Новости

В 2024 году дорожные работы, начатые в прошлом сезоне, будут продолжены на улице Терешковой (от ул. 8 Марта до ул. Орской и от ул. Шевченко до ул. 8 Марта), дублере проспекта Дзержинского (от ул. Березка до ул. Салмышской). Капитально будет отремонтирована ул. 10 Линия (от ул. 15 Линия до проезда Промыслового).

28 марта

Муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по актуализации схемы заключен с компанией из Санкт-Петербурга ООО "ДОРНАДЗОР".

28 марта

По информации управления строительства и дорожного хозяйства администрации города, запланирована установка дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 8.4.1 «Вид транспортного средства» на проспекте Гагарина в районе строений №№ 2Ж, 4А(павильон «Цветы»), 10, 48/2 (ТРЦ «Три мартышки»), 54/1, сквере им. Гагарина, а также на ул. Чкалова в районе строений №№ 2, 3/1, 8, 20, 26/1, 55, 53/3, 56.

28 марта

О текущей ситуации сегодня утром Главе Оренбурга доложил начальник управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Марсель Серазетдинов.

28 марта

С 1 по 7 апреля в Оренбургской области пройдет ежегодное социологическое исследование на тему межнациональных и межконфессиональных отношений среди населения.

27 марта




Детство, озарённое счастьем

-----
Детство, озарённое счастьем

Елена Шкатова

Наверное, почти у каждого в альбоме есть фотография, с которой смотрит улыбчивый ребёнок с открытыми от удивления глазами. И скорее всего, она подписана так: «Моё счастливое детство». 

Но что нужно, чтобы ребёнок был счастлив? Не начитан, не послушен, не развит в нескольких направлениях одновременно, а просто счастлив. Где эта золотая середина или заветные пять правил? О насущных вопросах детства мы поговорили с педагогом-психологом первой квалификационной категории детского сада №33 Оксаной Сапоговой.
Общий педагогический стаж Оксаны Владимировны составляет более 13 лет. Долгое время она работала воспитателем, кроме того, воспитывает двух дочерей. Поэтому проблемы детей ей знакомы практически со всех сторон.

