Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Автоколонна №1825 в пути
Константин Копылов
В октябре исполнилось 95 лет ЗАО «Автоколонна №1825» – первому в истории Оренбуржья автомобильному предприятию по перевозке пассажиров. В преддверии Дня автомобилиста корреспондент «ВО» подготовил материал, посвящённый основным вехам истории предприятия.
Народная мудрость гласит – без прошлого нет будущего. А прошлое автоколонны богато удивительными событиями, необыкновенными судьбами и добрыми традициями, которым уже не один десяток лет. В архивных документах, старинных фотографиях, воспоминаниях работников автоколонны сохранена вся её трудовая история.
По дорогам города и области
Первое упоминание о начале работы предприятия встречается в воскресном номере за 11 октября 1925 года областной газеты «СМЫЧКА». На видном месте была опубликована следующая информация.
«Автобусы пошли»
«Ровно в 12 часов дня ворота гаража распахнулись, и пять машин плавно одна за другой вышли на площадь, раздвигая собравшуюся толпу. После короткого выступления председателя горсовета т. Котова о знаменательности этого события машины с вагоновожатыми и присутствующими представителями разных организаций были засняты фотографом. Около часа дня машины тронулись в первый рейс. Первых пассажиров автобусы приняли около Дворца труда, от которого две машины пошли на Кооперативную улицу, а две по улице Цвиллинга к виадуку. Курсировать автобусы будут с 7 часов утра до 12 часов ночи».
Так, 10 октября 1925 года торжественно были открыты первые автобусные маршруты: «Железнодорожный вокзал – виадук» и «Форштадт – Советская – Новостройка». Первые автобусы марки «Форд» были покрашены светло-зелёной краской. Гараж размещался в здании на месте театра музыкальной комедии. Из восьми первых шофёров автобусов на сегодня найдены документы и фамилия только одного – Николая Артемьевича Жураковского.
В его автобиографии, написанной им в 1941 году перед уходом на фронт, можно узнать, что он 1900 года рождения. С 13 лет работал на слесарных работах, до 1923 года служил в Красной армии, в боях участвовал в составе самокатного взвода, а затем в автороте.
Узнав о создании автобусного гаража 9 октября 1925 года, написал заявление о приёме на работу. Дальнейшая долгая трудовая жизнь Николая Жураковского весьма интересна, где-то типична для того бурного времени, где-то напоминает приключенческий роман. Отметим лишь, что он с честью воевал в Великую Отечественную войну. Вместе с ним на фронте была и его дочь Тамара Николаевна Самардина. Причём оба они до ухода на пенсию трудились в автоколонне №1825.
Шло время, автопарк развивался. В 1926 году было приобретено 10 автобусов марки АМО и «Штейер». Помимо автобусных перевозок предприятие обслуживало ещё и переправы через реки Урал и Сакмару. Поскольку автотранспортных мостов через них в то время не существовало, были приобретены 10 моторных лодок. К 1927 году более 20 автобусов разных марок курсировало по городу, а в гараже появились токарный и сверлильный станки. В штат приняты два механика, счетовод и первый контролёр по проверке билетов.
1 мая 1926 года проводились испытания автобусов из Италии марки «Фиат». Как отмечала областная газета, «Испытание проходило на Телеграфной улице. Несмотря на то что пришлось несколько раз ехать в гору, приборы показали скорость одна верста в минуту».
Спустя 10 лет, в 1936 году, открыт первый загородный маршрут Оренбург – Илек. К 1940 году в автоколонне насчитывалось уже 42 автобуса, а число работающих достигло 125 человек. Общая протяжённость маршрутов по сравнению с 1925 годом увеличилась в 35 раз. Число работающих достигло 125 человек. В связи с развитием грузового транспорта было образовано областное управление автотранспортом. В первом приказе от 26 сентября 1939 года первый начальник управления П.Н. Романов заявил о своём вступлении в должность, также о том, что отныне автобусный парк из горкомхоза передаётся в подчинение управления.
В годы Великой Отечественной войны многие водители автотранспортной конторы на своих автобусах отправились на фронт в санитарные роты. Среди них Фёдор Алексеевич Малышкин, Георгий Алексеевич Потигов, Иван Семёнович Игнатьев, Мухтар Шакирович Галеев, Григорий Михайлович Назаров, Василий Иванович Гришин. Все они после окончания войны вернулись в автобусный парк. В войну предприятие продолжало работать, восстанавливая технику, отремонтировано и отправлено фронту 630 автобусов марки ЗИС и ГАЗ.
