Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Рукотворная «живопись»
Дина Елманова
Пластилин – одно из ярчайших воспоминаний детства каждого. Однако есть те, кто так и не смог с ним расстаться. Оренбургская художница Анастасия Дубчинская использует его вместо масляных красок, фактически оживляя картины.
О девушке вся область узнала почти десять лет назад, когда она, будучи студенткой, в качестве выпускной работы представила сказку «Аленький цветочек», все иллюстрации к которой были выполнены из пластилина. Над чем художница работает сегодня и легко ли получить признание, даже имея собственный подход к творчеству? Об этом Анастасия рассказала на встрече с корреспондентом «ВО».
Путешествие в сказку
– Пластилин похож на масло на холсте. Те же текстуры, та же нарочитая грубость мазков. Но есть в этом своё волшебство. Особенно когда речь идёт об иллюстрациях, – считает Анастасия Дубчинская.
В доме художницы немало полотен, которые выполнены исключительно при помощи пластилина. Причём многие из её картин настолько тяжёлые, что взять их в руки не так-то легко. Однако это единственный их недостаток. Пластилин в руках Анастасии оказался очень живучим материалом. Многим из её картин уже больше десяти лет.
Картины, которые Анастасия создаёт с помощью пластилина, это либо пейзажи, либо сказочные сюжеты. Это легко объяснить: пластилин, несмотря на всю его демократичность и доступность, довольно капризный материал. Не каждую тему он согласится выразить, да и не все техники ему подходят. Классический портрет с использованием пластилина вместо красок – на редкость трудная и почти невыполнимая задача.
– Ради эксперимента я пробовала «рисовать» с его помощью портреты, но пока отказалась от этой идеи. Пластилин очень своеобразный материал, здесь простым смешиванием цветов задачу не решишь, ведь в подобных картинах очень важны мелкие детали. Поэтому портреты я пишу только маслом. А пластилин использую для мифических сюжетов, – объясняет Анастасия. – Минимализм в иллюстрациях к детским книгам никогда не был мне по душе. Всегда больше привлекали картинки с огромным количеством мельчайших деталей. Такие можно рассматривать бесконечно долго, находя всё новые и новые сюрпризы, – уточняет Анастасия.
Готовые полотна всегда поражают воображение. С первого взгляда на них зритель невольно задаётся вопросом, как же была выполнена та или иная картина. И, узнав, что в основе всего этого буйства красок лежит обычный пластилин, сильно удивляется. Неужели эти живые цветы, поразительно прозрачная вода и герои действительно созданы из материала, который почти никто из взрослых уже не воспринимает всерьёз, позабыв о нём, как только закончилось детство?
А вот Анастасия сказки любит до сих пор. Когда она бывает в книжном магазине, то всегда просматривает полки с детской литературой. Если вдруг попадается по-настоящему красочная, необычно оформленная книжка – обязательно забирает с собой, пусть и стоит она немало. Однако красочные иллюстрации способны вдохновить, подсказать новый интересный ход, который можно использовать при создании собственных картин.
– На одной из моих картин изображения выполнены с помощью мелких пластилиновых шариков. Все, кто видел эту картину, но не знал, как она сделана, с удивлением спрашивали меня: «Это ты пульки на клей-пистолет посадила, да?» – со смехом вспоминает Анастасия.
Работа над такой пластилиновой картиной занимает намного больше времени, чем над любой другой. Даже на самую простую иллюстрацию может уйти от трёх до пяти месяцев. Стадия подготовки – очень кропотливая, ведь пластилин нужно смешать, а затем разделить на равные частицы.
– Сейчас я к обычному пластилину стала добавлять лак и глиттер (блёстки). Это придаёт красивый блеск готовой работе. К тому же многие картины я теперь убираю под стекло, чтобы не повредить. Хотя они и так на удивление прочные! Уж сколько они перевозок выдержали – не сосчитать! А уж бывает пыль смахиваешь с них во время уборки и всегда побаиваешься – вдруг какая-нибудь деталь отлетит? Но каждый раз убеждаешься, что работа сделана очень крепко, – рассказывает Анастасия Дубчинская.