Счастье в сотворчестве
– Оксана Владимировна, скажите, на Ваш взгляд, счастливое детство – какое оно?
– Для меня счастливое детство – это в первую очередь живое общение с родителями. Тактильное, эмоциональное, когда устанавливается контакт глаз, когда ребёнок чувствует прикосновения родителей, слышит ласковую речь родителей, когда к нему предъявляются адекватные для его возраста требования. Счастливое детство – когда малышу хватает и мамы, и папы. К сожалению, сейчас дети часто приходят в детский сад, чтобы получить тепло и ласку от воспитателей.
Во-вторых, это чувство нужности и защищённости в семье. Иногда, желая погладить кого-то из детей по голове или прикоснуться к нему, мы видим защитную реакцию: ребёнок пытается закрыться руками, отстраниться или приседает, как будто ждёт от взрослого опасности. Это страшно. Скорее всего, дома малыш не чувствует себя защищённым, возможно, вследствие слишком директивного стиля общения родителей с ним. А может быть и ещё более тревож-
ная ситуация, когда родители применяют физические наказания, желая «правильно» воспитать ребенка. В семье малыш должен чувствовать себя максимально комфортно, быть желанным, любимым, защищённым со всех сторон.
Ещё я отмечу чувство принадлежности и принятия в детском коллективе. Хорошо, когда ребёнок в семье себя реализует, но он должен максимально реализоваться и в детском коллективе. Немаловажную роль в этом случае играют не только дети, но и воспитатели. Их мудрость, тактичность, деликатность, их открытость, желание принять ребёнка и полюбить почти как своего собственного. К счастью, во всех группах нашего детского сада я именно это и наблюдаю.
Помимо всего перечисленного у ребёнка должно быть много ярких впечатлений от совместной деятельности с родителями: совместное проведение досугов, совместное хобби, занятия спортом, походы на природу, посещение выставок, театров не отдельно от мам и пап, а всем вместе. Такие моменты очень важны для каждого малыша, так как дают ему чувство собственной значимости, единства с родителями. А также такое сотворчество очень сближает семью и даёт ощущение полного счастья ребёнку.
– А есть ли эта закономерность, что дети со счастливым, ярким детством становятся во взрослой жизни успешнее и увереннее в себе, чем дети, которые такого детства не имели?
– Однозначно такая закономерность прослеживается. Если ребёнок принят родителями, обласкан, если с детства замечаются его желания и интересы, если он развивается в соответствии со своими индивидуальными способностями и потребностями, есть принятие в детском коллективе, он вырастет уверенным в себе, спокойным, целеустремлённым и в дальнейшем достигнет высоких результатов.
Если малыш этого не получает, в семье и в детском коллективе он становится изгоем, естественно, у него будет проявляться агрессия, недовольство как собой, так и окружением, появляется неуверенность, тревожность, беспричинные страхи. В группе хорошо видно детей, которых недостаточно любят в семье, они бросаются в глаза. У педагогов они ищут внимания и поддержки, стараются прильнуть к взрослому, чтобы их погладили по голове, улыбнулись, похвалили, они не соблюдают социальной дистанции с воспитателями, сразу пытаются установить контакт со всеми взрослыми. А есть
дети замкнутые, которых не признают и часто критикуют дома, чаще всего такие дети избегают контактов со взрослыми, ожидая от них опасности, они стоят в сторонке, со стороны наблюдая за происходящим. Таких детей мы осторожно и ласково берём за руку и плавно вводим в детский коллектив, показывая, что они тоже желанны, тоже любимы и талантливы.
– А каких детей больше?
– К счастью, сейчас больше любимых детей. Но важно, чтобы они не были слишком заласканы, потому что завышенная самооценка и огромные амбиции могут сыграть двоякую роль. Да, ребёнок стремится к хорошим результатам, но он будет ждать только похвалы, и ситуация неуспеха будет его сильно ранить. Поэтому в таких случаях мы проводим беседу с родителями, разъясняя, что ребёнка необходимо тактично вводить в ситуацию проигрыша, неуспеха.
– Какие дети сейчас? Есть ли общая проблема, которую Вы бы выделили?
– Сейчас дети очень самостоятельные, активные, творческие, свободомыслящие. Может, в этом свою роль сыграли просторы Интернета и насыщение развивающими ресурсами. Другое дело, насколько они полезны. Ребята более свободны и менее зависимы от взрослых приоритетов и требований. Хорошо это или плохо – сложно судить, всё-таки надо смотреть, до какой степени самостоятельность и свобода развиты, в какие рамки они укладываются. Нередко дети настолько самостоятельные и независящие от требований и влияния взрослых, что не умеют слышать и не принимают точку зрения окружающих.

