Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Служить широким массам»
Татьяна Судоргина
110 лет назад общественность Оренбуржья расставалась с одним из самых уважаемых в крае медиков.
«Губернская больница обязана ему всеми своими улучшениями»
В начале 1914 года оренбуржец П. Морис горевал: «Оренбург покидает известный во всех слоях общества города и далеко за пределами его почтенный и выдающийся общественный деятель доктор Максим Михайлович Кенигсберг.
С 1877 года мы видим Максима Михайловича молодым военным врачом на Кавказе во время тяжёлой турецкой кампании. По окончании её он является в Петербург («для научно-практического усовершенствования в клинике Императорской медико-хирургической академии». – Т.С.), и по приглашению оренбургского губернатора Астафьева, лично оценившего на войне его дарования, в 1879 году приезжает в Оренбург исполняющим должность старшего врача губернской больницы.
Наша губернская больница обязана исключительно ему всеми своими улучшениями и сравнительно высокой постановкой дела.
Работая в губернской больнице и на частной практике, где он создал себе громкое имя, Максим Михайлович уже 23 года тому назад начал принимать самое живое участие в работах физико-медицинского общества, где состоял 11 лет бессменным товарищем (т.е. заместителем. – Т.С.) председателя и 12 лет – председателем».
«В смысле применения практических санитарных мер»
Делясь познаниями об основных достижениях М.М. Кенигсберга, его современник писал: «Плодом его вдохновения и энергии была первая в Оренбурге амбулатория Александровской больницы.
В 1898 году под его же крылом появилась первая в Оренбурге детская летняя санатория. В 1899 году Максим Михайлович начинает работать в Обществе физического развития детей, где 12 лет состоит председателем. С 1907 года мы видим его вдохновителем, организатором и председателем санитарно-благотворительных попечительств Оренбурга.
Таким образом, за всё время работы Максима Михайловича в Оренбурге десятки тысяч людей в городе и уезде получали благодаря ему всевозможные виды помощи. Устройство горячих завтраков для тысяч наших школьников обязано своим существованием тоже ему.
В последние эпидемические годы городская управа, опираясь на него и его учреждения, легко достигла прекрасных результатов как в смысле пропаганды полезных сведений, так и в смысле применения различных практических санитарных мер.
Последнее его дело – карета скорой помощи, вдохновителем которой был оренбургский губернатор генерал-лейтенант Сухомлинов, за один год существования встало уже на прочную почву и исполняет функции бюро ночного дежурства врачей».
«Болью отзывались в его сердце»
Скрывшись за подписью «Врач», другой житель губернского центра передал для обнародования в «Оренбургской газете» пространное повествование под названием «К отъезду М.М. Кенигсберга», в котором были такие строки: «Изучая местные условия жизни, Максим Михайлович написал свой учёный труд «Опыт медико-топографического исследования города Оренбурга», а затем организовал медико-статистическое бюро по Оренбургской губернии, которое за 15 лет своего существования имеет печатные труды. Эти медико-статистические работы послужат основой для развития земской санитарной работы.
Систематическое изучение медико-статистических данных постепенно раскрывало Максиму Михайловичу нужды населения, которые он по мере сил старался удовлетворить. Недостаток амбулаторной помощи в городе заставил его принять горячее участие в жизни Александровской лечебницы для приходящих больных, которая проработала 25 лет…
Периодические неурожаи, эпидемии, антисанитария и отсутствие культурности населения болью отзывались в его сердце, и мы видим, что вся его деятельность имеет основную черту – служить широкой массе нуждающихся».
«Вдохновенный творец необходимых организаций»
Особое внимание наш невольный информатор 110 лет назад уделил инициативам М.М. Кенигсберга на поприще оказания помощи неимущим: «Так, созданы санитарно-благотворительные попечительства. Эта организация даёт бедному дешёвый обед. В праздники в столовых попечительства устраиваются спектакли, чтения, концерты, и простолюдин бесплатно может хоть немного удовлетворить свои духовные запросы.
Деятельность попечительств быстро упрочилась, щедрые пожертвования полились в кассу организации. Когда в 1911 – 1912 годах наступил голод, попечительства помимо крайнего напряжения, вызванного кормлением в городских столовых, распространили свою деятельность на губернию, где открыли 150 питательных пунктов.
Забота о подрастающем поколении всегда была близка сердцу Максима Михайловича. Он организовал станцию «Капля молока», где в летние месяцы выдавалось пастеризованное молоко детям беднейших жителей, содействовал устройству школьных завтраков в начальных училищах.
