Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Я отвечаю за красоту»
Дина Елманова
Главный художник муниципального театра кукол «Пьеро» Марина Ярилова стала лауреатом премии «Оренбургская лира–2019». Корреспондент «ВО» встретилась с волшебницей из мира кукол, чтобы расспросить о её творческом пути, о секретах создания кукол и о том, почему каждому так важно найти собственный уголок.
Куклы – дело тонкое
– Марина Юрьевна, не могу не спросить у Вас как у сотрудника театра кукол, с куклами работающего: правда ли, что «куклы могут говорить»?
– Наверное, это вызовет ещё большие вопросы, однако да, это так и есть. О кукольном театре всегда говорят, что он разительно отличается от других творческих коллективов. И это неспроста. Работе с куклой мы уделяем очень большое внимание. Точнее, это даже работой не хочется называть. Для нас кукла – это не инструмент. Это – персонаж, герой, индивид, который живёт своей жизнью, обладает собственным характером. Любой артист-кукольник это подтвердит. Во все времена куклы имели отношение к особым обрядам, к храмовым действиям. Поэтому она может не только говорить, но и жить.
– Быть может, этому ещё способствует и то, что куклы, в основном, ручной работы?
– Да, куклы, сделанные своими руками, будто бы сохраняют частицу души своего создателя. Каждая такая кукла в нашем театре всегда одна-единственная в целом свете. Даже если бы мы хотели сделать несколько – для себя ли, для продажи, – мы не нашли бы двух одинаковых. Взять, к примеру, тех же сувенирных Пьеро, над которыми мы сейчас работаем. Среди них вы не найдёте двух похожих. У всех – разные лица, разные детали и вышивка костюмов, а значит, разные характеры. Эти символы нашего театра станут подарками для всех гостей фестиваля «Оренбургский арбузник», который мы надеемся провести в следующем году.
– Как Вы обычно создаёте своих кукол? Нужна ли Вам для этого особая атмосфера (музыка или что-то ещё)?
– Если вы наблюдали за творческими людьми, то, возможно, замечали, что настоящее созидание всегда проходит в полной тишине. Наверное, кто-то и использует необходимые вдохновляющие детали, кто-то включает музыку, но я так не могу. Если на фоне будет играть Пьяццолла, то всё внимание сразу переключится на музыку! Когда слышишь чудную мелодию, то забываешь обо всём, хочется слиться с ней, петь и танцевать. Поэтому, когда я работаю, полностью сосредотачиваюсь на самом процессе. Искусство любит тишину и любит, чтобы ему уделяли внимание полностью, не деля с чем-то ещё. К тому же у меня есть свои секреты, которые помогают мне в этом. Окно моей мастерской выходит в наш сад, за красотой которого можно наблюдать круглый год. Среди посадок часто мелькают приручённые коты, которые живут при театре. Все деревья, цветы и виноградные лозы мы сажали сами и ухаживаем за ними тоже самостоятельно. Наверное, это и придаёт небольшому садику то очарование, от которого невозможно отвести взгляд. Так и настраиваемся на работу.
«А нас всего девять…»
– Марина Юрьевна, когда Вы впервые осознали, что станете художником?
– Вся моя жизнь была связана с творчеством. В детстве я посещала несколько секций: пела в хоре, занималась танцами, гимнастикой. А ближе к восьмому классу впервые обратила внимание на художественную школу. Тем более что, когда я принесла педагогам свои работы, меня взяли, несмотря на то, что курс уже был набран. И тогда с удивлением обнаружила, что это искусство будто бы соединяет все остальные его виды. Ведь неслучайно говорят, что полотна мастеров обладают музыкальностью, или что при звуках музыки в воображении возникают целые сюжеты… Именно тогда я, всё взвесив, выбрала именно художественную школу, а спустя несколько лет поступила в интернат для одарённых детей в Минске, который оказал на меня огромное влияние.
– Как же проходила учёба?
– Я была очень въедливой ученицей. Старалась впитать всё, чему нас учили, и даже больше. Ближе к лету у нас проходили выездные практики, по итогам которых нужно было сдать экзамен. Многим после колледжа открывалась дорога в Белорусский университет культуры, но я, единственная со своего курса, решилась на авантюру. И уехала учиться в Ленинград.
– Почему именно в Северную столицу?
– Когда во время учёбы в Белоруссии я попала в Ленинград, то была покорена этим городом. Тот, кто видел его хоть раз, никогда не забудет. Но дело было не только в его красоте, но и в атмосфере творчества, которая в нём царила. Моя мечта сбылась, и я с головой ушла в учёбу. Знаю, студентам всегда хочется и развлечься, иногда даже в ущерб занятиям, однако я старалась этого не допускать. Когда проходили мастер-классы Товстоногова для студентов театрального отделения, я тоже бывала на занятиях, так как понимала, что другой возможности послушать их у меня, скорее всего, не будет. А по ночам приходилось осваивать нужную литературу. Некоторые необходимые книги в то время достать было очень тяжело. Бывало так, что на весь курс – одна книга, и тебе нужно успеть всего за сутки прочесть её, ведь на следующий день она переходила к следующему студенту… Такими мы были: ищущими, полуголодными (как и большинство учащихся), но неизменно энергичными.