Развитие с умом
– Есть мнение, что детей нужно начинать загружать обучением и прочим развитием как можно раньше. Но при этом есть те, которые настаивают, что у ребёнка должно быть детство.
– Детство – это такой период, мы его называем сензитивный, когда ребёнок легко обучается всему. А чему он научится, уже зависит от нас. Если не учить его и предоставить свободный выбор, то к школе мы, скорее всего, получим ребёнка, не способного слышать, слушать, высидеть урок. Да, он, может быть, чему-нибудь научится и будет играть в сюжетно-ролевые игры. Но тем не менее не научится слушать, слышать, мыслить продуктивно, играть в игры, которые ему помогут в дальнейшем в школе.
Всем известно, что в дошкольном детстве основной вид деятельности – это игра. Поэтому все занятия в детских садах, в развивающих центрах и студиях развития проходят в виде игр. Мы ребёнка не лишаем детства, но мы его направляем в то русло, которое поможет легко освоиться в школе. Прививаем ему познавательные интересы и потребности. Если этого не делать, малыш просто не привыкнет узнавать новое и не захочет учиться. И привить потом интерес к учёбе в школе будет очень сложно.
Но и развивать нужно очень грамотно и деликатно, не лишая ни игры, ни детства. Если после сада ребёнка ведут ещё в десять различных центров, это лишь вызовет перенапряжение и усталость. Слишком сильно загружая ребёнка дополнительными занятиям, родители могут через некоторое время услышать, что он просто не хочет никуда идти. В лучшем случае, если малыш осознает и скажет родителям о своей усталости и нежелании дальнейшего посещения занятий, в худшем – он этого не осознает, переутомляется, и начинаются проблемы: частые простуды, головная боль, бессоница. Пойдёт психосоматическая реакция организма. Ребёнок устал.
Могу привести яркий пример: к нам в детсад ходила девочка, и как-то мама пришла с жалобой, что у малышки усилилось заикание и она часто плачет без причины. Когда мы поговорили, оказалось, что помимо сада дочка ходила в известный танцевальный коллектив города, где очень много, серьёзно и усиленно занимаются. Девочка боялась тренера, маме сказать не могла, так как сама не осознавала, почему ей плохо. Танцами ей нравилось заниматься, но присутствовали постоянный стресс и тревожность. В итоге начался тик, усилилось заикание, и девочка стала нервно истощаться, часто болеть. Мы поговорили с мамой и настоятельно порекомендовали ей ограничить эти занятия.
Необходимо всё давать дозированно и думать, а нужен ли этот кружок ребёнку на самом деле. Сейчас в садах достаточно обширная развивающая программа, после которой уже не требуются дополнительные кружки и школы. Если затронуть вопрос посещения курсов подготовки к школе, то она школе нужна для адаптации ребёнка к школе. Сама по себе она не должна чему-то учить. Дети в это время привыкают к парте, к классу, к учителю, звонку, поднимать руку.
– Существуют ли какие-то официальные показатели, что ребёнок должен уметь в год, в два, в три? Или все дети разные и так ставить вопрос некорректно?
– Усреднённые показатели развития детей 2 – 3 лет существуют, как и в каждом возрасте, но динамика развития ребёнка не идёт по прямой линии, нередко она проходит скачкообразно. Каждый ребёнок развивается индивидуально. Бывает, приходит ребёнок, не говорящий даже слово «мама». Но когда начинаешь просить показать цвет, выбрать определённый рисунок, он всё делает идеально. Речь запаздывает, а познавательные процессы в норме. По-этому сложно судить, что должен уметь ребёнок. Конечно, хорошо, когда в два-три года он рассказывает стихи, но это необязательно. Бывает, рассказывает стихи, а совершенно не приспособлен к самообслуживанию. Особых критериев лично я не выделяю. Мне главное, чтобы ребёнок мог меня слышать, понимать, выполнять несложные инструкции, адекватно вести себя в разных ситуациях. В нашем саду 80 процентов детей, у которых психическое развитие соответствует возрасту, но ещё не сформирован речевой центр. Но через год при правильной коррекционно-развивающей работе вы этих детей не узнаете, а к пяти годам он может дать такую динамику, что ещё обгонит того, кто в два года суфлировал все стихи и сказки.
Совсем другая ситуация, когда есть органические поражения головного мозга. Здесь уже требуется медицинская помощь, работа неврологов, психиатров и продолжительное лечение.
Мамам бить тревогу нужно тогда, когда в три года ребёнок умеет говорить, но речь его не имеет смысла (просто набор хаотичных фраз), когда есть запинки в речи (заикание). Или когда малыш не может высидеть пять минут за рисованием, чтением книги, возможно, здесь синдром двигательной гиперактивности и стоит обратиться к специалистам.

