Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Жизнь как форма

-----
Жизнь как форма

Дина Елманова

Тяжёлые мазки, тёмные тона, нарочито грубоватые размашистые наброски – от полотен молодого художника Александра Суздальцева словно веет мрачноватым современным урбанизмом и постсоветской романтикой. И неспроста – он создавал свои полотна в трудное для оренбуржцев время – в период самоизоляции, отображая свои собственные переживания, и потому они так волнуют зрителя. Недавно студент Оренбургского художественного колледжа стал обладателем губернаторской стипендии «Для поддержки способной и талантливой молодёжи». Корреспондент «ВО» встретилась с молодым художником, чтобы узнать, легко ли организовать собственные проекты в Оренбурге и какой он – мир через призму постсоветского искусства.

Вместо пейзажей – трубы
– Александр, во сколько лет Вы начали проявлять склонность к искусству?
– Сейчас уже трудно вспомнить конкретную дату. Мне кажется, это произошло ещё до того возраста, когда я начал запоминать события жизни. У меня была интересная черта: я не рисовал пейзажи, солнышки, луга с домиками. Я клеил на стену в ванной огромный кусок ватмана и пытался изобразить на нём трубы, коммуникации и другую сантехнику, которая располагалась там же. Быть может, этот ранний опыт тоже наложил свой отпечаток на мои проекты в будущем.
– То есть Вы с детства знали, что станете художником?
– Нет, это осознание пришло гораздо позже. У меня никогда не было проблем с точными науками, однако связывать с ними свою жизнь мне не хотелось. Лично для меня это означало бы рутинную работу в офисе за какими-нибудь расчётами. И когда после девятого класса встал вопрос, идти ли дальше в десятый или выбрать колледж, я решил попробовать себя в творческой профессии. И выбрал Оренбургский художественный колледж. Но решил пойти не на живопись, а на дизайн интерьера. Не могу сказать, что это была мечта жизни, скорее чисто прагматический подход: учёба в этом направлении помогла мне лучше представлять конечный результат, делать предварительные расчёты.
– Раз есть колледж, значит, ему предшествовала художественная школа?
– Да, я в детстве ходил в такую школу. Но не могу сказать, что я был примерным учеником. В своём классе я был чуть ли не единственным мальчишкой и среди учениц, очень прилежных, кстати, выглядел белой вороной. Не могу сказать, что я обладал особым даром с детства. Мне вообще кажется, что человек свои таланты обретает с возрастом. Но меня в то время очень поддержала моя преподавательница Ирина Иванова, которая всегда принимала меня таким, какой я есть. И я очень благодарен этому периоду за то, что он заложил необходимый базис. В итоге я стал чуть ли не единственным из группы, кто выбрал творческий путь.

Квартирник и «Давление»
– Насколько неожиданным для Вас стало получение губернаторской стипендии?
– От слова совсем. Я никогда не считал себя правильным и прилежным студентом. Единственное, чем я могу это объяснить, так это то, что я, быть может, один из самых активных студентов. Потому что очень много времени потратил на создание собственных проектов. Плюс в это время на меня большое влияние оказала моя наставница – преподаватель колледжа Екатерина Процив. Первые шаги в своём творчестве я сделал именно под её руководством.
– С чего всё началось?
– Моим самым первым проектом был квартирник «Антресоль». Это была «проба пера». Кроме меня на этой выставке были представлены работы других молодых художников. Эта первая экспозиция, пусть и не сильно раскрученная, помогла нам поверить в свои силы, что искусство сегодня не отодвинуто куда-то на задворки и по-прежнему интересно людям. Потому это воодушевило меня на создание более крупного проекта «Давление».
– Название очень говорящее… А почему Вы выбрали местом проведения здание Российского союза молодёжи?
– Это помещение с его местами плохо освещёнными коридорами тоже является частью экспозиции. «Давление» – это ответ на нашу повседневность. Это моё видение современности. Быть может, технический прогресс и облегчил жизнь человечества, но он сделал многих одинокими. И особенно это ощущается в городах. Потому на полотнах, которые я собрал для этого проекта, отображается жизнь эдакого маленького человека, запертого в коробке собственной квартиры с её бытовым антуражем. В работе я использовал масло и графику, потому что они помогают передать тяжеловесность композиции, выбирая тёмные тона.
– При взгляде на картины возникает ощущение, что это некая фантазия на тему постсоветских пространств. Тем более что в последние годы молодёжь будто бы испытывает некую ностальгию по прежней стране – в Интернете, например, создаются целые литературные вселенные…
– Так и есть. Я, правда, не стал брать за основу готовые миры из Интернета, пытаюсь создавать свои собственные. Да, эстетика прошлого действительно повлияла на меня, ведь мы до сих пор пользуемся плодами той эпохи.
– Почему советская эстетика так притягивает молодых? В чём её особенность?
– Лично для меня этот период нашей истории стал подходящим приёмом отображения сегодняшней действительности. Мне кажется, что тогда, в советское время, историю просто оборвали, не дав ей закончиться. А все мы, по сути, наследники этого периода. И то, что я пишу в картинах, – это моя версия развития событий.
– У Вас на полотнах в основном бытовые сцены.
– Да, ведь они создавались как раз во время самоизоляции. Но источником вдохновения была не только она. Думаю, серые бетонные стены, теснота кухонь – это одна из лучших аллюзий на вынужденные ограничения, которые сегодня сопровождают нас во всём. В конце концов каждый художник, кем бы он ни был, всегда вкладывает в свои произведения только собственную точку зрения, высказывает свои переживания и тревоги. Для меня процесс написания картин стал ещё и отдушиной, поглотившей все страхи и негативные мысли. Самое интересное, что про художников говорят, что только самые тонкие люди, обладающие гибкой психикой, впечатлительные и ранимые, становятся таковыми, но со мной произошло как раз наоборот. Я стал таким именно после того, как полностью погрузился в творчество. Говоря откровенно, как художник я начал работать совсем недавно, года два назад. До этого, мне кажется, это были наброски, которые требовала от меня учёба.
– В дальнейшем Вы будете развивать эту тему?
– Сейчас я увожу своё творчество от социальной тематики. Пробую более общие, светлые сюжеты, новые методы и формы. Прибегаю к абстрактным вещам и даже некоторому наиву, который часто встречается в детских рисунках. Хочу быть искренним в творчестве, продолжать процесс поиска. В будущем я планирую освоить скульптуру как новую для себя пластическую форму. Недавно я начал работать с видео-артом и даже затронул стрит-арт.