– Наверное, многие бы удивились Вашему выбору города. Ведь те, кто побывали в Петербурге, решают связать свою жизнь с Северной столицей. Но Вы выбрали Оренбург…
– Да, к сожалению, климат Ленинграда мне не подошёл. И так уж случилось, что, когда мы с моим мужем Александром Борисовичем Яриловым окончили институт, нам поступило предложение отправиться в Оренбургский областной театр кукол. Тогда он был единственным в своём роде в Оренбурге. И мы бесконечно благодарны коллективу за то время и тот опыт, который мы приобрели. Но через некоторое время мы приняли решение уйти из театра. Нам хотелось воплощать свои идеи, однако мы не знали, с чего начать, как собрать команду. И нашу судьбу решила беседа с одним из наших друзей, французским режиссёром. Когда он узнал, что в оренбургском театре трудятся 90 человек, он сильно удивился и сказал про свою труппу: «А нас всего девять»… Тогда-то мы и поняли, что, даже имея небольшой коллектив, можно сворачивать горы. Наша первая труппа состояла из пяти человек. Мы одновременно были и артистами, и декораторами, и постановщиками и выполняли ещё множество ролей. Мы нашли себе небольшое помещение в небольшом подвальчике на проспекте Дзержинского. В одном зале у нас был и бутафорский цех, и бухгалтерия, и столовая. Репетировать мы выходили в коридор. Нас часто можно было увидеть на городских праздниках, мы старались сопровождать каждое событие в городе. Неслучайно мы выбрали для нашего театра имя грустного комедианта Пьеро.
– Что же привлекло Вас в Оренбурге?
– Нам иногда нет-нет да и задают этот вопрос. Да, признаюсь, иногда я думала, что мы можем сменить место прописки. Нам нравятся путешествия. Я люблю приезжать в новые, неизвестные мне ранее города, узнавать об их жизни. Но всё же мы остаёмся в Оренбурге, потому что здесь наш родной дом – это наш театр. Где бы мы ни были, мы неизменно возвращаемся сюда. Потому что в нас живёт стойкое убеждение, что каждый в этом мире, неважно, какую профессию он для себя выбрал, должен найти свой уголок. Да, порой меня одолевали мысли: «Быть может, стоит переехать, освоиться где-нибудь в другом городе?». Но я всё же понимаю, что раз мы решили выбрать именно Оренбург, раз наша труппа, как говорится, пустила корни здесь, значит, это было неспроста. Я знаю много примеров из жизни моих коллег, очень талантливых людей, которые беззаботно колесили по свету, а в конце жизни разочаровывались во всём лишь потому, что так и не смогли найти для себя тот самый заветный уголок.
«Оставаться вечно удивлённым…»
– Мне доводилось слышать от начинающих писателей, что им наставники говорили: «Если вы за день не написали ни одной строчки, ни одного стихотворения – он прожит зря». А работает ли этот постулат у художников?
– Я могу ответить на этот вопрос, но это будет личное мнение, основанное на субъективных ощущениях. Творчество – это особый процесс, а не конвейер. Нельзя просто взять и заставить вдохновение прийти, когда его нет. Человек может заставить себя черкнуть строчку, написать этюд на холсте, но всё это не будет таким живым, не будет иметь такой силы мысли и чувства, как фрагменты произведений, созданные в порыве вдохновения. И, на мой взгляд, это касается абсолютно любого направления искусства. Иногда можно слышать о том, что толк бывает от постоянных упражнений. Чем чаще пишешь – тем сильнее, как модно говорить, набивается рука. Если это и правда, то только отчасти. Сколько картин и стихов порой создаётся механически! Они правильны и безукоризненны с точки зрения формы, но дыхание автора, его индивидуальный почерк в них не ощущается. Можно в конечном итоге просто прийти к тому, что развитие такого творца прекратится. Не беда, если что-то не получается. Лучше отложить процесс создания до лучшего дня, когда придёт подходящая мысль. А перерывы в творческой работе всегда полезны.
– А чем можно заменить?
– Всем, чем угодно, чего душа пожелает. Если хочется вышивать – значит, пора брать в руки пяльцы и иголку с ниткой. Или вдруг захотелось начать учиться верховой езде – значит, в вас проснулся авантюрист. Главное – понять, что все эти мысли приходят в голову не просто так. Любой творческий человек живёт в мире собственных впечатлений. Ему нужно оставаться вечно удивлённым, вечным ребёнком. А это значит, что нужно постоянно открывать для себя новые занятия, новые грани. Никто ведь не знает до конца, сколько возможностей заключено в нём самом. И не нужно бояться неизвестности.
– Сейчас стало модно людей называть особенными. Творческих, обычных – всех подряд. Чуть ли не со школы каждому пытаются внушить, что он особенный. По-Вашему, хорошо ли это?
– Это очень странный термин – «особенный». Я не знаю, что подразумевают под ним. Но лично мне кажется, что происходит подмена понятий. Раньше говорили интеллигентный человек, то есть тот, кто прекрасно разбирается в искусстве, в жизни и не только и может отличать чёрное от белого. А термин «особенный» всегда имел оттенок, апеллирующий к физиологическим отклонениям. Поэтому ставить эти два понятия на один уровень – это как минимум неразумно. К тому же такой подход может дать совершенно обратный эффект, и вместо уверенного в своих силах творца мы можем получить самовлюблённого эгоиста. Молодым талантам всегда нужно напоминать, что их произведения с того момента, как дописана последняя фраза или сыграна последняя нота, принадлежат миру. Только так, с устремлённостью к людям, к окружению, можно создать истинное искусство, которое проходит испытание временем.