Новости

В связи со сложившейся в Оренбургской области чрезвычайной ситуацией, связанной с обстоятельствами непреодолимой силы (паводком), Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области информирует, что для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения отсрочки или рассрочки в рамках главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации.

17 апреля

По данным на 8.00 17 апреля в Оренбурге подтоплены 11 200 приусадебных участков и 6 527 домовладений, 55 из которых многоквартирные дома. В зону подтопления попадают микрорайоны Форштадт, Авиагородок, Пугачи, Ситцовка, СМУ, Аренда, поселки им. Куйбышева, Солнечный, Заречный, Кузнечный, Пристанционный, 18-й разъезд, Подмаячный, Овчинный городок, село Краснохолм, поселки Троицкий и Красный Партизан, а также СНТ на территории города.

17 апреля

Запас высоты подъема уровня реки Сакмара до верха рабочей отметки дамбы в оренбургском поселке Кушкуль составляет 2,5 метра. Об этом рассказал начальник управления ЖКХ администрации города Оренбурга Андрей Райков. Сегодня, 17 апреля, он на месте осмотрел дамбу и встретился с жителями.

17 апреля

В Оренбурге организована работа с пострадавшими от паводка. Так, специалисты администрации Южного округа города в индивидуальном порядке консультируют оренбуржцев по вопросам оформления документов, необходимых для получения единовременной денежной выплаты. Об этом рассказала начальник организационно-информационного отдела и АСУ администрации Южного округа города Людмила Бочарова.

16 апреля

Об этом сообщил первый заместитель Главы Оренбурга Алексей Кудинов. Он отметил, что паводковая ситуация в городе остается напряженной, однако наблюдается стабильное снижение Урала – каждый час река заметно убывает.

16 апреля




Говорить не по слогам

+++++
Говорить не по слогам

Дина Елманова

«Фефочка! Скажи «Ыыба!» Кто не знает эту фразу? А на самом деле в ней нет ничего смешного. Людей с дефектами речи, такими как шепелявость, картавость, дислексия и многими другими, немало. Причём специалисты говорят, что ситуация, увы, не меняется: практически каждый год врачи-логопеды принимают всё новых и новых пациентов. Причём иногда бывает так, что родители замечают дефект речи у своего ребёнка слишком поздно, когда настаёт пора идти в школу. Как распознать первые признаки нарушения формирования речи? Будет ли толк, если заниматься с ребёнком самостоятельно? И правда ли, что связь между развитием мелкой моторики и способностью говорить – это миф? На эти и другие вопросы в преддверии Дня логопеда рассказала логопед-дефектолог Оренбургской городской детской клинической больницы Инна Белавинская. 

«Это генетическое?..»
– Инна Владимировна, с какого момента родители должны понять, что ребёнка лучше показать специалисту?
– На самом деле с самого рождения ребёнка нужно следить за развитием его речи. Способность произносить звуки, а затем и слова, начинает формироваться с самого раннего возраста. Вначале, до шести месяцев, младенцы начинают гулить, первые слова произносятся в конце первого года жизни. Фразовая речь, как правило, формируется к двум годам, непрерывно развиваясь далее. Всё это время пополняется словарный запас и улучшается качество произношения. Если же вы наблюдаете совсем другие аспекты, то это верный признак, что ребёнка нужно вести к неврологу на консультацию, и затем уже специалист решает, требуется ли помощь врача-логопеда.
– Не могу не вспомнить один случай. Возможно, кто-то из наших читателей даже сталкивался с ним. Однажды матери четырёхлетнего сына сказали, что в этом возрасте ребёнок должен произносить все буквы, кроме «р», а если нет, то ему прямая дорога в «коррекционку». Так ли это?
– Нет, на самом деле такие требования немного завышены. У букв тоже есть свой «возраст». В два года ребёнок легко произносит почти все гласные звуки, позже, к четырём годам, – отдельные согласные. Ближе к пяти годам в его арсенале появляются шипящие. И лишь к семи ребёнок осваивает самые сложные звуки: «л» и «р». Этот график обязателен для всех, он не имеет исключений. Возможно, те, кто говорит о произношении всех букв, кроме «р», к четырём годам, перестраховывается. Потому что мы, к сожалению, наблюдаем немного другую ситуацию. Не все родители обращают внимание на развитие речи у ребёнка. Иногда это связано с тем, что взрослым тяжело принять тот факт, что с их ребёнком приключилась беда. А когда проблемы становятся слишком явными, исправить эту ошибку бывает уже очень трудно.
Однако иногда дело не только в страхе родителей. Порой к нам в больницу на приём приводят шестилетних детей с сильно выраженными дефектами. На вопрос, почему же родители не сделали этого раньше, мы слышим удивлённое восклицание: «Мы думали, это генетическое, у нас папа тоже долго не говорил!». Визит к врачу откладывают до последнего, не зная, что тем самым оказывают медвежью услугу своему ребёнку.
– А я Вам могу привести иной пример. Допустим, ребёнок начинает говорить, и его речь развивается именно по приведённому Вами сценарию. Однако в какой-то момент родители замечают, что «словарь» ребёнка начинает сокращаться, а после речь и вовсе пропадает. Почему так происходит?
– К сожалению, подобные случаи встречаются в нашей практике. Это может свидетельствовать о более глубоких проблемах, нежели задержка речевого развития. Порой нарушение и исчезновение речи сопутствуют заболеваниям, которые вызваны неправильной работой центральной нервной системы. Такие случаи требуют всестороннего подхода. Здесь уже требуется помощь не только логопеда.
– Как сами родители могут помочь своему ребёнку осваивать материал?
– Как я уже сказала, с первых же дней жизни ребёнка нужно внимательно следить за развитием речи малыша. Можно завести специальный речевой дневник, в который вы будете записывать новые слова и фиксировать возраст. Этот дневник будет впоследствии полезен и для врача-специалиста, если вам потребуется консультация. Кроме того, после начала занятий с логопедом можно выполнять дома простые упражнения для развития артикуляции. Хорошо подойдут и упражнения для развития дыхания. Для этого можно использовать пёрышки, дудочки, мыльные пузыри, то есть всё то, что требует работы органов дыхания. Играйте с ребёнком в игры, которые требуют произношения слов: лото, ребусы. Могут помочь и игрушечные музыкальные инструменты. Их дети особенно обожают, а кроме того, они отлично развивают слуховую память, но следует помнить, что необходим комплексный подход. В нашей больнице с детьми работают массажисты, физиотерапевты, психологи и другие специалисты. Курс реабилитации необходимо повторять. И немаловажное замечание: ограничьте использование гаджетов. Они могут серьёзно навредить.
– Странно, иногда родители замечают, что после просмотра роликов дети начинают цитировать целые фразы оттуда…
– Да, и очень жаль, что не все знают о скрытой опасности подобного поведения. Ребёнку, у которого нет нарушений речи, такие видео навряд ли смогут причинить вред. Однако у детей с нарушениями может возникнуть неверное представление. Если им понравилась какая-
либо фраза или слово в ролике, они начинают употреблять их без видимой на то причины.
– То есть следовало бы не радоваться, что ребёнок заговорил, а насторожиться…
– Именно так. Должно быть, родители замечали, что ребёнок, играя с машинками, вдруг начинает произносить фразы, услышанные в «Простоквашино» или любом другом мультфильме. Этого следует остерегаться. Общение с гаджетами лучше свести к минимуму. Нужно понимать, что ребёнок должен не только овладеть речью, но и правильно использовать её.

