Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Мастер драматургии

+++++
Мастер драматургии

Константин Копылов

В Оренбургском областном драматическом театре им. М. Горького готовится премьера на малой сцене спектакля по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Корреспондент «ВО» встретился с режиссёром Александром Фёдоровым и узнал об особенностях новой постановки, а также о его творческой карьере и профессиональных планах.

Помогла случайность

– Александр Александрович, начнём с традиционного вопроса: как получилось так, что Вы связали свою профессиональную жизнь с театром?

– В детстве было такое, что хотел стать актёром, но это были всего лишь мечты, так как не было каких-то предпосылок для этого в тот момент. Не собирался я и ехать покорять столицу. Как-то мама увидела информацию, что производится набор на театральный курс, но она по ошибке увидела прослушивание в театр музыкальной комедии. Помню, что я приехал в наш театр музыкальной комедии, там попросили спеть. На что я сказал, что не пою, а в ответ прозвучало: «Очень жаль», и я покинул прослушивание. Когда я вернулся домой, мой отчим предложил поехать в драмтеатр, мы приехали сюда, меня провели к Рифкату Вакиловичу Исрафилову. Он записал мои данные, на тот момент я ещё не знал, что он режиссёр. По ходу беседы он сказал, что в августе будет новый набор на обучение в институте, тогда и нужно приходить. И потом добавил: «Сейчас будет экзамен у четвёртого курса на шестом этаже по Шукшину, если хочешь, можешь посмотреть». Мы поднялись на шестой этаж, там было всё засыпано соломой, и ребята показывали рассказы Шукшина. На меня их постановка произвела впечатление, меня, можно сказать, сильно потрясло. После этого я стал готовиться к поступлению в институт им. Ростроповичей. Поэтому, можно сказать, была в моём профессиональном выборе определённая случайность. Ведь до этого театральной сферы я не касался. А когда уже поступил в вуз, то втянулся, понял, что мне это интересно. А уже потом поступил в театральный институт им. Б. Щукина на режиссуру драмы и стал участником лаборатории для режиссёров под руководством народного артиста РФ, лауреата Государственных премий РФ и СССР художественного руководителя МДТ – Театра Европы Льва Додина.

– Если я правильно понял, то Вас больше привлекла именно режиссура, нежели актёрская игра на сцене?

– Какой-то период был, когда я был поглощён актёрством, сыграл в постановках «А зори здесь тихие…», «Между чашей и губами», «Капитанская дочка», «Великодушный рогоносец», «Свидания в предместье», «Гибель Пеклевановска» и в ряде других. Но с течением времени захотелось дальнейшего развития в профессиональном плане и поначалу думал совершенствовать себя в актёрском мастерстве. А вот в режиссуру я втянулся уже больше на втором-третьем курсах. А когда на сцене нашего театра поставил дипломный спектакль «Блэз», понял, что профессия режиссёра – это совершенно иное направление, которое для меня не менее интересно, чем актёрская стезя. Отмечу, что до этого уже был опыт в качестве ассистента режиссёра-постановщика Рифката Исрафилова в спектакле «Белоснежка и семь гномов». Переход на сторону режиссуры был у меня постепенным, и поначалу была даже, если можно так выразиться, сильнейшая ломка, так желание выходить на сцену и играть осталось, и, особенно зная о выступлениях своих коллег, это желание ещё больше возрастало. Но потом в какой-то момент я понял, что режиссура меня больше затягивает и мне это интереснее. А вот чтобы совмещать, то это, конечно, очень сложно.

Из актёров в режиссёры

– Во время репетиций Вы как режиссёр более демократичный или, наоборот, есть доля авторитаризма?

– Точно ответить на этот вопрос смогут только актёры, так как они видят меня со стороны. А так я могу сказать, что в каждой постановке есть определённая цель, которую ты стремишься достичь как режиссёр. Поэтому приходится сочетать самые разные методы. Бывает и такое, что становлюсь очень требовательным и где-то даже жёстким, но я никогда не перехожу грань и не позволяю себе грубо общаться с актёрами. Наоборот, стараюсь создать такую атмосферу, чтобы все, кто задействован в спектакле, не боялись искать, пробовать, ошибаться. В других моментах стараюсь проявлять терпение. Другими словами, всё зависит от материала, постановки и целей.

– Как приходите к идее поставить тот или иной спектакль на сцене?

