Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Чем опасен сниффинг
Константин Копылов
Наркологи России бьют тревогу – в последнее время отмечается значительный рост подростков, увлекающихся сниффингом. Это опасный вид токсикомании, при котором происходит вдыхание газа для заправки зажигалки или баллончика. О проблеме сниффинга и других видов токсикомании корреспонденту «ВО» рассказала заведующая диспансерным поликлиническим отделением для детей и подростков Оренбургского областного клинического наркологического диспансера, главный внештатный детский нарколог министерства здравоохранения Оренбургской области Элина Балдина.
Пагубная привычка
– Элина Петровна, чем вредна токсикомания и в чём её опасность именно для детского организма?
– Токсикомания является хроническим заболеванием, в результате которого у человека развивается зависимость от употребления летучих органических веществ. Установить диагноз токсикомании достаточно сложно – у человека должно быть эпизодическое употребление летучих органических веществ на протяжении не менее одного года, в результате чего проявляется пагубное влияние на организм – как на физическое состояние, так и на психическое. Согласно статистике, значительная часть потребителей токсических веществ – подростки в возрасте от 10 до 16 лет. Они начинают употреблять отравляющие вещества, стремясь к новым ощущениям. Как правило, в это занятие детей втягивает более старший «товарищ» со стажем употребления. Основная масса подростков имеет эпизодическое употребление, которое также пагубно влияет на растущий организм. У подростка снижается память, внимание, его мучают частые головные боли, нарушается сон, снижается аппетит, появляются другие физические отклонения. Если родители внимательно относятся к своим детям, то, заметив подобные проявления, начинают водить по врачам, и в результате выясняется, что подросток занимается токсикоманией. У нас был случай, когда девочка жаловалась родителям на боли в желудке, мама водила её к гастроэнтерологу, а на самом деле девочка в течение нескольких месяцев вдыхала освежитель воздуха. На тот момент ей было 12 лет, она подолгу задерживалась в туалете, на это никто из домашних сразу не обратил внимания. В итоге она за короткий период времени вдохнула пять баллончиков освежителя воздуха. Уже после постановки диагноза о том, что у неё начинается гастрит, стали анализировать, и только тогда выяснились причины длительного пребывания в туалете. Поэтому родителям надо внимательнее относиться ко всем изменениям в поведении своих детей.
– В чём отличие сниффинга от других видов токсикомании?
– Сниффинг – это использование с целью получения эйфории ингаляции газа для заправки зажигалок. Этот жаргонизм образован от английского слова sniff (нюхать, сопеть) и имеет русскоязычный аналог «пыхать». Сниффинг как феномен, по словам психиатра-нарколога, описывается начиная с 20 – 30-х годов прошлого века. А уже в 60-х годах этот вид токсикомании среди американской молодёжи, преимущественно на западном побережье, принимает форму эпидемии. В качестве летучих углеводородов чаще всего оказывались трихлорэтан и фторированнные хладагенты. Впоследствии эта же молодёжь взрослела, и вдыхание газов распространялось и среди более старших возрастных групп. Сниффинг в России получил широкую популярность в конце 90-х – начале 2000-х годов в среде подростков. Как правило, подростки пользуются несколькими способами употребления газа и других летучих растворителей: распыляют вещество в мешок или контейнер, а затем вдыхают, распыляют непосредственно в рот или в нос, вдыхают ткань, пропитанную веществом.
– Чем опасен сниффинг?
– Частое вдыхание летучих углеводородов может привести к зависимости. Кроме того, в процессе формируется ряд необратимых изменений в психической, соматической, неврологической системах организма человека. На основании клинических наблюдений и анализа литературы можно предполагать, что смерть при вдыхании больших концентраций бутана наступает в считанные секунды. Это исключает прежде распространённую гипотезу, что в основе летального исхода лежат гипоксии (кислородное голодание) и гиперкапнии (состояние, вызванное избыточным количеством CO2 в крови). Скорее всего, смерть наступает из-за паралича дыхательного и сосудодвигательного центров вследствие токсического действия бутана на передачу нервного импульса. Зачастую дети и подростки погибают при первых же опытах с газом в результате индивидуальной реакции организма или из-за ошибки расчёта дозы.
– Насколько данная проблема актуальна для нашего города?
– Только в этом году у нас было зафиксировано пять смертельных случаев именно от сниффинга. При этом проблема характерна для всей страны. Дети и подростки сейчас зачастую предоставлены сами себе, без должного внимания со стороны взрослых. Подростки, как правило, начинают увлекаться токсикоманией в процессе познания окружающего мира, в погоне за яркими эмоциями. Часть детей ищет в психотропных веществах те эмоции, которые они не получают в семье, – ласку, внимание, заботу. Для детей из неблагополучных семей сниффинг – способ ухода от реальности, от жизненных проблем, конфликтов с близкими.
