Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Кумир маленьких зрителей
Константин Копылов
В Оренбурге наградили лауреата и участников ежегодной муниципальной премии «Кумир». По итогам 2023 года победу в конкурсе одержала актриса-кукловод Оренбургского государственного областного театра кукол, заслуженная артистка РФ Татьяна Деденёва. Корреспондент «ВО» встретился с Татьяной Васильевной и узнал о её большом творческом пути длиной в 45 лет.
Искренность и органичность, глубокое проникновение в психологию персонажа позволяют Татьяне Васильевне осваивать и применять на практике самые разные системы кукловождения. Репертуарный список Татьяны Васильевны разнообразен – от главных до эпизодических ролей, и она мастерски справляется с любой из них.
Магия театра кукол
– Татьяна Васильевна, что привело Вас на сцену театра кукол?
– В классе пятом, тогда я жила в Степном, попала в кукольный кружок. Вела его потрясающий педагог Светлана Артамонова, она настолько увлекла меня этим искусством, что мне всё там понравилось. В старшем возрасте стала заниматься в театре «Поиск», которым руководил ныне заслуженный артист РФ Александр Иванович Папыкин. И можно сказать, что именно Александр Иванович повёл меня по этой стезе, которая в конце концов привела меня на сцену театра кукол. Театр «Поиск» тогда располагался в Доме учителя, и так вышло, что в этом же здании на время разместили областной театр кукол. А в их здании проводилась масштабная реконструкция. В то же время прибыл к ним молодой режиссёр из Ленинграда, решивший набрать новых артистов в труппу. Он посетил наши спектакли и выбрал четверых молодых актёров, в их числе была и я. И пригласил нас во вспомогательный состав театра кукол. Отмечу, что после школы по совету родителей поступила в училище геологов. Но меня тянул театр, поэтому учёбу я оставила. Хотя мама ещё долго пыталась меня отговорить, обращалась к руководству театра, чтобы меня уволили из театра. Но моё желание посвятить себя театру кукол оказалось сильнее. Хотя были периоды, когда меня приглашали и в драматический театр, но я настолько была влюблена в наш театр кукол, что оставить его не решилась.
– Ваша первая роль в театре кукол и какие роли играете сейчас?
– Первая моя роль была в спектакле «Спичка-невеличка», я сыграла Антошку. Так вышло, что артист, который исполнял эту роль, заболел и меня ввели буквально за час до начала постановки. А первая моя самостоятельная роль была в спектакле «Любопытный слонёнок» по Киплингу, там я играла роль Цветочка. Спектакль ставил режиссёр, который нас пригласил в театр, – Николай Александрович Кострюков. Спектакль был шикарный, а свою роль я до сих пор помню, можно сказать, до запятой. Впоследствии, конечно, было множество ролей самого разного плана. Среди особо отмеченных: 2001 год – лауреат премии областной администрации «Лучшая роль года» за роль Матери в спектакле «Сказ о Ване Датском» по рассказам Б. Шергина; 2008 год – лауреат премии ТНК-ВР «Альфа» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за роль Белотеловой в спектакле «Женитьба Бальзаминова»; 2011 год – лауреат областной премии «Лучшая роль года», за роль Купеческой дочери и Ведьмы в спектакле «Царевна-лягушка» Н. Гернет; лауреат премии Оренбургского областного отделения СТД РФ «Лицедей» за роли в спектаклях театра: «Царевна-лягушка», «Колобок среди машин», «Кошкин дом».
Одна из моих последних ролей на данный момент – это сватья баба Бабариха в спектакле «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Постановка очень интересная, гармоничная, и роль для меня очень любимая.
Наставники
– Наверняка, когда Вы только начинали свой творческий путь, у Вас были наставники. Кого Вы считаете таковыми в Вашей жизни?
– Безусловно, наставники у меня были. Я скажу даже больше, в то время у нас в театре кукол такая была труппа – что ни актёр, то большая творческая личность. Первой моей наставницей была заслуженная артистка России Ирина Михайловна Маленкова – это была потрясающая женщина, очень талантливая, уникальная и с необычной судьбой. Работала она сначала трактористкой, и во время гастролей нашего театра в одном из сёл её приметили и пригласили в труппу. И так получилось, что потом она всю свою жизнь посвятила нашему театру. Другим моим наставником стал её супруг – замечательный актёр Виктор Александрович Жидков. Также к числу моих наставников можно отнести заслуженного артиста Николая Александровича Плешкова – это легендарная личность, НикСаныч, как ласково звали его в театре. Среди таких же легендарных людей нашего театра могу отметить заслуженного работника культуры РФ Олега Евгеньевича Милохина. Он длительное время возглавлял наш театр. Владимир Натанович Флейшер также много лет руководил театром кукол. Они театр кукол смогли поднять на очень большую высоту, сделали эпицентром театральной культуры Оренбурга. Также благодарна судьбе, что она свела меня с замечательными коллегами – заслуженными артистами России Натальей Зайцевой, Любовью Милохиной и Александром Салмановым.
