Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Творчество или плагиат?
Дина Елманова
Совсем скоро в Оренбуржье в очередной раз вручат премию «Капитанская дочка». Для местных литераторов это событие – одно из самых знаковых в году. В преддверии этого мы решили встретиться с председателем Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России Иваном Ерпылёвым, который многие годы входил в состав жюри. А заодно расспросили его о качестве оренбургской (и мировой тоже) литературы в целом, можно ли заработать на жизнь только писательством и есть ли что почитать среди современных книг.
«Рано ниспровергать авторитеты»
– Иван, совсем скоро состоится вручение литературной премии «Капитанская дочка». Каждый год она вызывает ажиотаж в творческой среде. А как Вы оцените уровень участников последних лет с точки зрения профессионального писателя?
– Как член жюри премии во второй номинации скажу, что уровень работ очень упал, ведь раньше почти всех лауреатов «Капитанской дочки» через несколько лет можно было увидеть в числе членов Союза писателей России. Теперь же много компилятивных, реферативных работ. Порой встречается и плагиат. А собственно творческих работ, к сожалению, становится всё меньше. К тому же авторы порой грешат новомодными выдумками: стало много каких-то фантастических рассказов об иных мирах, по мотивам компьютерных игр. Такие рассказы читать смешно, поскольку автор – школьник – экстраполирует своё восприятие жизни в далёкую Галактику или в Средние века. Среди лучших произведений – те, авторы которых пишут о том, что знают, о своих личных впечатлениях.
– Кого обычно среди соискателей больше: поэтов или прозаиков?
– Премия «Капитанская дочка» присуждается в двух номинациях. В первой – профессиональному писателю. И за поэзию она в последний раз присуждалась в 2015 году Анатолию Тепляшину. Во второй номинации (среди школьников и студентов), конечно, больше прозаических текстов, ведь среди них много не только художественных, а и краеведческих, исследовательских работ.
– Кого молодые авторы называют своими кумирами: современных писателей или классических?
– Я думаю, что молодёжь не воздвигает себе кумиров из уже состоявшихся литераторов. Ведь начинающий писатель хочет сказать своё веское слово, а значит, он неизбежно будет ниспровергать авторитеты. Хорошо, если позже он осознает, что самые лучшие произведения написаны в классической традиции и в контексте мировой культуры и литературы. Вот парадокс – молодые поэты мало читают поэзию, они начинают её выдумывать заново, и поскольку они не в силах пройти двухсотлетнюю эволюцию самостоятельно, по творческому умению многие застревают где-то в XVIII веке, на уровне силлабического стихосложения.
– Давайте немного отвлечёмся от премии и поговорим о литературе в целом. Кто сегодня пишет больше – молодёжь или люди зрелого возраста?
– Наверное, больше пишут люди в возрасте, у них есть время для этого, но дело в том, что важно не количество, а качество написанного. Кроме того, нам часто досаждают случайные люди, взявшиеся за перо. Они считают, что они достойны быть членами Союза писателей России, что их творчество является профессиональным. Переубедить таких невозможно, как и объяснить критерии профессионального творчества. Поэтому литературная плодовитость – не всегда хорошо.
– Оренбургскую литературу считают явлением уникальным. Как Вы думаете, есть ли у неё своё лицо?
– Тезис не лишён основания. Оренбургская писательская организация Союза писателей России – самая молодая в России. У нас 20% членов моложе 35 лет. Поэтому можно сказать, что оренбургская литература славится молодыми, но уже получившими признание писателями. Имена Михаила Кильдяшова, Влады Абаимовой, Алеси Фокиной, Дарьи Тишаковой, Варвары Заблицкой, Жанны Даниловой известны далеко за пределами области. Но мы гордимся дружбой с писателями старшего поколения – мы смогли сохранить её, так же, как и творческие традиции и идеологические позиции писательской организации, которой исполнилось 85 лет. И мы рады, что в наших рядах – наши старшие товарищи Владимир Одноралов, Владимир Пшеничников, Александр Старых, Владимир Курушкин, Юрий Мещанинов, Александр Трубенок, Вячеслав Чернов, Александр Цирлинсон.
– Кто в настоящее время отвечает за работу литобъединения им. В.И. Даля?