Страх с экрана
– Нормально ли приучать ребёнка с раннего возраста пользоваться гаджетами, например, телефоном кого-то из родителей?
– Меня очень сильно испугал один момент, когда я показала книжку трёхлетней девочке, а она пыталась увеличить картинку пальчиками, как на смартфоне. О чём это говорит? О том, что до трёх лет она часами сидела за гаджетами.
Какая необходимость посадить ребёнка, будем говорить сейчас о детях до трёх лет, за маленький экран, на котором происходят яркие и чаще всего бестолковые события? Каждый раз, давая в руки малыша планшет или телефон с игрой или мультфильмом, нужно задавать себе вопрос: чему это учит ребёнка или чем это поможет ему? Он может посадить зрение, переутомиться, перевозбудиться, испугаться. Прыгающие, часто меняющиеся картинки негативно влияют на нервную систему.
Если есть острая необходимость, маме, допустим, нужно что-то приготовить, она на некоторое время может посадить ребёнка за компьютер. При этом надо знать, что экран должен быть большой, чтобы зрение не напрягалось. Необходимо ограничить время. По данным специалистов, детям трёх лет – это 10 – 15 минут и не больше, 5 – 6 лет – 30 минут, и максимум 40 минут в начальной школе. Более продолжительное общение с гаджетами вредно.
Характер игр и мультфильмов. Мы не должны давать ребёнку агрессивные сюжеты, где убивают вампиров, зомби, где присутствуют сцены насилия. В подготовительной группе, кроме слов «зомбяк» и «монстры», я практически не слышу ничего другого, когда речь с детьми заходит про компьютерные игры. Дети погружаются в игры со страшными, кровавыми сюжетами, а потом это просто копируют в играх со сверстниками. Наблюдая за играми детей 6 – 7 лет, мы часто «любуемся», как «зомбяки» сражаются друг с другом. Никаких продуктивных игр нет, только разрушительного характера. А это ненужная агрессия, нервозность, двигательная расторможенность.
Потом мы наблюдаем страхи во сне, тревожность, дети боятся оставаться одни. Родители должны очень внимательно относиться к выбору игр. Смотреть возрастные ограничения, выбирать короткометражные без агрессивного сюжета. Герои должны быть максимально знакомы и понятны.
Очень важно соблюдать режим дня дошкольника и грамотно определить, в какой части суток мы даём малышу время поиграть. Днём до обеда желательно всё-таки познавательное развитие: посещение кружков, центров развития, детского сада. После сна можно выделить время на досуг: с 16 до 18 часов – оптимальное время для того, чтобы поиграть: конструктор, рисование, развивающие игры. И с 18 до 20 часов вечера – полчаса, если он старший дошкольник, можно провести за компьютером. Не надо играть в компьютер перед сном. Максимально ответственно прошу отнестись к этому вопросу родителям, потому что вред психике ребёнка можно нанести колоссальный. А потом потребуются и психолог, и невролог.
– В связи с появлением беспроводного Интернета и гаджетов мы можем показывать детям и мультики, и фильмы, и игры круглые сутки. Некоторые активно пользуются этим для своего же отдыха. Чем это плохо и плохо ли вообще?
– Очень часто проблема не в желании родителей отгородиться от ребёнка, а глобальная их занятость. Они настолько загружены работой, что вынуждены приносить её и домой. А ребёнок требует внимания, ничего не попишешь. Природой заложено, что у людей есть потребность во внимании окружающих: ребёнок хочет чувствовать себя любимым, тактильно ощущать маму и папу, а родители пытаются заменить себя этими гаджетами. Но на весах либо счастье и здоровье ребёнка, либо наша глобальная занятость и обеспеченность. Других вариантов нет. Либо мы отсекаем работу и откладываем её в другой ящик и занимаемся ребёнком, либо смиряемся с тем, что калечим психику малышу, зарабатывая на безбедное существование.
Для меня лично как для мамы подобный вопрос не стоял. Никаких гаджетов, никаких страшных игр, никакого предоставления детей самим себе. Всегда можно найти время и место для ребёнка, главное – иметь желание. Желание любить своего ребёнка. Ни один воспитатель не полюбит так, как может мама.
– На что родителям нужно обратить внимание, чтобы понять, что их ребёнку уже можно и нужно? Это вопрос больше о развитии талантов и способностей.
– Есть мнение, что дети в дошкольном детстве, как чистый лист, что они очень талантливы. Я соглашусь с этим. Если среда бедна, если ребёнок обделён вниманием, развивающими игрушками, грамотным подходом к его талантам, то к школе и в дальнейшем их развивать будет гораздо сложнее. Если же вовремя замечено, например, что ребёнок хорошо танцует, пластичен, либо хорошо слышит музыку, или у него прекрасное чувство ритма, естественно, мы рекомендуем родителям пойти в школу танцев или аэробики. Ребёнок отлично решает логические задачи? Надо его развивать в этом направлении, возможно, вырастет великий математик. Нравится экспериментировать и ставить опыты? Может, это будущий великий химик или биолог. На это надо обращать внимание в раннем возрасте.
Но должно это быть, как я уже говорила, дозированно, без перегрузок. Чтобы не повторилась история про нашу девочку и её танцы. В том конкретном случае мама пошла от своих амбиций, а должна была идти от желаний и потребностей ребёнка.
Ничего страшного, если мы дадим ребёнку всё попробовать, начиная с шахмат и заканчивая карате и плаванием. Дети всё пробуют, а потом выяснится, в чём он талантлив и что ему больше нравится. Если он показывает средний результат, это тоже нормально.