– Татьяна Васильевна, как долго готовитесь к исполнению той или иной роли?
– Всё, конечно, зависит от самой постановки и от тех задач, которые ставит перед нами режиссёр. К примеру, на подготовку роли сватьи бабы Бабарихи в спектакле «Сказка о царе Салтане», да и самой постановки, ушло три месяца.
– Расскажите, есть ли у Вас любимые куклы, с которыми Вы работаете или работали? Что это за персонажи? Чем они Вам близки?
– Люблю и обожаю свою куклу Красную Шапочку в спектакле «Красная Шапочка». Эта постановка на нашей сцене шла в прошлом веке, спектакль можно назвать хулиганским – это была сказка на новый лад. А сама Красная Шапочка была в спектакле достаточно дерзкой девочкой. Другой любимой куклой была Баба-яга из постановки «Царевна-лягушка». Это была мягкая мимирующая кукла, мне она нравилась тем, что с её помощью можно было выразить целую палитру эмоций.
– Были ли в Вашей практике какие-то мистические ситуации, связанные с куклами? Ведь раньше люди приписывали куклам магические свойства.
– Подобных ситуаций пока не было. В прежние годы у нас был спектакль «Соловей» по произведению Г. Андерсена. Его ставил режиссёр Сергей Столяров, очень углублённый в материал. И у нас были маски из гипса, нёсшие какую-то своеобразную энергетику и мистику. И такая обстановка была как во время репетиций, так и в ходе спектакля. Я считаю, что это всё зависит от человека, в этом случае было влияние режиссёра. Вся мистика куклы – в её создателях и в людях, которые долгие годы ею управляли. Художник отдаёт ей часть своей души, кропотливо продумывая каждую складочку, ужимку.
Есть у нас в театральной среде приметы, к примеру, нельзя класть куклу после спектакля лицом вниз, нельзя её бросать и вообще надо бережно к ним относиться.
Роли, куклы, гастроли
– Кого Вам легче играть – людей или животных?
– Я думаю, что нет такой градации. К любой роли готовишься, вкладываешь частичку своей души, мастерства. Тем более животные в театре кукол чаще всего наделены человеческими чертами и характерами, поэтому не могу однозначно ответить, кого легче играть. Всё зависит от конкретной роли.
– Есть ли у Вас роль мечты?
– У меня мечта воплотить на сцене какую-нибудь драматическую роль, чтобы это было очень эмоционально, как говорят, прям на разрыв. И такое желание у меня на протяжении всего творческого пути. Мне вообще очень близка тема судьбы человека, его переживаний.
– Вы уже более 40 лет на сцене театра кукол, что Вы делаете, чтобы не выгорать в профессиональном плане?
– В последние годы для меня таким отвлечением стали встречи с детьми в интернате. Мы беседуем с ними о театре, ребята пробуют себя в актёрской роли. Для меня такое общение – своеобразная энергетическая подзарядка, позволяющая по-новому взглянуть на свою основную работу.
– Татьяна Васильевна, самые яркие гастроли, в которых Вы были?
– Их у нашего театра кукол всегда было очень много. Мы исколесили всю нашу область, побывали во многих уголках нашей необъятной страны. Бывали с нашими спектаклями и за рубежом – Польша, Франция. Каждые гастроли были яркими, эмоционально насыщенными.
– Вы играли в спектаклях и для детей, и для взрослых. Какая публика Вам ближе?
– Дети меня всегда поражают своей искренней верой в то, что происходит на сцене. Это так трогательно. У меня в практике был один трогательный момент. В Подольске на гастролях играли «Красную Шапочку». Это был спектакль по правилам дорожного движения. И Красную Шапочку я исполняла непосредственно сама. Я езжу на велосипеде, меня ловит Волк и привязывает к дереву. Дети в это время реагируют очень эмоционально. И вдруг вижу – в зале подхватывается мальчишка и направляется ко мне, скорее всего, хотел развязать и освободить. А Волк мне просто верёвку всунул в руки, и у меня мысли в голове: что делать, если мальчик начнёт освобождать и увидит, что я не привязана. В общем, пришлось импровизировать – вызвала Волка и не позволила мальчику добраться до меня. Такая вера со стороны маленьких зрителей всегда восхищает.
– В заключение хотелось бы узнать, что для Вас значит победа в ежегодной муниципальной премии «Кумир»?
– Прежде всего это признание заслуг не только моих, но всего нашего большого коллектива театра кукол. Очень благодарна своим коллегам за поддержку. Лично для меня победа стала ещё одним стимулом для движения вперёд, чтобы получать удовольствие от того, что я воплощаю в своих ролях на сцене нашего театра.
Справка
Муниципальная премия «Кумир» вручается с 1999 года актёрам, режиссёрам, художникам, критикам, проработавшим в театрах Оренбурга не менее 20 лет и внёсшим значительный вклад в развитие театральной жизни города.
Фото teatr-kukol.ru