Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Храм Божией Матери
Татьяна Судоргина
4 ноября отмечается день Казанской иконы Божией Матери. Благодаря архивным документам мы узнаем о том, как в Оренбурге 125 лет назад началась роспись Казанского собора.
«Все иконы принадлежат кисти художника Маковского»
После освящения Казанского соборного храма, точнее – его главного престола, состоявшегося 31 октября 1895 года, выяснилось, что «внутри все своды и стены выштукатурены и выкрашены подгрунтовочной масляной краской светло-бирюзового цвета для будущей живописи».
Одной из первых забот сорокачетырёхлетнего епископа Владимира, приехавшего в степной край в начале 1897 года, стал кафедральный собор. Действительно, уже в феврале он освятил левый придел собора во имя святителя Николая. Автор публикации в «Оренбургских губернских ведомостях» писал: «Все иконы, помещённые в иконостасе этого придела, равно как и в прочих соборных иконостасах, принадлежат кисти художника Маковского».
Правый придел собора во имя преподобного Сергия Радонежского освящён в марте 1897 года. По мнению современников, «с приездом преосвящённого Владимира соборный храм принял совершенно оживлённый вид».
Корреспондент «Оренбургского листка» информировал: «Иконостас (в главном храме и придельных) сделан в византийском стиле, стены и свод купола собора выкрашены в светло-голубой цвет, а каменные полы серой краской. В придельных алтарях и в главной части храма (под куполом) пол настлан из плит гребенского камня, на солеях (возвышение перед иконостасом. – Т.С.) – из терракотовых пластинок серого и красного цвета, а в главном алтаре – из паркетных досок».
«…Расписать в сем году внутренность главного алтаря и арки»
В повестке дня заседания соборного строительного комитета 13 августа 1897 года главным стал вопрос о «разрисовке живописью внутренности алтаря и алтарной арки». После обсуждения решено: «…Расписать в сем году внутренность главного алтаря и арки, для чего составить проект контракта с господином Чередниковым (московский художник. – Т.С.). На расписание ассигновать не свыше 5500 рублей (для сравнения: по ценам того времени «говядина продаётся от 2 рублей 60 копеек за пуд». – Т.С.), при тех условиях, если Чередников согласится отсрочить из денег, кои ему будут причитаться одну тысячу рублей до 1 января 1899 года».
Уже в первые дни сентября «Оренбургские губернские ведомости» сообщали: «На предложение строительного соборного комитета, сделанное художнику Чередникову, последний прибыл в Оренбург. В прошлом августе с ним заключено уже от строительного соборного комитета председателем его вице-губернатором Соколовским условие по расписанию главного алтаря собора и арки, отделяющей его от внутреннего храма. Стены и потолок купола должны быть расписаны иконами, исполненными масляными красками по золотому фону, сделанному сусальным золотом.
За производство всех работ со своими материалами и рабочими, кроме золота для орнаментировки и лесов для работы, Чередников получает 4.625 рублей с уплатою их по частям: 800 рублей при начале работ, 1000 рублей по исполнении половины работ, 1825 рублей по окончании работ и 1000 рублей к 1 января 1899 года. В случае возникновения между Чередниковым и строительным комитетом каких-либо недоразумений относительно художественной стороны работ, они поступают на решение местного общества любителей художеств».
«Идёт работа углём, кистью и золотом»
Согласно свидетельству современника событий «леса поставили в 6 ярусов, верхний на высоте 30 аршин (аршин около 71 см. – Т.С.), чтобы сделать доступной всю площадь стен, подлежащую росписи. Площадь эта достигает до 2000 квадратных аршин. Прежде грунтовки стен оказалось необходимым тщательно промыть их густым мыльным раствором, чтобы удалить лежащую сильно заметным слоем копоть, изменяющую первоначальный тон окраски цвета морской воды в сероватый».
