Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Принимаются лица обоего пола не моложе восьми лет...»
Татьяна Судоргина
Предлагаю читателям перелистать документы о первой музыкальной школе, открывшейся в Оренбурге 120 лет назад.
«Давно бы пора!»
Информируя читателей об очередном собрании местного музыкально-драматического общества, хроникёр газеты «Оренбургский листок» в 1895 году радовался: «Слышали мы, что на собрании этом под председательством Е.М. Ершовой (супруга губернатора. – Т.С.) будет поднят вопрос об учреждении в г. Оренбурге начальной школы музыки и пения. Давно бы пора! Во многих и многих городах существуют подобные школы, без которых невозможны городские любительские хоры и оркестры».
Но тогда музыкальное учебное заведение не появилось. В периодических изданиях печатались объявления: «Общедоступные курсы музыки на фортепиано, скрипке, виолончели, цитре. Подробнее можно узнать в квартире профессора музыки А.В. Негрина, живущего в доме бывшем Мохина. Застать можно до 11 часов утра»; «Основательное преподавание музыки (преимущественно на фортепиано) по методе консерваторий. На углу Преображенской и Гостинодворской улиц (ныне улицы 8 Марта и Кирова. – Т.С.), дом Фельдман. А. Оводов».
Лишь в 1904 году жители губернского центра получили долгожданную весть: «Музыкальная школа в Оренбурге разрешена Министерством внутренних дел в лице дипломированного Санкт-Петербургской консерваторией скрипача Георгия Добер. Школа такая есть учреждение давно желательное и потому желаем новому делу полного успеха».
«Предстоит хорошая будущность…»
Кто же он, решившийся взяться за столь сложное дело? Осенью 1896 года «окончивший курс в Санкт-Петербургской консерватории» 25-летний «купеческий сын города Елизаветграда (в советское время город Кировоград, областной центр на Украине. – Т.С.). Георгий Добер православного вероисповедания» сочетался «первым браком» с, «окончившей курс в Оренбургской женской гимназии, дочерью надворного советника» Анной Евфимовской-Мировицкой.
Венчание состоялось в Вознесенской церкви (находилась на Гостином дворе на улице Советской). Поручителями со стороны невесты были люди, внёсшие важный вклад в культурно-просветительскую жизнь степного края: губернский секретарь Лев Васильевич Исаков (литератор) и надворный советник Михаил Никифорович Кормильцев (учитель Оренбургской мужской гимназии).
Отец новобрачной Иван Иванович Евфимовский-Мировицкий – яркая личность, общественный деятель, редактор газеты «Оренбургский листок».
На излете ХIХ века Георгий Добер выступал перед оренбургскими меломанами. О том свидетельствуют архивные документы: «В зале общественного собрания (сейчас корпус Оренбургского института искусств на ул. Советской, д. 17. – Т.С.) 25 марта 1897 года дан будет концерт солиста (лауреата Санкт-Петербургской консерватории) скрипача Жоржа Добер с участием Анны Добер-Мировицкой (лирическое сопрано) в двух отделениях».
Позднее один из оренбуржцев восхищался: «Начинающий артистическую карьеру молодой скрипач игрой своей оставил в слушателях очень приятное впечатление. Сказывалась великолепная школа одного из лучших профессоров русских консерваторий, известного в Европе скрипача Л. Ауэра. Молодому и несомненно даровитому артисту-скрипачу предстоит хорошая будущность…»
Но, видимо, Георгия Добер больше прельщала педагогическая деятельность. На страницах оренбургских периодических изданий в начале ХХ столетия появились приглашения: «Г.С. Добер, бывший преподаватель музыкального училища Тифлисского отделения императорского русского музыкального общества, даёт уроки музыки на скрипке и рояле. Адрес: Перовская улица (теперь ул. Пролетарская. – Т.С.), дом 40»; «Уроки фортепиано для начинающих даёт бывшая ученица консерватории – 50 к. в час у себя на дому. Перовская улица, дом 40, А.И. Добер».
Георгий Добер в 1903 году принял участие в вечере памяти П.И. Чайковского, в музыкально-литературном вечере, организованном для публики офицерского собрания. Оренбургские журналисты называли его «новой музыкальной силой».
«Цель – распространение систематического музобразования»
«Устав музыкальной школы Г.С. Добер в городе Оренбурге» был утверждён заместителем министра внутренних дел России сенатором П. Дурново в июле 1904 года. Познакомимся с основными его положениями: «Музыкальная школа имеет целью распространение систематического музыкального образования и развитие музыкального вкуса. В школу принимаются лица обоего пола, всех вероисповеданий не моложе восьми лет.
В школе преподаются игра на скрипке, фортепиано, элементарная теория музыки, сольфеджио, совместная игра, хоровое пение и вспомогательное обязательное фортепиано (для специалистов). По мере развития дел школы, учредитель имеет право открывать и другие классы, как-то: классы пения, игры на виолончели, контрабасе, игры на духовых деревянных и медных инструментах, бесплатные классы хорового пения, ансамблевой и оркестровой игры, классы высшей теории музыки, гармонии, инструментовки, эстетики и истории музыки.
Поступающие в школу подвергаются приёмному испытанию и определяются директором школы в соответствующие классы и курсы.