– Действительно, с кончиной нашего руководителя Геннадия Хомутова литобъединение осиротело. Однако мы по-прежнему собираемся для обсуждений. Думаю, что неформальным лидером ЛИТО является Михаил Кильдяшов, известный поэт, публицист, литературный критик. Но неправильно перекладывать ответственность за ЛИТО на одного человека. За работу ЛИТО отвечаем все мы, и оно будет работать, пока будет востребованным формат его работы, пока будут талантливые люди.
Прибыль или вечность?
– Людям творческих профессий известен термин, который пугает их, – творческое выгорание. Можно ли предотвратить его?
– Я не знаю, что такое творческое выгорание. Если речь идёт о том, что человек замолчал, не пишет больше, он всё равно остаётся писателем. Многих известных литераторов мы знаем преимущественно как авторов одной книги или одного произведения – например, Сервантеса, А. Грибоедова и других. Наоборот, быть может, если человек почувствовал, что ничего лучшего он не напишет, в писательском молчании проявляется высочайшая самоцензура, саморедактура. На мой взгляд, чтобы сохранять способность к творчеству дольше – нужно избегать косности ума и души и сохранять порядочность. Творчество непостижимым образом связано с чистотой совести.
– Лучшие стихи – те, которые написаны на одном дыхании, или те, которые отредактированы?
– Авторедактура обязательна, просто кто-то производит её сразу в процессе создания произведения, и тогда неточные рифмы или неудачные образы просто не попадают на бумагу. Есть те, кому проще написать сразу, торопясь, а потом редактировать. И есть третьи – которые свои ошибки, своё нежелание работать над текстом оправдывают тем, что, мол, «так пришло свыше». Ничего свыше не приходит, над текстами нужно работать.
– Многие ли пытаются сделать литературу своим основным занятием?
– Наш учитель Геннадий Хомутов всегда говорил – надо приобрести профессию, которая будет кормить. Многие писатели работают на творческих должностях – журналистами, преподавателями, редакторами и сотрудниками издательств. Жить за счёт литературных доходов, по моему мнению, может лишь прозаик, поскольку поэзия не продаётся (если только это не слова к популярным песням), и такой прозаик будет жить в кабале у издательств, которые будут заставлять его каждые три месяца выпускать новый роман.
– То есть занятие литературой сегодня – дело неприбыльное?
– Почему же литература должна быть прибыльна? Прибыль – это категория бизнеса, а литература мыслит категориями вечности. Благодарность читателей – тоже не показатель. Кто из современников Пушкина читал его произведения? Это 5% населения, образованные дворяне. Прижизненная слава ни о чём не говорит. Но и графоманы не должны утешать себя, что потомки их оценят, нет, с ходом времени отсутствие таланта становится только более явным.
– Сегодня многие писатели стараются уйти в соцсети, чтобы с их помощью добиться известности. Насколько это действенный способ, на Ваш взгляд?
– Ничего плохого в этом нет, ведь это в том числе способ найти своего читателя. Но на литературе очень пагубно сказывается то, что порой стараниями отдельных авторов она превращается в перформанс, в какие-то художественные видеочтения. Главное – это текст, а не эпатаж писателя.
– Важен ли для автора (особенно молодого) выход собственной книги в печатном варианте? Спрашиваю потому, что часто ведутся разговоры о том, что в век Интернета это нерентабельно и бессмысленно.
– Опять же, речь не о рентабельности, а о культуре. В нашей культуре, письменной культуре, хранителем информации пока что является книга. И поэтому на подсознательном уровне молодой писатель мечтает о книге, она психологически помогает ему поверить в свои силы. Не менее важна и журнальная, газетная публикация. Мы благодарны газете «Вечерний Оренбург», что оренбургские авторы имеют возможность публиковаться на её страницах. Это всегда вдохновляет автора.
– Какие произведения классической и современной литературы Вы порекомендуете почитать молодым писателям?
– Я бы посоветовал читателям присмотреться к поэтам середины XX века, которые как бы остались в тени шестидесятников, но во многом превосходят их по таланту и по нравственным качествам. Это Николай Глазков, Леонид Мартынов, Анатолий Передреев, Ксения Некрасова, Юрий Кузнецов, Владимир Соколов, Ярослав Смеляков. Среди современных поэтов назову Светлану Сырневу, Надежду Кондакову, Геннадия Красникова, Юнну Мориц.
В последнем номере журнала «Оренбургская заря», главным редактором которого я являюсь, опубликован список рекомендованной литературы, составленный нашим учителем Геннадием Хомутовым. К этому списку я отсылаю читателей, интересующихся литературой.