Взгляд в будущее
– Вы можете назвать себя ранимым человеком?
– Да. Как и все художники. Критика всегда воспринимается тяжело, в принципе как и любым творческим человеком. Тебе всегда кажется, что ты выворачиваешь себя наизнанку, отображая на полотне своё видение мира, а тебе говорят, что «автор совсем не это имел в виду». Кто-то, наоборот, находит в картинах смыслы, понятные только ему, о которых сам художник, вероятно, и не догадывается. Научиться спокойно относиться к мнению окружающих и принять тот факт, что всем нравиться невозможно, –
это, наверное, одна из главных задач.
– Сейчас часто используется понятие «модный художник». Вас оно не смущает?
– Если того, к кому его применяют, это устраивает, то и меня – подавно! Но не в адрес меня самого. Понимаете, изображать на полотне то, чего требует зритель, а не свои мысли – это достаточно опасное явление. И прежде всего для самого творца. Такие вещи, быть может, впоследствии и окупятся в продаже, ведь они отвечают современной повестке, но они уничтожают всё лучшее, что есть в авторе. Любое полотно – это прежде всего эмоции создателя, то, каким он видит окружающий мир, как реагирует на него. И это его собственное «лицо». И когда он от создания «для души» переходит к тому, что «модно», он рискует полностью утратить всю живость. Наверное, очень немногие талантливые художники смогли удержаться на должном уровне, не потерять планку, поддавшись рыночным настроениям.
– А как же быть? Можно ли быть самодостаточным и при этом известным?
– Ну чтобы быть известным, придётся больше прорываться на передовые позиции. Стучаться во все галереи, даже если они кажутся слишком пафосными и строгими в отборе. Это чрезвычайно изматывающий процесс: разослать портфолио со своими работами и досье, причём отправишь в 10 галерей – если хотя бы одна согласится, это уже счастье. Пять откажут, а остальные просто проигнорируют. Да, почти везде места уже заняты на несколько лет вперёд, но ведь есть большая вероятность, что твои работы заметят, запомнят. И очень хорошо, что у нас в городе третий год проходит выставка молодых художников. Это даёт возможность Оренбургу узнать о начинающих талантах, а самим художникам – поверить в свои силы.
– Вы останетесь в Оренбурге?
– После окончания колледжа я планирую перебраться в Москву. Всё-таки в этом огромном городе гораздо больше возможностей для художников, в том числе и начинающих. Многие из ребят, кто действительно хотел состояться в этой сфере, уже окончили наш колледж и уехали в столицу. Но перед отъездом я хочу провести большую выставку, где представлю изменения в своём творчестве – с самого начала до сегодняшнего дня.
– Это будет уже далеко не «Давление»…
– Здесь уже совершенно иное настроение. Сейчас я подыскиваю подходящую локацию для выставки. Это должно быть производственное помещение, с хорошим освещением, светлое, как и сами полотна. Нужно будет хорошо продумать, как разместить работы на таком большом пространстве. Тут пригодится опыт предыдущих выставок. Я учту те ошибки, которые допустил как организатор, чтобы не повторять их в дальнейшем.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.