...В течение учебного года устраиваются публичные ученические вечера, причём директор школы заблаговременно обязан получить на то разрешение начальника местной полиции.
Плата за право учения назначается учредителем школы и взимается по полугодиям вперёд. Учащемуся, удалённому за полную музыкальную неспособность, возвращается плата по расчёту. Директор имеет право удалять учащихся из школы за дурное поведение…».
«Обучение станет доступным и для небогатых»
На первой странице «Оренбургского листка» в середине сентября 1904 года напечатано объявление: «С 1 октября (14 октября по новому стилю. – Т.С.) в г. Оренбурге открывается музыкальная школа. Открываются классы фортепиано, скрипки, элементарной теории музыки и сольфеджио. Плата за учебный год на низшем курсе 50 рублей, среднем – 60 рублей, высшем – 70 рублей.
Программы, правила и справки выдаются в квартире директора школы Г.С. Добер (Перовская улица, дом Евфимовского-Мировицкого №40».
Дорогостоящим ли было обучение музыке? На этот вопрос нам поможет ответить публикация в «Оренбургском листке» о ценах на местном рынке: «Пара гусей стоит от 1 рубля 50 копеек до 2 рублей, кур – 80 копеек».
Приветствуя зарождение нового учебного заведения, сотрудник «Оренбургской газеты» подчёркивал: «Известие об открытии музыкальной школы будет радостно встречено во многих интеллигентных семьях.
Обучение музыке до сего времени было доступно только состоятельным лицам. Да и те для получения более или менее основательных познаний находили более удобным отправлять своих детей в консерватории или в Казань, Саратов и другие города, где есть музыкальные школы, не желая учить их у местных музыкальных педагогов, ценящих свой труд очень высоко – от двух до пяти рублей за урок.
…С открытием школы обучение музыке станет доступным и для небогатых лиц, кроме того, самое обучение будет сосредоточено в надёжных руках. Горячо сочувствуя господину Добер – пионеру в деле насаждения в Оренбургском крае систематического музыкального образования, желаем процветания его школе».
«Экзамены могут считаться вполне удачными»
Из заметки под заголовком «В музыкальной школе Г.С. Добер» поздней осенью 1904 года читатели «Оренбургского листка» узнали, что «с 7 ноября начались лекции по элементарной теории музыки и сольфеджио… В настоящее время школа имеет около 40 учеников, большинство по классу фортепиано».
Чуть позже корреспондент этого же издания информировал: «Музыкальная школа Г.С. Добер развивает своё дело. В ней более 50 учащихся и уже организуется класс пения с обязательным прохождением курса элементарной теории музыки, сольфеджио, игры на фортепиано, а также итальянского языка и декламации».
Как об очень важном событии хроникёр «Оренбургской газеты» весной 1905 года известил о начале экзаменов в первом музыкальном учебном заведении города. На испытаниях присутствовать разрешили только родителям.
Побывавший в музыкальной школе оренбуржец записал: «В течение года количество учеников доходило до 40, к экзаменам осталось 32, из которых держали экзамен по фортепианному классу 14 человек, по скрипичному классу – 3, по классу пения – 1, по классам элементарной теории музыки и сольфеджио – 6.
Для первого года, судя по общим баллам, экзамены могут считаться вполне удачными. По классу господина Добер особенно выделяется один скрипач, сделавший в продолжение года такие успехи, что мог уже участвовать в концерте, данном преподавателями школы в честь Гайдна».
В последний весенний день 1905 года Георгий Добер обнародовал сообщение: «Музыкальная школа в г. Оренбурге с 1 июня о 1 сентября открывает летние курсы скрипичной и фортепианной игры с платой 5 рублей в месяц. Принимается запись в бесплатный класс совместной игры по воскресеньям».
«Впервые представила результаты своей деятельности»
В ходе поисков архивных материалов о музыкальной школе Георгия Добер посчастливилось обнаружить отзыв о первом музыкальном вечере, состоявшемся 26 февраля 1906 года. Присутствовали только родственники учащихся и приглашённые: «Вечер этот являлся первым публичным экзаменом для учащихся в школе, в то же время заслуживает быть отмеченным, так как в этот день музыкальная школа впервые представила результаты своей деятельности.
Нельзя не отметить серьёзного направления школы, а также стремления преподавателей к развитию в учащихся художественного вкуса путём ознакомления их с образцовой музыкальной литературой.
Программа вечера состояла из 12 номеров, из них 8 пьес для фортепиано (класс госпож Пасенко и Белявской), 3 для скрипки (класс господина Добер) и 1 номер пения соло (класс госпожи Добер). Исполнена программа вполне удовлетворительно. В заключение остаётся пожелать, чтобы вечера школы давались публично».
Довольно часто преподаватели музыкальной школы в залах Общественного собрания устраивали вечера камерной музыки. Так, зимой 1906 года состоялся концерт, посвящённый Вольфгангу Амадею Моцарту.
Сохранились упоминания современников о том, что 3 февраля 1907 года в зале Общественного собрания организован первый публичный вечер учащихся музыкальной школы Г.С. Добер. Сбор предназначался «в пользу голодающих, на учреждение школьного музея».
Фото предоставлено Татьяной Судоргиной