– Это достаточно тоже непростой процесс выбора материала, ведь с ним потом придётся идти на протяжении четырёх месяцев ежедневных репетиций. Во-первых, как режиссёр стараюсь выбирать то, что созвучно мне в душевном плане. А созвучно мне, значит, это должно быть созвучно и зрителям в зале. Я же ведь также живу в этом городе, меня волнуют те же проблемы, что и других горожан, я также переживаю и радуюсь вместе со всеми. Во-вторых, ищу то, что будет интересно актёрам с точки зрения их профессионального роста. И, безусловно, учитываю зрительское восприятие. Ведь всегда хочется, чтобы зритель не просто смотрел постановку, а вместе с нами пытался разгадать мысли того или иного великого драматурга, которые он заложил в своё произведение.

Новые премьеры

– Расскажите, чем будете удивлять оренбургских зрителей в новом, 168-м театральном сезоне?

– В этом сезоне у меня будет премьера спектакля «Евгений Онегин» по А.С. Пушкину, состоится она 8 ноября на малой сцене нашего театра. И согласно плану в конце января 2024 года выйдет спектакль «Таня» по пьесе Алексея Арбузова.

«Евгений Онегин» – это изначально была студенческая работа, дипломный спектакль. С ребятами мы также делали постановку «Оскар и Розовая дама» Шмитта, который идёт на нашей сцене, «С любимыми не расставайтесь» другой педагог делал с ними, «Алиса в Стране чудес». Я пришёл на одно из занятий и говорю: «Ребята, нам надо выбрать какой-то достойный материал для дипломного спектакля». А я помню, что на первом курсе они как-то говорили, что надо поставить какую-то комедию. С течением времени мы выбрали постановку «Оскар и Розовая дама» – это очень сильная драматургия, которая повлияла на них в творческом плане и, можно сказать, изменила их. Я вижу, что они выросли профессионально и к комедии уже никто возвращаться не захотел. И я пришёл к выводу, что нам надо выбрать такой материал, который заставит нас очень сильно потрудиться, может, даже где-то помучиться, но это даст нам сильнейший толчок в развитии. Мне и в первую очередь студентам. В итоге выбор пал на «Евгения Онегина», тем более тут ещё намечался и Год Пушкина. Хотя, честно сказать, у меня были определённые опасения, ведь уже сделано много постановок по этому произведению, к тому же оно достаточно сложно написано. Сделать из него драматургический материал очень трудно, потому что там написано всё в стихах и сделать из этого пьесу непросто. Я им озвучил своё предложение, ребята согласились попробовать. Сначала начали просто читать, не всё им сразу было понятно, стали разбирать, в чём суть истории, что значат непонятные для них те или иные слова. Начали копать, и всем стало интересно, перешли к созданию партитуры спектакля – почти год ушло на создание этого спектакля. А в прошлом году он вышел у нас на сцене в несколько сокращённой версии. В этом году данный курс в полном составе был включён в труппу нашего театра, и мы решили, что данный спектакль, как говорят, можно довести до ума. Если в дипломной версии мы всё делали сами, то сейчас привлекли профессионального художника, хореографа, художника по свету. Но актёрский состав остался прежний. Собственно, сама история молодёжная с включением определённых современных моментов. Мы попытались рассказать эту историю языком театра.

– Несколько слов о втором спектакле «Таня», премьера которого, как Вы сказали, запланирована на начало 2024 года.

– Постановка «Таня», автором которой является советский драматург Алексей Арбузов. В своё время это была одна из популярных пьес, что-то очень сильно в ней привлекало советского зрителя. И мне показалось, что сегодня интересно показать на сцене путь главной героини Тани, которая проходит сложный жизненный путь становления от ребёнка с детским мировосприятием до взрослой зрелой личности. При этом она не утрачивает в себе человечности, веры в детские идеалы. Мы пытаемся в нашей пьесе раскрыть путь человека в этом мире в метафоричном смысле этого слова.

– Кто задействован в этой постановке?

– Здесь будут заняты практически все молодые актёры, который задействованы в «Евгении Онегине». Ведь пьеса сама по себе молодёжная. В ней представлено время 30-годов – период индустриализации, становления промышленности в стране. У молодёжи того времени была некая одухотворённость, как пелось тогда в песне «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». При этом наша история вне времени и она про становление человека. В этом заключается смысл хорошей драматургии.

– Несколько слов о Ваших планах как режиссёра на перспективу.

– Среди таких планов – это желание делать хорошие, качественные спектакли. Например, у меня есть внутренний позыв поставить «Тихий Дон» или «Мастера и Маргариту», но я понимаю, что реализовать это будет сложно, как в техническом, так и в финансовом плане. Поэтому если говорить о перспективах и целях на будущее, то у меня есть желание делать большие спектакли и иметь для этого все возможности. Но самая главная моя цель – хочется, чтобы наши спектакли цепляли зрителя, были интересны ему и чтобы то, что мы делаем с актёрами, не уходило в пустоту, а чтобы зритель, покидая театр, уходил от нас с определённым своим осмыслением того, что он увидел на нашей сцене.

 

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.