Сотрудник газеты «Оренбургский листок» тогда же счёл необходимым познакомить читателей с тонкостями «живописной техники»: «По отмывке стен и тщательной зашпаклёвке самых мелких повреждений и изъянов штукатурки уже в трёх верхних ярусах лесов идёт работа углём, кистью и золотом. Процесс работы следующий. Живописные изображения первоначально расчерчиваются углем, по нанесённым контурам накладываются краски, сначала в виде общих грунтовых пятен, затем по мере отделки подробностей постепенно оживает изображение…
В куполе уже нанесено красками изображение Саваофа (один из титулов Бога в христианской традиции, Бог воинств. – Т.С.), восседающего на престоле, также начаты или преклонённые или созерцающие Его славу ангелы и апоплексические фигуры: львы и тельцы у подножия престола.
В то же время пишется и орнамент. Рисунок его для доставления большей точности не вычерчивается от руки, а наносится механически. Для этого на стену накладывают лист бумаги, на котором рисунок обозначен проколами. По этому листу припорашивают чёрным порошком, который проникает сквозь отверстия и оставляет заметный след на стене. Затем те места рисунка, где должен получиться золотой фон, окрашиваются гольдфаброй (состав в виде желтой массы. – Т.С.), поверх которой накладывается листовое золочение.
Для этого золото режется ножом на замшевой подушке на кусочки требуемого размера. Кусочки наносятся на краску при помощи широкой кисти. Золото плотно пристаёт без всякого смазывания чем либо благодаря липкому качеству краски.
Наконец, наносятся на рисунок последовательно разные краски, после чего отделываются контуры – и орнамент готов».
«Херувимы пишутся по оригиналу в Храме Христа Спасителя в Москве»
Производящиеся живописные работы в октябре 1897 года осмотрел преосвященный Владимир: «В куполе развернулась уже вся картина, изображающая Господа вседержителя. Сверх написанных ранее Вседержителя на троне и предстоящих ангелов обозначились уже окружающая всю группу радуга и за нею круг парящих в небесном пространстве херувимов.
В пятом ярусе орнамент окон и подоконников отделан окончательно, а также закончены ангелы в простенках между окон. По указанию преосвященного в фигурах ангелов произведены некоторые перемены. Например, ангелы, держащие в руках трубы, превращены в ангелов трубящих.
В четвёртом ярусе в медальонах пояса из орнамента, идущего ниже окон, пишутся теперь уже красками шестикрылые херувимы. Первоначально здесь предполагались по рисунку, сделанному из бумаги, лики апостолов и евангелистов, но они заменены по указанию преосвященного херувимами. Херувимы эти пишутся по оригиналу профессора Маркова в Храме Христа Спасителя в Москве.
В остальных ярусах книзу пока расчерчены только рамы для картин в два ряда, с поясом из орнамента между ними. Какие будут здесь картины, ещё не решено вполне. В середине алтаря над горним местом (самая восточная часть алтаря. – Т.С.) предположена большая картина «Явление Божией матери апостолам». Преосвященным выражена мысль, что храму, посвящённому Божией Матери, вообще приличествуют изображения из её жизни».
«Достойно есть величати Тя, Богородица»
Побывавший в Казанском соборе оренбуржец на излёте 1897 года радовался: «Теперь уже не поднимаясь на леса, можно видеть часть работ, так как они перешли и на арку, отчасти открытую. Вся арка расписывалась сплошь орнаментом. В плоскости прореза арки развёртывается широкая полоса орнамента, ниспадающая двумя концами от красивой розетки в самом верху и образующая три пары медальонов для живописных изображений, две из них круглые для поясных фигур и одна внизу – удлинённые для поясных фигур. Наружный обрез арки тоже обведён узкой лентой орнамента, причём на верхней части написаны золотом слова: «Достойно есть величати Тя, Богородица».
Выступ, которым обведена вся арка и который образует вверху расширенный козырь, также покрыт по обеим плоскостям двумя лентами орнамента. На месте расширения на высоте арки помещено изображение Спасителя, нерукотворный образ, теперь уже законченное.
Помимо эффекта, производимого красками и золотом, покрывающим всю площадь арки, этот частичный опыт расписания ясно показал, как много выигрывают вместе с тем и архитектурные формы. Контуры арки, как-то сливавшиеся при прежней монотонной окраске, теперь, обведённые толстым, круто завитым трёхцветным золотым шнуром, выступили выпукло и могуче».