Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
От праздников к посту
Константин Копылов
В ноябре отмечается 92 православных церковных праздника. Церковный календарь информирует о христианских праздниках, посвящённых знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы Девы Марии, постах и днях памяти различных святых. В нашей постоянной рубрике «Православный взгляд» представлены материалы некоторых из них.
Казанская осенняя
Казанская икона – одна из самых почитаемых в России. Об этом свидетельствуют два факта: во-первых, у неё неисчислимое количество списков (точных копий), которые верующие также считают чудотворными. Во-вторых, в церковном календаре образу посвящён не один, а сразу два праздника.
– Летом празднование посвящено чудесному обретению иконы в 1579 году. Через семь лет после покорения Иваном Грозным Казань пострадала от страшного пожара. Жители с трудом пытались восстановить город, а девятилетней Матроне во сне явилась Богородица и повелела найти зарытую ещё при господстве мусульман икону. Сначала к словам ребенка не прислушались, но Богоматерь трижды призывала девочку. Наконец Матрона с матерью пошли к указанному месту и обнаружили святыню. Православные жители Казани восприняли чудо как знак заступничества Небесной Владычицы. Это событие вспоминается Церковью 21 июля.
Более известна другая дата, связанная с Казанской иконой. Осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери приходится на 4 ноября. Он установлен в память об освобождении России от польско-литовских интервентов в 1612 году. Князь Дмитрий Пожарский, собирая ополчение на бой, взял Казанскую икону с собой. Покровительство Пречистой Богородицы помогло народному ополчению 22 октября по старому стилю (4 ноября – по новому) одержать победу над захватчиками, несмотря на их численное превосходство. Через несколько дней после этого польско-литовский гарнизон покинул Кремль. День, когда ополчение дало решающий бой, по указу князя Пожарского стал праздником Казанской иконы Божьей Матери в Москве, а с 1649 года празднование стало всероссийским, – рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
Казанская икона Божьей Матери и сегодня одна из самых почитаемых в России, несмотря на то, что подлинник явленной в 1579 году иконы был утрачен.
Помощь Казанской иконы
Смутное время. Когда страна подверглась иностранным захватчикам, а изнутри раздиралась гражданской войной, святитель Ермоген, Патриарх Московского и всея Руси, призвал всех прекратить распри, объединиться перед общей угрозой и собрать ополчение.
Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве. В Ярославле к ополчению присоединились казанцы, которые принесли с собой список Казанской иконы Божией Матери. С этого момента Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.
Накануне штурма Кремля участники ополчения держали трёхдневный пост и молились перед Казанским образом Богородицы. В ночь перед штурмом архиепископу Арсению Элассонскому явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а затем освободили весь Кремль. Три дня спустя ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли. Именно 22 октября (4 ноября) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом.
Отечественная война 1812 года. В период войны между Российской и Французской империями Пресвятая Богородица стала духовной предводительницей русского народа. Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов молился пред образом Богородицы перед отбытием в действующую русскую армию.
В сражении под Вязьмой 22 октября, в день празднования в честь Казанского образа, русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.
Великая Отечественная война. Во время Великой Отечественной чудотворный образ Казанской иконы несли крестным ходом в осаждённом Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там, где находилась чудотворная икона, враг был разбит. Чудотворную икону возили на фронт перед важными сражениями.
«Всех скорбящих Радость»
День иконы «Всех скорбящих Радость» Православная Церковь празднует 6 ноября (24 октября). Эта дата установлена в память о чудесном исцелении Евфимии Папиной.
Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» стала широко почитаться в XVII веке. В 1688 году родная сестра Патриарха Иоакима Евфимия Папина, долгое время страдавшая от незаживающей раны на теле, получила исцеление по молитвам перед этим образом. После этого чуда в честь этой иконы, находившейся в одном из московских храмов, были в короткое время написаны сказание, служба и молитвы. Вероятно, планировался выход печатного издания, и для него готовились гравюры. Списки образа делали мастера Оружейной палаты, икона стала приобретать новые черты и детали. Так, Богоматерь на ней может представать в разных позах, с Младенцем или без, в окружении не только страждущих людей, нуждающихся в Её помощи, но также ангелов и святых.
За основу образа, перед которым молилась сестра Патриарха Евфимия, иконописец взял западноевропейский тип изображения Девы Марии. Но похожие иконы и раньше встречались в православной традиции. Известно, что параллельно с московским в других регионах существовал очень похожий тип изображения Богородицы «Умиление и Посещение в беде страждущим». Со временем его название ушло из обихода, и два похожих образа слились в один.
Кроме того, среди чудотворных богородичных икон упоминается «Всех скорбящих Радость», бывшая когда-то в Киево-Печерской лавре. Неизвестно, как она выглядела, но, по преданию, в больничный храм её принёс в XII веке святой праведный князь Никола Святоша. Сторож и больные не раз видели, как по ночам лазарет посещала некая Женщина, и после этого кто-то обязательно выздоравливал. Однажды Она, отвечая на вопрос больных, сказала: «Я – скорбящих Радость».
Невозможно определить, как, где и когда впервые появилась икона «Всех скорбящих Радость». Но очевидно, что Божья Матерь как Утешительница, способная любую скорбь превратить в радость, не раз привлекала иконописцев в разных уголках христианского мира.
Рождественский пост
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Его целью является духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово. Поскольку канун поста (27 ноября) приходится на день памяти апостола Филиппа, в народе он получил ещё одно название – Филиппов. Он ежегодно начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Длится 40 дней.
– Суть Рождественского поста – покаянье через молитву, чтобы с чистым телом, сердцем и душой встретить явившегося в этот мир Иисуса Христа. Рождественский пост – это не только телесное очищение, которое состоит в отказе от пищи животного происхождения, но и работа над своей духовностью. За сорокадневный период человек должен встать на путь добра, сострадания и гуманизма и отказаться от привычных земных потребностей. Только так праздник Рождества Христова можно прочувствовать всей своей сущностью.
По времени возникновения Рождественский пост – один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (430 год). А римский епископ Лев I Великий (461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору.
В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так – днём явления Бога в мир – называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, – Крещение Господне, – присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.
О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним праздником, нам напоминает и устройство богослужения (обе службы начинаются с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день накануне праздника – сочельник, или навечерие, пост становится особенно строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же стараются по возможности просто уменьшить количество пищи. В этот день в Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то читают царские часы – более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня (которая, против обыкновения, служится утром) плавно переходит в литургию Василия Великого – так же, как в Великий Четверток на Страстной седмице, – поясняет отец Алексей (Колыванов).