Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Простые желания профессора Вялковой
Елена Савельева
Каждый человек рождается счастливым, но не каждый остаётся таким в течение всей жизни. Как добиться успеха, оставаться в форме и быть счастливым? На эти и другие вопросы газете «Вечерний Оренбург» ответила профессор Альбина Вялкова.
Заведующая кафедрой факультетской педиатрии, эндокринологии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» МЗ РФ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, научный руководитель регионального детского Нефрологического центра, главный внештатный педиатр-нефролог министерства здравоохранения Оренбургской области, вице-президент ТОДН России Альбина Александровна Вялкова. Её рабочий график расписан по часам. В течение дня необходимо успеть столько, сколько запланировано. Она возвращается с работы поздно вечером, обожает свой дом, родных и близких.
Коллектив кафедры успешно сотрудничает с ведущими научными центрами Российских НИИ и вузов Москвы и Санкт-Петербурга, Казани, Минска. Под руководством Альбины Александровны на кафедре ведутся научные исследования в области клинической нефрологии детского возраста, выполнены крупные научные программы, подготовлено более 40 докторов и кандидатов наук. В Оренбурге организована и проведена первая в России международная школа детских нефрологов под эгидой Европейской (ESPN) и Международной (IPNA) ассоциаций. Исследования, проводимые кафедрой совместно с другими научными и клиническими организациями по изучению патогенеза, клиники заболеваний почек, разработке новых методов диагностики и лечения нефропатии, осуществляются с использованием современных исследовательских технологий. Результаты исследования направлены на улучшение диагностики, повышение эффективности лечения, ускорение реабилитации и скорейшую социализацию пациентов.
С Альбиной Александровной мы встретились в областной детской клинической больнице, на базе которой с первых дней её открытия ведётся додипломная и последипломная подготовка детских врачей и специалистов в области педиатрии, нефрологии, эндокринологии, гастроэнтерологии. В перерыве между занятиями появилось небольшое окно.
Много раз вновь и вновь звонил «сотовый». Альбина Александровна, извинившись, отвечала всем коротко и по существу. Собеседник она приятный во всех отношениях – умеет слушать и говорить откровенно, по душам.
– Альбина Александровна, Вы известный учёный, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, автор более 700 научных трудов, у Вас много наград, в том числе правительственные, президента РФ. Коллектив кафедры – обладатель диплома «Золотая кафедра России» и медали имени Вернадского. Скажите, свою будущую профессию выбирали сердцем?
– Почему выбрала профессию врача? Это было совершенно осознанно. В нашей семье много медиков, в том числе мама и моя сестра. В детстве мы с сестрой часто приходили к маме в «больничку». У неё был особый порядок, особая тишина в коридорах. Между дежурствами её часто вызывали к больным – я знала, что это необходимо и что она обязательно поможет пациенту. Мне всё нравилось. Никогда не сомневалась, что я буду медиком и только медиком.
– Детский доктор – это особая, очень важная специальность, это очень высокая миссия, это призвание?
– Совершенно согласна. Объясню почему. Рост и развитие детей в разные периоды детства имеют свои закономерности. Детский доктор владеет знаниями о закономерностях роста и развития ребёнка в периодах, которые абсолютно различаются у новорождённого и дошкольника, младенца, школьника, подростка. Организм ребёнка – высокоорганизованная индивидуализированная (персонифицированная) система с прямыми, обратными связями, связанными между собой функционально. Очень важно у каждого ребёнка выявить эти особенности, помочь ему расти здоровым, дать рекомендации и назначить лечение точечно с учётом его генетического паспорта и индивидуальных особенностей. Это непросто. Ответственность врача за жизнь и здоровье ребёнка очень высокая. Необходимы не только глубокие знания, опыт, но и работа с семьёй – мамой, папой, дедушкой, бабушкой. А помогает в этом любовь к детям. Дети – наше будущее, дети – это всё!
– У Вас много учеников, более 40 врачей имеют учёные степени. Вы создали школу педиатров-нефрологов. Что должен делать наставник, чтобы в него поверили?
– Уметь отдавать. Я благодарна своим учителям. И наставниками меня жизнь одарила: рядом со мной работали великие люди. Я у них многому научилась. Безусловно, я горжусь и своими учениками. Помню, мне папа как-то сказал: «Научись хорошо работать, всегда уважай людей, владей собой, и всё получится!».
Я счастлива, что нахожусь в рядах тех, кто посвятил свою жизнь детям. Я – детский врач, учёный, педагог. Чем больше занимаюсь этим делом, тем сильнее оно меня увлекает. Идёт время, а кафедра становится мне всё более родной, потому что я сопричастна к её развитию, взяла ответственность за реализацию идей моих учителей, и, учитывая, сколько сил отдано этому, я особо оценила, насколько важна педиатрия в медицине, в обществе, как может она серьезно влиять на сохранение здоровья нации.
