Новости

В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.

02 декабря

Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.

02 декабря

2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:

02 декабря

По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:

29 ноября

В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.

29 ноября




Грамматика судьбы

+++++
Грамматика судьбы

Константин Копылов

Педагог оренбургского лицея №1 стала заслуженным учителем России. Это звание получила учитель русского языка и литературы Лидия Сайганова. Корреспондент «ВО» встретился с Лидией Александровной и побеседовал о нюансах профессии современного учителя.

Лидия Александровна – педагог с 25-летним стажем. И на просьбу рассказать о себе шутя отвечает: «Я всегда шучу, что я родилась на рабочих окраинах Оренбурга, и даже улица называлась Рабочая. Родители у меня были простыми советскими людьми – папа работал на заводе, а мама трудилась в библиотеке. Детство прошло среди книжных полок, что и определило во многом мою судьбу. Папа с мамой научили меня рано читать – в детском саду я уже читала сверстникам. Одним словом, чтение было самым любимым занятием с детства, таковым остаётся и сейчас.
Училась я в школе №56, руководителем в то время был Владимир Данилович Хан, настоящий директор и большой души человек. Он преподавал физику и считал, что я тоже смогу со временем найти себя в этом предмете. В целом учёба в школе мне давалась легко. Окончила среднюю школу с золотой медалью. Быть именно учителем русского языка и литературы ни в детстве, ни в юности не думала. После выпускного класса хотела поступать в историко-архивный институт в Свердловске (г. Екатеринбург) или в МГУ на астрофизический факультет, писала письма в приёмные комиссии, мне приходили ответы. Но на дворе тогда были 90-е годы, и меня никто так далеко из дома не отпустил. В итоге встал вопрос, куда пойти учиться в Оренбурге. Политех и мединститут отпали сразу в силу того, что я себя точно не видела в этих сферах. Близкие уговаривали поступать на экономический факультет сельхозинститута, но мне он казался скучноватым. В итоге остался пединститут, выбор пал на филологический факультет. Меня он привлёк тем, что здесь я смогу посвящать много времени своему любимому занятию – чтению. А в выборе профессии учителя меня окончательно утвердила первая практика в школе».

Всё решила практика
– Лидия Александровна, предлагаю Вам вспомнить свой первый урок в школе. Как готовились к нему, какие эмоции и чувства испытывали во время самого урока и после него?
– К первому уроку во время практики я готовилась действительно долго. Было это в школе №52, урок проходил в шестом классе. Рассказывала ребятам о хорошем отношении к лошадям. Волнение было запредельным. Я веду урок и обращаю внимание, что преподаватель и однокурсник, сидящие на последней парте, смеются. Как оказалось, с перепугу или от сильного волнения я сказала «лошадями» вместо «лошадьми». Затем у меня была вторая практика. Получилось так, что учитель заболела, и мне пришлось в течение месяца вести уроки. Меня это затянуло, вести уроки очень понравилось. Итоговая практика была в школе, в которой я работаю сейчас. Директором тогда здесь была Людмила Михайловна Шевченко. Она стала тем человеком, который меня поставил на крыло, научил тому, что значит быть учителем. Сама она тоже была филологом, отработала в качестве директора в нашей школе 33 года и смогла нам, тогда ещё совсем молодым учителям, передать свой профессиональный опыт. Я считаю, что если бы не она и не коллектив лицея, то я бы вряд ли смогла добиться высоких результатов в учительской профессии. В этой школе я работаю уже 25 лет.
– И всё же, когда Вы приняли решение, что пойдёте работать в школу?
– Это было после первой практики в школе, подумала, а почему бы нет. Затем была очень важная практика в школе № 45, где мне и предложили место, ныне это лицей №1. Тогда школа с углублённым изучением французского языка была одной из самых престижных в городе. В итоге оказалось, что школа – это действительно второй дом.
– У Вас никогда не возникало желания бросить школу и вообще посвятить себя другой деятельности?
– Ну как не возникало, было, конечно, и не раз. Но такие мысли появлялись от усталости. При этом я считаю: самое лучшее в школе – это дети. Наверное, если бы не дети, то я бы точно покинула школу. С некоторыми из своих учеников я общаюсь и дружу 25 лет. А сейчас уже учу детей своих детей – бывших учеников.