Можно и нельзя
– Как правильно с позиции психологии воспитывать маленького ребёнка? Так, чтобы он не визжал, когда ему что-то не нравится, или не катался по полу в слезах? Есть ли универсальный рецепт?
– Дети становятся не сиюминутно неуправляемыми. Просто когда-то, когда ребёнок закапризничал один раз, ему тут же предоставили то, что он захотел. С возрастом потребности «капризули» увеличиваются, но не всегда пропорционально им увеличиваю-
тся возможности родителей. В итоге ребёнок, который был королём, в шесть лет вдруг не получает игрушку. Начинается протест, капризы, вызывающее демонстративное поведение. Та же ситуация, когда мы детей сами приучаем к телефонам и компьютеру.
Ситуацию надо предугадывать. Родителям стоит выполнять желания детей обдуманно, делать прогнозы: если я сейчас пойду у него на поводу и выполню его каприз, то потом могу получить протест и негатив, когда откажут в выполнении очередного желания. Надо предъявить свою систему требований, своё «можно» и «нельзя». Родителям нужно заранее обговаривать с детьми: вот это мы можем купить, это нет, а не выяснять отношения посреди магазина. Нужно предупредить маленького провокатора, что он может сколько угодно топать ножками и требовать своё, вы не поддадитесь на его капризы. В противном случае ребёнка нужно спокойно вывести из магазина, предупредив, что в следующий раз он просто не пойдёт с вами за покупками. Иногда родителям требуется проявить значительную жёсткость и требовательность. Иначе ребёнок станет манипулятором.
Надо знать меру и не скупать бездумно всё с прилавков магазинов. Дети должны учиться слышать родителей, и это начинается уже практически с года, когда мы говорим «нельзя» и грозим пальчиком. Делать уступки, но обдуманно. Лучше предотвратить, чем потом корректировать, а это очень сложно. Тогда уже могут начаться походы к психологам, чтобы вернуть маленького человечка в русло требований и норм.
– Что является наиболее частой причиной обращения к детскому психологу?
– Я работаю в коррекционном детском саду, поэтому 80 процентов моих детей испытывают трудности усвоения образовательной программы ДОУ и имеют особенности познавательного развития. И все мои усилия на индивидуальной работе направлены на успешную социализацию и адаптацию ребёнка с тяжёлыми речевыми нарушениями в дальнейшем. Чтобы у ребят были сформированы все психические процессы, был багаж знаний, чтобы дети не были изгоями в школе и легко справлялись с требованиями педагогов.
Помимо этого приходят со страхами, с детской тревожностью, с агрессией. Чаще всего причиной этому оказывается неуёмное занятие гаджетами. Мы всегда вертимся вокруг ошибок родителей, уже обозначенных нами выше.
– Ещё я хотела бы обратиться с огромной просьбой к родителям: не нужно скупать необдуманно игрушки. Не пытайтесь откупиться от детей игрушками. Видя, какие игрушки приносят из дома наши воспитанники, мы пришли к такому мнению с воспитателями и педагогами: запрещать детям приносить игрушки из дома, потому что приносят такие страшные, сюжет с которыми не разовьёшь. Что ты сделаешь с роботом-трансформером? Только сражение. Ты его не положишь спать, не поиграешь в семью. Покупая игрушку, мы должны думать, зачем. Не будет ли она носить разрушительный характер для психики ребёнка. Родители несут ящиками игрушки, но мы их отправляем обратно. Потому что выбрать из них невозможно ничего. Максимум конструктор лего.
Мои рекомендации: больше впечатлений, эмоций, ощущения радости, сопричастности принесёт игрушка, которую ребёнок сделает вместе с родителем. Это очень важно и нужно для ребёнка. На базе психологической службы в нашем саду работает клуб «Ласковая мама». Два года назад вместе с мамами дети сделали кукол. Я уже забыла про них, а через некоторое время из школы пришла девочка и показала, что эту куклу она носит в рюкзаке и до сих пор вспоминает, как хорошо было в тот день, когда она делала её вместе с мамой. Пусть родители это услышат. Радость совместного творчества несравнима ни с какой покупкой.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.