Он создал под Оренбургом санаторию, каждое лето через неё проходят до 70 бедных, ослабленного здоровья учащихся. В 1908 – 1909 годах функционировал устроенный им дневной приют для детей, чтобы дать возможность матерям заработать кусок хлеба.
«Деятельность столь обширна, столь разнообразна»
Среди архивных материалов сохранилась информация о чествовании М.М. Кенигсберга, состоявшемся в Общественном собрании (ныне здание на ул. Советской, д. 17): «В концертном зале собрались депутации от различных обществ и учреждений. Прибыл исполняющий должность губернатора барон Д.О. Тизенгаузен. Врачи Мискинов и Введенский на автомобиле привезли М.М. Кенигсберга и его супругу. Вход их в зал встречен аплодисментами. Городской голова первый приветствовал Кенигсберга и поднёс цветы Р.О. Кенигсберг.
Началось чтение Адресов. Из Адреса Общины Красного Креста следовало: «Когда в 1895 году возникла мысль о необходимости устроить общину сестёр милосердия, Вы явились одним из первых и главнейших организаторов этого необходимого учреждения. Вы вели в течение нескольких лет преподавание и обучение сестёр милосердия. Во время русско-японской войны под Вашим руководством организованы курсы для приготовления сестёр милосердия, давшие три выпуска, работавших затем на театре военных действий…»
В Адресе правления оренбургского общества содействия физическому развитию детей говорилось: «На Вашу долю выпали многочисленные заботы по благоустроению детского парка, по организации здоровых и разумных развлечений для детей.
По вашему предложению в 1902 году общество взяло на себя инициативу в деле развития ясельного дела в Оренбургской губернии, которое благодаря Вашей энергии получило правильную организацию. Вы любили дело нашего общества и умели найти для него средства, благодаря огромной популярности Вашей как честного, бескорыстного деятеля.
Ваша деятельность столь обширна, столь разнообразна, что общество с уходом Вашим решило передать часть своих учреждений (ясельное дело, санаторию) земству и городу…»
«Приносят громадную пользу»
А вот как в своём Адресе санитарно-благотворительное попечительство оценило человеческие качества Максима Михайловича: «В характере Вашем мы имели деликатность, тактичность, настойчивость, которые внушали особенное уважение. Вы приходили на помощь нашему делу своими собственными средствами. Расставаясь с Вами, мы теряем опытнейшего и гуманнейшего руководителя, во многих отношениях незаменимого».
Правление оренбургского отделения всероссийской Лиги для борьбы с туберкулёзом, одним из первых пропагандистов которого был М.М. Кенигсберг, дало высокую оценку его трудам: «Вся Ваша деятельность была направлена на оздоровление санитарных условий жизни широких общественных масс, что способствует укреплению их стойкости в борьбе с грозным недугом – чахоткой».
«Здоровая семья – условие прочного государственного уклада»
Согласно свидетельству участника события, «растроганный М.М. Кенигсберг благодарил всех, сказав несколько слов каждой депутации. Обращаясь ко всем присутствовавшим на чествовании, со свойственной ему скромностью Максим Михайлович просил помнить, что всё, сделанное им, нельзя ему одному приписать, если что им и сделано, так сделано в сообществе многих помощников.
Работая на пользу подрастающего поколения, он действовал «из эгоизма» («побольше бы таких эгоистов» – сказал один из присутствующих), чтобы заполнить ту пустоту, которая образовалась в его сердце после утраты детей, умерших один за другим от дифтерита, занесённого им в дом от постели больного. После этой утраты он хотел забыться, найти утешение в работе на пользу детей и общества в самом широком смысле этого слова».
Максим Михайлович занимаясь преподавательской деятельность в Оренбургском Николаевском женском институте, подготовил учебник по анатомии и гигиене (принятый к изучению во всех женских институтах), радуясь тому, что «познания, вынесенные воспитанницами, они несут в семью, дадут им возможность создать здоровую семью, а здоровая семья – есть непременное условие прочного государственного уклада».
Речь М.М. Кенигсберга была «покрыта шумными аплодисментами. После этого присутствующим предложены чай и закуска. За ужином сказано много речей. Общая их тенденция такова: в лице Максима Михайловича город теряет крупного общественного работника, незаменимого организатора и человека, отзывчивого к нуждам ближнего.
Редко бывает, чтобы кто-либо при жизни получил правильную оценку. Как ни была она лестна – на этот раз она справедлива, и имя М.М. Кенигсберга надолго останется в памяти оренбуржцев как синоним общественного деятеля, гуманного человека и борца за лучшие условия жизни детей и бедных».
Фото из архива автора