Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Средство грузового и пассажирского сообщения»
Татьяна Судоргина
Накануне Дня работников автомобильного транспорта о первых встречах оренбуржцев с автомобилями расскажут архивные документы.
«Повозка самодвижущаяся»
Ещё в ХVII веке предпринята попытка создания экипажа, в который не нужно запрягать лошадей. «Повозка самодвижущаяся» – так назывался первый экипаж с механическим двигателем. В основе слова автомобиль – греческое «ауто» (сам) и латинское «мобилис» (подвижной). Датой рождения первого в мире автомобиля считается 29 января 1886 года, когда немец Карл Бенц получил патент на самодвижущийся экипаж – трёхколёсную моторную коляску.
Создателями первого российского двухместного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания стали конструктор Е.А. Яковлев и владелец каретных мастерских П.А. Фрезе. Автомобиль с мощностью двигателя в две лошадиные силы в июле 1896 года как экспонат был представлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, где совершал демонстрационные поездки.
В 1896 году издано постановление министра путей сообщения России М.И. Хилкова «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах».
Оренбургская городская дума тогда же рассматривала предложение губернатора В.И. Ершова об «установлении сбора с велосипедов и автоматических экипажей». До этого городским комиссарам (должностные лица, уполномоченные выполнять различные хозяйственные поручения высшего органа местной власти. – Т.С.) дали задание – сосчитать, какое количество этих транспортных средств колесит по дорогам административного центра огромного степного края. Как выяснилось, на 70 тысяч жителей в Оренбурге имелось 56 велосипедов, автоматических экипажей ещё никто не приобрёл.
«Устанавливается в городской доход сбор с автоматического экипажа»
К сожалению, пока не удалось выявить данные о дате приобретения оренбуржцами первого автомобиля. Но в октябре 1903 года сотрудник «Оренбургской газеты» извещал: «В городе появился ещё один автомобиль. Придётся, видно, и оренбургской думе рассматривать обязательное постановление о езде на автомобилях…».
Проектом постановления о езде на велосипедах и автоматических экипажах того времени предусматривалось, что: «Езда по улицам Оренбурга разрешается всем лицам на велосипедах и автоматических экипажах, признанных городской управой безопасными; С владельцев велосипедов и автоматических экипажей устанавливается в городской доход сбор с велосипеда по 1 рублю 50 копеек и с автоматического экипажа по 3 рубля в год. (Для сравнения цены тех лет: «Пара гусей стоит от 1 рубля 50 копеек до 2 руб-
лей», «Фотографические аппараты с принадлежностями в 5, 10, 15 рублей, гитары и скрипки от 2 рублей 50 копеек, балалайки от 2 рублей». – Т.С.) По взносе сбора городской управой выдаётся на право езды свидетельство; Выдаваемое разрешение именное, а потому пользоваться им может только то лицо, на которое оно выдано».
«Предмет роскоши и спорта»
В «Оренбургской газете» в начале 1908 года появилось объявление: «Ищут генерального представителя по Оренбургской губернии для автомобилей известной, первоклассной германской фабрики. С предложениями обращаться в фирму Vaatz Stauch g Co Hamburg».
Летом 1908 года то же периодическое издание опубликовало объёмную статью «Автомобильное дело», автор которой информировал: «Автомобиль, бывший сравнительно долгое время лишь предметом роскоши и спорта, начинает играть значительную роль как средство грузового и пассажирского сообщения.
Наиболее широкое развитие автомобильной промышленности наблюдается в Северо-Американских Соединённых Штатах – 60 тысяч штук в год, затем во Франции – 55 тысяч, в Англии – 28 тысяч. В Германии за 1907 год количество автомобилей увеличилось на 9 тысяч штук, и в январе 1908 года их было уже 34 тысячи, из коих 13 тысяч служили спорту или развлечению. Остальные находили применение в торговой и промышленной практике.
Сильное увеличение числа автомобилей наблюдается в местностях, которые не могут похвастать хорошими дорогами, и это понятно, если автомобили доказали свою пригодность в таких путешествиях, как в Пекин, Париж, вдоль Африки, по Южной Америке.
Конструкция автомобилей настолько прочная, что состояние плохих грунтовых дорог не представляет уже препятствия для автомобильного сообщения».