Плохое произношение = неуспеваемость?
– Мы часто слышим о том, что для развития речи нужно уделять внимание мелкой моторике. Так ли это?
– Действительно, раньше это советовали практически всем. То есть если ребёнок начнёт собирать пазлы или конструктор, то речь автоматически наладится. На самом деле это не совсем так. Развитие пальцев рук действительно благотворно влияет на работу нервной системы, однако не способно в корне решить все проблемы. Для того чтобы начать говорить – нужно говорить, нужно тренироваться! Необходим комплексный подход.
– А как проходят Ваши занятия с пациентами?
– Как правило, с каждым из ребят я работаю индивидуально. Обязательно нужно выполнить зарядку для губ, щёк и языка – эти упражнения позволяют снизить зажатость речевого аппарата. Это способствует правильному звукопроизношению. Конечно же, мы работаем над коррекцией дыхания. А после такой разминки переходим непосредственно к речи: изучаем слоговую структуру слов, вырабатываем темп и ритм, расширяем словарный запас. Не стоит забывать и о грамматическом строе речи, ведь для нас важно не только позволить ребёнку говорить, но и делать это правильно.
– В своей беседе мы говорим в основном о детях дошкольного возраста. Но подобные нарушения порой встречаются и у более старших ребят. Легко ли дефекты исправить у них?
– Чем младше ребёнок – тем проще привить ему правильную грамотную речь. С возрастом речевой аппарат «привыкает» к устоявшейся позиции. И если ребёнок с самого начала говорил неправильно, с нарушениями, то именно так аппарат и сформируется. Как я уже говорила, исправить это намного труднее. К слову, иногда среди школьников встречаются такие нарушения, как дислексия и дисграфия, когда неумение произносить звуки и буквы правильно переносятся из устной речи в письменную. Таким детям очень тяжело овладеть навыками грамотного чтения. Допустим, такой ребёнок легко меняет шипящие звуки на сипящие в своей речи. И всё это отображается на письме: например, вместо слова «чайник» они могут написать «сяйник» и тому подобное. Всё это говорит о том, что фонематический слух у ребёнка развит неправильно.
– Значит, двойки по русскому языку не всегда связаны с непониманием материала?
– Да, порой следует разобраться. Быть может, школьник не может усвоить материал и писать грамотно по той причине, что с самого раннего возраста у него сформировалось неверное представление о том, как должны выглядеть определённые слова русского языка. В любом случае ребёнку и родителям потребуется помощь специалиста.
– В последние годы началось поветрие: мы всё чаще слышим радио– и телеведущих с ярко выраженными дефектами речи, шепелявых и картавых вокалистов… Как Вы относитесь к такой «моде»?
– Да, вы правы, подобные нарушения стали встречаться намного чаще, чем раньше. Мне кажется, это даже не дань моде, а некое желание выделиться среди остальных коллег. Однако когда артистов с очевидными дефектами речи становится слишком много, это и вправду может не столько заинтересовать слушателя, сколько оттолкнуть. Да и в целом это не самая лучшая тенденция. Дефекты так и остаются дефектами, сколько бы ни пытались их выдать за изюминку. И лучше всего от них избавляться.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.