Об учениках
– Существует такое устоявшееся мнение о том, что современные дети отучились писать и являются безграмотными. Насколько это суждение соответствует действительности?
– Дети все разные – так было всегда, как раньше, так и сейчас. Были дети, которые могли сделать до 100 ошибок в диктанте, есть такие и в наше время. Современные ребята, конечно, находятся под большим влиянием технологической революции. Из-за этого они меньше стали читать, но при этом они лучше знают, где найти необходимую информацию.
– Воспитание в современной школе стоит не на первом месте, сейчас больше внимания уделяется обучению, всё нацелено на сдачу ГИА и ЕГЭ. При этом роль учителя в формировании личности подростка играла всегда главную роль. Как Вы считаете, насколько личность учителя может повлиять на личность современного школьника?
– Безусловно, такое влияние есть, и оно колоссальное. Но при этом учитель должен быть сам состоявшейся личностью. Своим ребятам я говорю, что в каких-то вещах вы грамотнее, чем я, но мой жизненный опыт перевешивает ваши знания. Поэтому я могу вам дать совет в той или иной жизненной ситуации. Даже слово, сказанное учителем, может оказать влияние на личность ребёнка и определить его судьбу. Педагогика во многом была и остаётся личностной, этого не могут изменить и всё время меняющиеся технологии. Часто можно услышать, что учитель должен любить детей, а я считаю, что учителю надо уважать их. И в первую очередь потому, что они люди со своим внутренним багажом. А во-вторых, я всегда отношусь к своему делу так, чтобы мне не было стыдно. Эти две вещи меня всю жизнь поддерживают и спасают в моей работе.
– Какие они, ученики первого десятилетия XXI века?
– С моей точки зрения, они одинокие, ведь в современных реалиях не у всех родителей есть возможность быть рядом с ребёнком. Не у всех ребят есть друзья и не у всех есть возможность просто поговорить с кем-то. Ещё одна особенность, которая отличает современных ребят, – это стремление к тому, чтобы иметь свой заработок и быть самостоятельными.

Об учителях
– Лидия Александровна, от учеников давайте перейдём к учителям. Каков он, современный учитель? Должно ли быть у него призвание?
– Сейчас учитель должен быть человеком, который готов к переменам. Он не должен коснеть или стареть душой. И при этом ещё оставаться всегда на передовой воспитания и обучения. Ведь наши дети проводят с нами половину своей жизни. Учитель сейчас – это уже не светоч знаний, скорее, его роль заключается в том, чтобы быть наставником. Мы должны помочь ребятам научиться учиться. И у нас в лицее в этом отношении работает замечательный педагогический коллектив, который возглавляет Лилия Григорьевна Марчук, настоящий профессионал своего дела. Мои коллеги, во-первых, профессионалы высокого уровня. И, во-вторых, у нас нет простой передачи знаний или оказания услуг. А есть ответственность за результат. И в нашем лицее осталась именно традиционность, которая заключается в фундаментальности тех знаний, которые мы даём своим воспитанникам.
– Вы получили звание заслуженного учителя РФ, а значит, Вас можно смело назвать успешным учителем. Назовите, какими качествами должен обладать такой педагог?
– Как говорят, какой солдат не мечтает стать генералом, так и я – мечтала стать заслуженным учителем РФ. Мне всегда хотелось, чтобы родители мои мной гордились, и это было прежде всего для них. А для меня это стало внутренней победой. Я думаю, что учитель всегда должен быть прежде всего человеком. И понимать, где добро, а где зло. Знать, что такое справедливость и осознавать своё предназначение. Учитель выполняет мессианскую роль, и это он обязан чувствовать. И, конечно же, иметь хорошее чувство юмора, без него в школе не выжить!
– Какой бы Вы дали совет молодым людям, которые только думают о карьере учителя?
– Надо попробовать себя в этом деле – только так можно понять, сможешь ты или нет. Однозначно считаю, что нельзя работать и всю жизнь мучиться от того, что это не твоё. Если ты с радостью идёшь на работу, то она твоя, пусть даже в чём-то будет тебя не устраивать. Поэтому молодым людям надо себя пробовать. Если бы я себя в своё время не испытала на практике, то я бы не знала, что смогу работать учителем.
– Три плюса и три минуса работы учителем.
– Первый плюс нашей профессии – это то, что ты всегда молод. Кроме этого, работая в школе, ты получаешь большое удовольствие от общения. А третий плюс для меня в том, что ты постоянно занят. Что касается минусов, то первый заключается в том, что учитель может слишком увлечься созданием чужих судеб и забыть о своей. Минус также в том, что со временем некоторые из нас становятся своеобразными диктаторами. А ещё минус (или это плюс?) в том, что в школе невозможно солгать, – дети сразу чувствуют фальшь.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.