После войны всё пришлось восстанавливать с нуля. В парке было всего четыре автобуса. К июлю 1946 года автобусное движение восстановили. Решением исполкома Чкаловского областного Совета депутатов, трудящихся открыты маршруты: бульвар им. Свердлова – железнодорожный вокзал, площадь Дома Советов – Красный городок, пл. Дома Советов – машзавод-47, пл. Дома Советов – Форштадт.
К началу 1950 года автопредприятие насчитывало уже 60, а к 1955 году – 100 автобусов. Помимо семи городских маршрутов организованы три пригородных: Чкалов – пос. П. Покровка, Чкалов – пос. Бёрды, Чкалов – пос. Пугачи. В 1958 году перевезено 8,5 млн пассажиров.
Особенно бурно предприятие развивалось с 1960 по 1965 год – ежедневно на линию выходило 219 автобусов, общая численность работников составила 900 человек, и в год перевозилось более 27 млн пассажиров. В 1969 году началось строительство производственной базы автоколонны. Полностью оно было завершено в 80-х годах. До 1990 года автоколонна обслуживала 13 городских, 21 пригородный, 54 междугородных и 10 межреспубликанских маршрутов.
В 1990 году она, в связи с переходом на рыночные отношения, стала арендным предприятием, а с 1992 года – акционерным обществом. Её работники за счёт личных сбережений выкупили предприятие, и оно получило статус закрытого акционерного общества с коллективно-частной собственностью. В 1995 году главным акционером ЗАО «Автоколонна №1825» стало ООО «Оренбурггазпром».
Основная заслуга сохранения предприятия и коллектива в тот период принадлежала Владимиру Ильичу Тюняеву, заслуженному работнику транспорта РФ, почётному работнику газовой промышленности, кавалеру ордена Дружбы народов. Более 18 лет Владимир Ильич руководил коллективом ЗАО «Автоколонна №1825», а в марте 2005 года был избран председателем совета директоров.
– Для персонала предприятия были созданы хорошие условия труда. Поэтому люди работали с настроением и с оптимизмом смотрели в будущее. Это в значительной мере предопределяло успехи всего коллектива. Именно тогда автоколонна была награждена грамотой правительства России «За достижения в организации социальной работы», дипломом «Лидер региональной экономики», «За наиболее высокую финансовую эффективность среди предприятий транспорта», – рассказал Владимир Тюняев.
У руля
«Автоколонну №1825» Владимир Ильич возглавил в июне 1986 года. К этому времени предприятие занималось практически всеми видами пассажирских перевозок: обслуживало 70 процентов маршрутов в районы области, не обходило стороной Казахстан, Башкирию и, конечно, наш город и пригороды. Около 200 автобусов работали на развозке сотрудников «Оренбурггаздобычи». Когда Тюняев принял пост, в автоколонне работало 1686 человек, было 513 автобусов, а в год общее количество перевезённых пассажиров достигало 70 миллионов.
За время руководства автоколонна строилась и развивалась: был построен девятиэтажный жилой дом, баня-сауна, первый этаж административно-бытового корпуса был отделан под медицинский центр, построены две тёплые стоянки на 150 автобусов, АЗС, проведена большая реконструкция ремонтных цехов и комплексов.
К 75-летнему юбилею автоколонны в 2000 году был открыт музей, собран богатый исторический материал.
Однако с наступлением 90-х ситуация в автотранспорте Оренбуржья резко ухудшилась: дотации прекратились, а убытки от городских перевозок росли в геометрической прогрессии. Тогда Владимир Ильич решился на рискованный шаг и обратился к коллективу с предложением о приватизации предприятия.
– Поначалу люди восприняли эту идею настороженно, но постепенно стали приносить сбережения: кто брал кредит, кто занимал, – вспоминает Тюняев. – Много препон было со стороны областного начальства, пришлось проявить принципиальность, настойчивость, и в результате в 1992 году предприятие было выкуплено. Оно получило статус закрытого акционерного общества с коллективно-частной собственностью. Я считаю это своей победой. ЗАО «Автоколонна №1825» стало единственным из 50 предприятий бывшего областного Автотранса, которое в тот период было на колёсах. Остальные либо развалились сами, либо их разобрали по частям коммерсанты. Но тогда, в 90-е, радость от свободы довольно быстро заслонили финансовые проблемы, и предприятию пришлось искать дополнительную опору. В 1995 году Владимир Ильич вместе с коллективом принимает ещё одно судьбоносное решение – предложить часть акций ООО «Оренбурггазпром» и постепенно перейти на перевозки только работников этого предприятия. Ход оказался выигрышным. Сотрудничество позволило почти полностью обновить автопарк, техническую базу, буквально обеспечить персоналу не только светлое настоящее, но и будущее. Люди получают достойную, регулярно повышающуюся зарплату, бесплатно выезжают с семьями на отдых, занимаются спортом, получают медицинскую помощь, а по выходе на пенсию – доплату от предприятия.