– А какая Вы по характеру? Как себя оцениваете?
– Трудно саму себя оценивать, но попробую. В нашей семье очень ценится трудолюбие, честность, желание помочь людям, целеустремлённость, высокая ответственность.
Однажды утром папа спросил меня: «У тебя что сегодня, соревнования? Не подведи школу!». Я знала – если бежишь, то должна хорошо пробежать. Не должна была подвести школу. В Саракташском районе в эстафетах на короткие дистанции добилась первого места в лёгкой атлетике – бег, прыжки в длину и в высоту.
– Вам больше нравится дарить или получать подарки? Ваши мечты и желания?
– Если кому-то нужна моя помощь, я помогаю. Меня это радует.
Я хочу, чтобы мир стал добрее (уверена, что доброта спасёт мир). А ещё я хочу, чтобы мы умели радоваться: солнышку, снегу (его много намело нынешней зимой), встречам, дождю и метели, успехам других людей, победам своих учеников.
– Вы не отступаете перед трудностями?
– Я не люблю сдаваться. Это, видимо, дух спортсмена. Мне всегда нравилась лёгкая атлетика.
– Вы – ранимая?
– Я не терплю, когда обижают слабых, болезненно отношусь к несправедливости, изменам, предательству.
– Ваша профессиональная дорога, какая она?
– Моя первая профессиональная школа – это больница имени Н.И. Пирогова, затем – ОрГМУ – известный в России вуз, очень значимый в нашем регионе и на уровне Федерального округа, а затем моя кафедра, которой я заведую уже 25 лет. Очень надеюсь, что мои талантливые ученики будут участвовать и в развитии вуза, и в развитии кафедры. Уверена, что они будут достойны своей alma mater.
В моей трудовой книжке две записи: 1972 г. – «врач-педиатр МСЧ «Стрела» (больницы имени Н.И. Пирогова), 1975 г. – переведена в Оренбургский государственный медицинский институт: аспирант, ассистент, доцент, профессор, завкафедрой…». Я этим горжусь. Моя профессиональная дорога – это очень счастливая дорога к профессии врача-педиатра, нефролога, обладающего клиническим мышлением и способного разобраться в диагнозе без сложных устройств. Мой муж – мой одноклассник, моя семья (дочки и их мужья, внуки) и моя профессиональная дорога – это моя счастливая судьба.
– Профессиональный путь для дочек выбирали Вы с мужем или они сами?
– Мы их всегда поддерживали, решение, кем быть, принимали, конечно, они сами. А мы научили их учиться, работать. У нас очень самостоятельные дети. Даже в детский сад они ходили сами (я наблюдала за ними, конечно). В музыкальной школе они занимались с 5-летнего возраста. Среднюю школу окончили с отличием (золотые медали), имеют по два высших образования, любимую работу.
– Вы в прекрасной форме. Как Вам это удаётся? Есть какой-то секрет?
– Нет секретов. Я просто работаю и люблю людей. Я умею радоваться. Радость – это вдохновение. Она придаёт силу. Много-много радости за учеников, которые успешно защитились и продолжают работать врачами. У меня в жизни есть определённые успехи. Золотая медаль в школе – это моя первая серьёзная оценка, первый старт.
– Вы работаете с разными поколениями врачей. У сегодняшней молодёжи есть шансы на хорошее будущее?
– Приходится слышать – «слабое поколение». Никакое оно не слабое. Могу сказать с уверенностью, работая с детьми, подростками, студентами, – это талантливые люди.
У нас хорошая молодёжь. У неё прекрасное будущее. Молодёжь нужно хорошо учить и искренне любить, её нужно уважать. Мы должны ценить их таланты, инициативы и желания. А мы – это мама, папа, бабушка и дедушка, учитель в школе, педагог в вузе и даже прохожий на улице.
А пожелала бы я новому поколению – не делать крупных ошибок в молодости, постоянно развиваться и научиться хорошо работать; уметь читать литературу и ежедневно работать над своей душой, быть ответственным перед собой и людьми. Я хочу пожелать молодым больше заботиться о своём здоровье, быть в хорошей физической форме: бегать, прыгать, путешествовать; уметь любить, уважать родителей и старших, не быть равнодушными. «Желание – это много возможностей. Нежелание – это много причин».
В заключение хочу сказать, что я надеюсь – наше государство будет действовать активно в тех направлениях, которые будут способствовать развитию будущего.
– Чего Вы ждёте от жизни, есть какие-то давние или новые пожелания?
– Я очень хочу, чтобы все мои родные и близкие были живы и здоровы, хочу радоваться за детей, внуков, учеников и коллег. Пусть развивается мой родной университет, кафедра, мой город, пусть чаще улыбаются его жители. Пусть повторяются путешествия и вёсны.