Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Сказка французского лётчика
Константин Копылов
Спектакль «Маленький принц» стал главной осенней премьерой Оренбургского театра кукол. В минувшие выходные на сцене театра состоялась премьера постановки по произведению Антуана де Сент-Экзюпери, а накануне корреспондент «ВО» побывал на репетиции и пообщался с режиссёром-постановщиком и актёрами.
За кулисами
Напомним, режиссёром-постановщиком спектакля является художественный руководитель театра, заслуженный артист России Вадим Смирнов, режиссёром по пластике стал Артур Ощепков (Москва), художник-постановщик – Марина Зорина, художники по свету –
Максим Фомченков (Москва) и Тамара Герасимова, композитор – Павел Кондрусевич. Актёры – Анастасия Зорина, Влад Михеенко, Иван Панин, Петр Шуткин, Елена Смирнова, Анастасия Вялкова, Лариса Ломакина.
Цитаты из сказки французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзепюри знают практически все дети и взрослые. Самая известная – «Мы в ответе за тех, кого приручили». «Маленький принц» принято считать детской сказкой, на самом деле это взрослое философское произведение. Это серьёзный разговор о нас, о каждом. Мы говорим о сокровенном: о верности, преданности, любви.
И первый вопрос режиссёру-постановщику Вадиму Смирнову, почему выбор пал именно на произведение Антуана де Сент-Экзепюри «Маленький принц».
– Прежде всего это связано с тем, что данный спектакль дважды ставился уже на сцене Оренбургского театра кукол. Первая премьера состоялась в 60-х годах прошлого столетия, и она была первой постановкой «Маленького принца» в нашей стране на сцене театра кукол. Событие произошло благодаря режиссёру Роману Ренцу, и этот спектакль стал легендарным. Затем был ещё один спектакль по этому произведению – режиссёра Валерия Вольховского, который также стал не менее любопытен и интересен для зрителей. К тому же само произведение захватывает многих и буквально просится на сцену театра кукол своей образностью, своим особым миром. Театр кукол – это искусство ассоциативное, образное, поэтому такое небытовое действо на сцене, безусловно, любопытно и интересно для нашего жанра. Конечно, любопытно оно ещё и по своей теме, их там можно выделить очень много.
– Вадим Александрович, какие именно, с Вашей точки зрения?
– Для меня это было, прежде всего, осознание самого себя. Человек счастлив только тогда, когда он понимает своё место в жизни – кто он. Сама история, написанная Антуаном де Сент-Экзепюри, как известно, довольно автобиографична. И в ней его умозаключения, которые он одновременно с радостью и с горечью вывел, пока жил на Земле. Произведение это для любого человека, ведь каждый пытается жить, любить, дружить, старается быть неодиноким или, наоборот, уходит в это одиночество. Поэтому здесь есть вещи, которые очень близки каждому человеку.
– Несколько слов об особенностях вашей постановки?
– Любой спектакль – это индивидуальный и неповторимый взгляд его авторов, и наша постановка в этом не является исключением. Среди особенностей могу выделить музыкальное сопровождение, оформление сцены. Мы, безусловно, перестраивали само произведение для сцены. За основу взяли инсценировку Романа Борисовича Ренца. При этом весь визуальный ряд сделан нами с учётом всех современных достижений в нашем искусстве.
– Для какого зрителя ваш спектакль?
– Я бы сказал, что он для родителей с детьми. На него не придут только взрослые зрители, они посетят наш театр кукол со своими детьми. И каждый в этой постановке найдёт что-то своё. Дети увидят историю о розе и о том, как важно любить и понимать, о дружбе Маленького принца и Лиса. А взрослые, я надеюсь, поймут эту историю гораздо глубже и увидят больше. И у кого-то появится желание обсудить это. Что для меня удивительно, дети, которые ранее приходили на наши спектакли, не раз говорили, что им мамы читают «Маленького принца». Поэтому я думаю, что произведение остаётся актуальным для современных ребят, – рассказал Вадим Смирнов.
Притча со смыслом
Роль Маленького принца в спектакле исполняет артист-кукловод Анастасия Зорина. В Оренбургском театре кукол она служит восьмой год, а общий стаж, по её словам, перевалил за 30 лет.
