литературе находишь описание того, как играли в куклы, иной раз источником знания являются картины русских художников.
– А как Вы пришли к тому, что стали создавать куклы?
– Рукоделием я занималась с детства. Бабушка шила, и я всегда старалась что-то делать руками. Затем в школьный период были у меня занятия на станции юных техников. Там я тоже занималась рукоделием, поделками. Будучи уже взрослой, научилась вязать крючком. Училась самостоятельно, по журналам. В 90-е годы освоила фриволите – это техника узелкового плетения, которую в народе ещё называют челночным кружевом. В то время этим увлекались очень многие. В советское время фурнитура, нитки и пряжа были не всегда доступны, поэтому если в магазинах что-то появлялось, то я старалась сделать запас впрок. В конце концов настало время, когда этих запасов стало много и их надо было куда-то пристроить. Выбросить было жалко, а отдать некому. Тогда стала смотреть в Интернете, что можно сделать с этим материалом. Для меня главное, чтобы не связано было с вязанием. К тому времени у меня начало падать зрение. Так, в ходе поиска наткнулась на информацию, где шла речь об изготовлении традиционной народной куклы. Меня это занятие привлекло прежде всего своей простотой. Я скрутила одну куклу, потому вторую, и так пошло. Стала больше интересоваться этой темой. Находила информацию о других мастерах, которые имеют больше опыта. Очень много информации было о куклах-оберегах. Меня сперва заинтересовала эта тема, но потом поняла, что рассказывают об этом люди, которые сами далеки от этого, хотя и представлялись потомственными знахарками. Между тем мне хотелось найти настоящих мастериц и людей, владеющих знанием именно о народной кукле. Говорят, на ловца и зверь бежит. В социальных сетях увидела информацию о том, что в Самаре собирается группа на семинар по экспедиционным куклам Вологодской губернии у народного мастера России Майи Сысоевой. Решила съездить, набрала с собой целую кучу тряпок, лоскутов, почти шесть килограммов. Майя в первый день провела проверку наших лоскутных запасов и сразу забраковала всё то, что я привезла. Это был удар. Что делать в незнакомом городе? Правда, коллектив в беде меня не оставил, насобирали мне, как говорят, с миру по нитке. Куклы, сделанные тогда на семинаре у Майи Анатольевны, стали для меня первыми настоящими народными.
Помню каждую куклу
– Сколько времени у Вас уходит на изготовление одной куклы и какие техники Вам удалось освоить?
– Куклу знатного рода, которую надо было сделать на семинаре в Самаре, я делала двое суток. Для меня это была первая кукла, которая шилась так долго. Пальцы были все исколоты в кровь, но зато результатом осталась довольна. Я и сейчас любуюсь этой куклой. А так всё зависит от желания и от наличия свободного времени.
Техник в кукольном деле великое множество и соблазн заняться какой-то другой, конечно, есть, но стараюсь придерживаться традиционных приёмов, поскольку считаю, что ещё не до конца исчерпала все возможности.
– Все куклы у Вас сделаны с определённой сюжетной линией – одни в народных костюмах, другие – из эпохи первых советских лет, третьи словно сошли с картин художника.
– Да, это так, картины художников вдохновляют. В прошлом году была с экскурсионной поездкой в Ташле. Там живут оренбургские художники, и мы попали в дом к Екатерине Жадиной. Увидела её картины, и они меня буквально зацепили. Я сначала не могла понять, чем? А потом поняла, что цвета и тона, которые она использует, присутствуют и в моих лоскутных запасах. Приехала домой и сделала куклы по её картинам. Так получилось, что даже не пришлось искать специально материал, всё было дома. Можно сказать, что они у меня выпорхнули из рук. Недавно их брали на международную выставку декоративно-прикладного искусства «Образы изменчивых фантазий», где я получила диплом первой степени. Однажды вдохновителем явилось интернет-сообщество «Вдохновение, идеи, куклы», задумавшее виртуальный конкурс «Кукла – символ города». Так появилась кукла «Купите платок». Я решила использовать всем известный образ женщины, продающей пуховые платки на нашем рынке.
– Вопрос, наверное, покажется банальным, но зачем Вам всё это? Что даёт Вам увлечение куклами?
– А зачем художники пишут картины, композиторы – музыку? Ответ прост: для красоты! Так и я делаю куклы именно для красоты. А ещё чтобы радовать окружающих. А сейчас это стало для меня уже профессиональным занятием, которым занимаюсь почти шесть лет.
– Есть кому передать своё мастерство?
– Заинтересованных людей в этом занятии достаточно, поэтому с удовольствием провожу мастер-классы для взрослых и детей. Хотя по-настоящему интересующихся этим делом мало.
– О чём мечтает мастерица народных кукол?
– Мечтаю о многом – чтобы были чаще кукольные выставки местных мастеров и ближайших регионов в Оренбурге. Хочется, чтобы у нас была своя постоянная студия, где бы мы могли работать и выставлять свои работы.
Справка
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных – археологов, искусствоведов, это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка ко взрослым отношениям.