– Я искренне благодарен руководству «Газпрома» за то, что увидело в нас потенциал, приняло в свой состав и до сих пор является надёжным партнёром, – говорит Владимир Ильич.
Несмотря на то что с 2006 года Владимир Ильич находится на пенсии, в автоколонне о нём не забывают. Здесь он был не только принципиальным и требовательным руководителем. О его открытости для коллектива и готовности помочь говорят до сих пор. К нему на приём можно было попасть в любой день. Как не откликнуться на просьбу сотрудников, если им нужна помощь?
Новая веха
Своими достижениями предприятие в тот период было обязано тем людям, которые посвятили ему свою жизнь. С 2005 года по 2012 год было приобретено 126 единиц транспортных средств. Произведена реконструкция очистных сооружений, АЗС и котельной. В 2014 году получены сертификаты о статусе региональной сервисной станции по проведению технического обслуживания и гарантийного ремонта автобусной техники производства ООО «Павловский автобусный завод» и ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ». Осуществлялось гарантийное обслуживание автобусов марки ПАЗ, КаВЗ, ЛиАЗ по договорам с юридическими и физическими лицами.
В 2015 году начал работать шиномонтажный участок. Производились шиномонтажные работы как для сторонних лиц, так и для нужд предприятия.
Сейчас акционерное общество «Автоколонна №1825» – дочернее предприятие Общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург».
За 95 лет предприятие из небольшой транспортной конторы выросло в крупную автоколонну. Но неизменными остались высокое качество предоставляемых предприятием услуг и их соответствие современным требованиям. Имея современную развитую производственно-техническую базу и высококвалифицированных специалистов, оно поставляет на рынок широкий спектр услуг, основным потребителем которых являются предприятия Группы «Газпром». На их долю приходится 92,8 процента выручки от реализации этих услуг. Автоколонна обеспечивает доставку работников Общества «Газпром добыча Оренбург», его дочерних предприятий и других организаций по 131 маршруту к объектам газохимического комплекса, 50 из этих маршрутов – вахтовые.
Большую лепту в развитие автоколонны №1825 внёс бывший мэр города Оренбурга, а ныне депутат Государственной Думы Российской Федерации Юрий Николаевич Мищеряков.
О людях
В коллективе всегда работало более тысячи человек. Среди них было немало интересных, талантливых, с интересными штрихами в биографии.
Многие ветераны труда, проработавшие в автоколонне по 30 и 40 лет, продолжали трудиться на предприятии и после выхода на заслуженный отдых. Среди них Виктор Александрович Алтышев, Анатолий Иванович Буров, Нина Васильевна Горбачёва, Виктор Михайлович Крюков, Пётр Константинович Касьянов, Михаил Владимирович Мышко, Павел Владимирович Тюков, Владимир Валентинович Французов.
За долгую историю развития на предприятии образовались семейные династии – это Алтышевы, Инякины, Крюковы, Ивановы, Мельниковы, Лытневы, Пашковские, Скоробогатовы, Сундуковы, Тюняевы и многие другие.
Говоря о вкладе в развитие предприятия, нельзя не вспомнить о тех, кто когда-либо возглавлял коллектив. В 30-е годы автохозяйством руководил Вольф, в 40-е годы Чкаловскую автотранспортную контору возглавлял Белов. В годы Великой Отечественной войны автомастерскими руководил Яков Леонтьевич Интеллигатор, в 50 – 80-е годы автотранспортной конторой, а затем автоколонной №1825 руководили Юрий Викторович Ватагин, Константин Максимович Власов, Григорий Иосифович Шупинский, Пётр Иванович Терновский, Николай Владимирович Кашарный, Сергей Борисович Алябьев, Михаил Петрович Шумаков, Александр Петрович Попов, Владимир Васильевич Маркушин.