– У меня оба родителя были художниками театра кукол, и в театр не как зритель я попала в 10 лет и сразу поняла, что в театре самое интересное быть не зрителем, а что-то делать и быть полезным. Так у меня произошло знакомство с театром изнутри, и вот с 10 лет я туда встраиваюсь.
– Как у Вас проходила подготовка к Вашей роли Маленького принца?
– Если честно, я не знаю, как описать данный процесс. Этот процесс подготовки к роли начинается с момента, когда распределены роли. И этот процесс идёт непрерывно. Даже вне нахождения на рабочем месте всё равно где-то на подсознательном уровне идёт подготовка к нему. В ходе этой подготовки выстраивается сама роль, вырабатывается характер и определённые моменты, которые потом появляются на сцене, как будто ниоткуда, но на самом деле они выстроены самим актёром на уровне подсознания.
– Вам созвучна эта роль?
– На самом деле мне кажется, что Маленький принц созвучен каждому человеку. Это настолько многогранный, многоплановый образ, в котором абсолютно любой человек может найти свои нотки. То, что будет сокровенным именно для него. Потому что это всё же философская притча. А она подразумевает внутреннюю работу души, и эта роль подвигает её работать, – делает вывод Анастасия Зорина.
А лётчика, который потерпел крушение, сыграл артист-кукловод Влад Михеенко. На сцене театра кукол он служит почти четыре года года, окончил Оренбургский колледж культуры и искусств и сейчас продолжает обучение в вузе в городе Екатеринбурге. Для Влада роль в этом спектакле стала одной из крупных в его актёрской карьере.
– Моя роль человека, у которого когда-то была мечта, и, из-за того что он столкнулся с осуждением, он в определённый момент зажался и разочаровался. Но в конечном итоге ему, правда, пришлось проделать немного иной путь и приблизить свою мечту. Со взрослыми людьми он ищет контакт, но понимает, что они ему неинтересны. Ведь простые человеческие вещи в обычной жизни взрослыми забываются. В сознании лётчика, самолёт которого потерпел крушение, возникают миражи, в которых появляется Маленький принц. Встреча со своим внутренним ребёнком помогает ему испытать ощущение новизны мира, как бы заново услышать самого себя, понять, что важно и ценно в жизни.
– Вам самому что-то подобное приходилось переживать в жизни или пришлось что-то искать, чтобы подготовиться к роли?
– При подготовке к роли поиском занимаешься всегда, но и обязательно вкладываешь что-то своё. Отмечу, что похожие ситуации у меня в жизни были. При этом воплощать, конечно, роль на сцене не так-то просто, а даже, можно сказать, сложно.
Кукла главного героя Маленького принца, как и его предшественников, сделана из папье-маше, однако есть новшества, так, к примеру, его руки выполнены при помощи 3D-печати. Над образом каждой куклы поработали как художники, так и современные технологии, и надо отметить, что процесс этот очень важный, ведь именно через кукол зритель может понять и приблизиться к действу, которое происходит на сцене.
В заключение ещё раз отметим, что «Маленький принц» – это аллегорическая сказка-притча – одна из самых читаемых книг в России. В современном мире её идеи звучат особенно актуально. Антуан де Сент-Экзюпери считал, что людям необходимо напоминать о таких простых и важных вещах, как ответственность и милосердие, иначе мир погрязнет в ещё большем хаосе. Новая постановка как раз нацелена на передачу главной идеи автора.
Справка
25 декабря 1964 года впервые в СССР в Оренбургском государственном областном театре кукол состоялась премьера спектакля «Маленький принц» по повести Антуана де Сент-Экзюпери. Событие оказалось историческим.
60-е годы прошлого столетия оренбургские кукольники называют «золотым веком» Оренбургского театра кукол. Именно в это десятилетие артисты впервые побывали с гастролями в Москве. Оренбургский театр был принят в Международный союз кукольников, коллектив впервые представил свои спектакли за рубежом,
на базе театра кукол начали проходить всероссийские семинары-лаборатории режиссёров и драматургов.
И впервые в театре начала действовать государственная театральная студия. В то самое время, когда кукольников-профессионалов готовили только в Москве! Все эти удивительные события случились во многом благодаря режиссёру Роману Ренцу.
Фото Сергея Медведева