Заметить вовремя
– Элина Петровна, каким образом можно обнаружить признаки токсикомании у подростков? Что в первую очередь должно насторожить родителей?
– Опознать по внешним признакам, что ребёнок нюхает газ (не в момент опьянения, а позже), очень сложно, так как после употребления смеси газов не остаётся запаха и их действие проходит быстро.
Однако выявить детей, увлекающихся «газовой токсикоманией», при достаточной вашей внимательности всё-таки можно. Основные признаки:
верхняя часть тела, голова обычно горячие на ощупь (прилив крови), лицо отёчное;
раздражение слизистых верхних дыхательных путей (нос – красный);
вокруг губ, особенно в уголках рта, отмечается кайма раздражения кожи;
охриплость голоса;
слабость, тошнота и рвота;
грубые расстройства поведения: агрессия, обман и тому подобное.
– Каков алгоритм действий, если родители обнаружили подобные признаки у своего ребёнка?
– В любом случае при обнаружении вышеназванных признаков необходимо обращаться за помощью к врачам-наркологам. Родители редко обращаются за помощью в специальные учреждения – боятся слова «учёт», а также ограничений, которые отразятся на жизни их ребёнка в дальнейшем (получение водительских прав, поступление на юридический факультет или в военную академию). На первоначальном этапе можно получить консультацию у психолога. У нас есть хорошая психологическая служба, где специалисты всегда готовы оказать квалифицированную помощь.
– Но если ребёнку сказать «пойдём к наркологу» – он откажется.
– Поэтому мы говорим родителям: ни в коем случае не нужно угрожать, читать мораль, силой тащить подростка к наркологу. Иначе его агрессия будет только увеличиваться и ребёнок может замкнуться. Поначалу к специалисту могут прийти мать или отец. Мы обговорим какие-то конкретные моменты и определим план дальнейших действий.
Запретный плод сладок
– Элина Петровна, какой бы Вы ещё дали совет родителям?
– Любить, доверять и слышать своих детей. При этом правило «доверяй, но проверяй» никто не отменял, поэтому всегда необходимо быть бдительными по отношению к своим детям, чтобы вовремя заметить проблемы и своевременно оказать квалифицированную помощь со стороны специалистов. Чем сильнее интоксикация организма, тем ужаснее последствия – гипоксия, галлюцинации, рвота, потеря сознания. Даже однократное вдыхание может привести к летальному исходу.
– Насколько токсикомания излечима?
– Это хроническое заболевание, которое имеет периоды ремиссии и обострения. Если не будем провоцировать, то ремиссия будет продолжительной. При этом если у человека сформирована зависимость, то она никуда не уйдёт. Кроме этого, одна зависимость может перейти в другую. У нас есть случаи, когда наркоманы впоследствии становятся алкоголиками, или люди, страдающие алкогольной зависимостью, становятся наркоманами. С синдромом зависимости среди подростков у нас редко регистрируются случаи, чаще всего мы выявляем детей на начальных этапах развития пристрастия.
– В Оренбуржье разрабатывают законопроект, призванный бороться с популяризацией среди подростков нового вида токсикомании – сниффинга. Как Вы считаете, необходимо ли правовое регулирование данной проблемы?
– Запретный плод всегда сладок. Если есть потребность в этом, даже при наличии запретов человек всегда найдёт способ. Поэтому необходимо выработать у подростков «наркологический иммунитет», чтобы они понимали, что сниффинг – это яд практически моментального поражения, который приводит к смерти. Поэтому главным должна быть профилактика, нужно информировать прежде всего взрослое население о проблемах токсикомании. Между тем, я думаю, ограничительные меры на законодательном уровне необходимы, тем более в ряде регионов страны они уже приняты.
Справка
В Оренбургской области разрабатывают законопроект, призванный бороться с популяризацией среди подростков нового вида токсикомании – сниффинга (от англ. sniff – нюхать). За прошедшие 10 месяцев 2020 года уже пятеро школьников умерли от намеренного вдыхания бытового газа.
Совместно над законопроектом работают депутаты областного Законодательного Собрания и сотрудники прокуратуры. В документе перечислят список потенциально опасных бытовых товаров, содержащих сжиженный газ. Производителей этих товаров обяжут наносить специальную маркировку, запрещающую продажу несовершеннолетним. Кроме того, предлагается внести изменения в федеральное законодательство, чтобы защитить детей от информации, побуждающей попробовать вещества, угрожающие жизни и здоровью.