«В среднем проезжали по 23 версты в час»
Как о чём-то совершенно необычном хроникёр «Оренбургской газеты» в сентябре 1908 года сообщал: «Прибыли из Уфы три спортсмена, совершивших экскурсию на автомобиле по почтовому оренбургско-уфимскому тракту. Путешественники (владелец автомобиля уфимский купец А.Ф. Ежов, петербургский художник И.П. Мышалкин и студент петербургского горного института В.А. Гассельблат) совершенно нечаянно попали в Оренбург. Они намеревались лишь проехать в имение А.Ф. Ежова, но хорошая погода располагала к более продолжительной прогулке, и они, сев в авто в Уфе в два часа дня, поехали в наш город.
Нельзя сказать, что дорога была хороша. Остановок путешественники не делали почти никаких, если не считать полуторачасового отдыха на середине дороги. Автомобиль никаких повреждений не получил. Ни разу за всю дорогу не пришлось что-либо исправлять. Машина автомобиля системы «Фиат» двенадцатисильная. Сожгли бензина за всё время 3,5 пуда, средним числом по
1 пуду на 100 вёрст (верста – около 1 километра. – Т.С.).
В Оренбург приехали на следующий день в 7,5 часа утра, проехав расстояние от Уфы в 17,5 часа. В среднем проезжали по 23 версты в час. Во всю дорогу никаких недоразумений с населением не было. Башкиры и вообще мусульмане встречали путешественников дружелюбно, русские же, наоборот, пускали вслед удаляющимся пассажирам автомобиля крепкие словца».
«На путь между Самарой и Оренбургом употреблено 20 часов езды»
Буквально через неделю из Самары на автомобиле приехали в Оренбург «два спортсмена – В.Н. Неклютин (зять оренбургского купца И.А. Зарывнова) и П.Н. Поляков. Из Самары они выехали 4 сентября (17 сентября по новому стилю. – Т.С.) в 6,5 часа утра и приехали в Бузулук в 7,5 часа вечера, при чём потратили 6 часов на починку сломавшейся рессоры. В 3 часа дня 5 сентября выехали из Бузулука в Сороку (т.е. г. Сорочинск. – Т.С.), затем на хутор Неклютина Уран. Из последнего отправились в Оренбург, куда прибыли в 4 часа дня 7 сентября (20 сентября по новому стилю. – Т.С.).
Таким образом, на путь между Самарой и Оренбургом было употреблено чистых 20 часов езды, на каждый час падает гораздо более 20 вёрст. В иных местах, особенно удобных для автомобиля, скорость была развита до 60 вёрст в час. Автомобиль господина Неклютина фабрики Дарраха 12 – 14 сил представляет из себя лёгкий тип автомобиля, приспособленного для просёлочных дорог (особенное устройство колёс)».
«Удобства и выгода замены лошадиной тяги велики»
Оренбургский журналист в 1908 году утверждал: «У нас в России автомобильное дело также понемногу начинает развиваться: появились автомобили в Петербурге и Москве для перевозок пассажиров и грузов. Бывшая в мае в Москве автомобильная выставка, несомненно, окажет большое влияние на развитие автомобильного сообщения. Удобства и выгода замены лошадиной тяги автомобилями во многих случаях настолько велико, что постепенное развитие этого дела не подлежит сомнению.
Стоимость омнибуса для 30 – 35 персон в 30 – 40 лошадиных сил по прейскуранту акционерного общества «Орион» в Цюрихе с доставкой на место во все города России составляет около 10.000 рублей. Грузовик подъёмной силы в 300 – 350 пудов стоит 7.800 рублей. Скорость развивается до 15 вёрст в час. Считая, что грузовой автомобиль перевезёт в течение суток разного груза в среднем около 300 пудов на общее расстояние 80 вёрст, эксплуатационные расходы выразятся в следующих цифрах: бензина около 2,5 пуда по 2 р. 60 к – 6 р.50 к., смазочного и обтирочного материала – 50 к., шофёру в сутки – 2 р., изнашивание шин – 5 р. 60 к., ежегодный ремонт в сутки – 2 р., погашение в течение 10 лет в день по 3 р., всего 19 р. 60 к., или 1 пуд груза за версту обходится в 0,8 к.
Если принять во внимание, что грузовые автомобили могут ходить по всем твёрдым дорогам и что каждый автомобиль заменяет по крайней мере 5 ломовых извозчиков, то удобство и выгодность этой тяги станут ясными для каждого…».
Фото с vladimir.tpprf.ru