Сейчас у Анастасии ответственная задача: она полностью погрузилась в иллюстрирование детской сказки «Конёк-Горбунок». Она с самого детства любила это произведение П. Ершова. Наверное, в России невозможно найти человека, которого бы в своё время не восхитили и не взволновали приключения Иванушки и его верного и мудрого помощника-конька! А так как Анастасия очень любит не только саму сказку, но и лошадей, то работа над иллюстрациями идёт намного быстрее.
– Я выбрала самые значимые, на мой взгляд, события этой сказки, чтобы создать к ним картины. Уже готовы Рыба-кит, коварные птицы, склевавшие зерно, царевна и Жар-птица. Самая любимая часть работы – это знаменитые златогривые кони, с которых и начались необычные приключения Иванушки. Трудное во всём этом даже не то, что приходится долго готовить необходимые детали. Намного сложнее сохранить первоначальный облик персонажей, чтобы они были чётко похожи сами на себя на всех иллюстрациях. А с пластилином этого добиться не так-то легко, – говорит художница.
Родом из детства
Широкая публика об Анастасии узнала в год её выпуска из ОГУ, где она оканчивала архитектурно-строительный факультет. Тогда студентам было дано экзаменационное задание: проиллюстрировать произведение С. Аксакова «Аленький цветочек». И тогда Анастасии пришла в голову интересная идея совместить любимый ею пластилин с изобразительным искусством. И хотя конечная работа вызвала немало споров, большинству её скульптурные иллюстрации очень понравились.
– Я всегда слежу за тем, чтобы картины были объёмными. Скорее, это уже даже не картины, а барельефы. Перед началом работы я тщательно разминаю пластилин, согреваю ладонями, и потому мне порой кажется, что такие картины сохраняют полученное тепло. Совсем как вещь, которую связали своими руками. Поэтому иногда я говорю, что картины из пластилина – это «рукотворная» работа, – рассказывает Анастасия.
Кроме детских книг художница взялась за иллюстрации к Красной книге Оренбуржья. Но самая её сокровенная мечта – проиллюстрировать книгу, которую она напишет сама. Пока что эта масштабная работа только в планах, да и сюжет будущего произведения она не раскрывает, однако уже сейчас доподлинно известно, что оно будет написано для детей.
– Возможно, после того как последняя иллюстрация к ней будет закончена, я попытаюсь переговорить с оренбургским издательством о выпуске книги. Точно так же мне бы хотелось увидеть в печатном виде и моего любимого «Конька-Горбунка», но издать книгу, которая была написана не в нашем регионе, гораздо сложнее, – говорит художница, – скорее всего придётся выходить на издателей родной Ершову Тюменской области.
Несмотря на такие трудности, Анастасия не унывает. Тем более что её творческие идеи с удовольствием поддерживает семилетняя дочь.
– Мы с ней договариваемся заранее, что она к моему приходу с работы должна сделать все уроки. И тогда вместе садимся за «холст». Алёна помогает мне разводить пластилин, смешивает цвета между собой. Так и трудимся с ней в четыре руки, пока не настанет время ложиться спать. А если на календаре выходной, то я и вовсе могу посвятить созданию картины почти всю ночь. За этим занятием время летит незаметно! Поутру смотришь – картина почти готова, а руки в мозолях, – вспоминает Анастасия.
Вдохновение для своих картин художница ищет не только в детских книгах. Немало подсказок можно найти в окружающем мире. Поэтому выходные Анастасия всегда старается проводить на природе. Причём не на турбазе и даже не в парках отдыха по берегам рек, а в лесных чащах, где сильнее чувствуется дыхание дикого леса.
– На природе я могу побыть с собой наедине, отдохнуть от суеты, послушать беззвучие, как говорят герои Булгакова. Чистые линии и цвета деревьев, гор и цветов не только успокаивают и возвращают уверенность в себе. Мне они подсказывают новые сюжеты. А ещё я очень полюбила рыбалку, хотя прежде не испытывала к ней особого тяготения, – говорит Анастасия, – в любом случае, когда я выезжаю за пределы населённых пунктов, то сразу же возникает желание взять в руки холст и кисточку. Природа не перестаёт меня удивлять. Тебе кажется, что знаешь о мире уже всё, а он снова и снова подкидывает тебе неожиданности.
Как говорит Анастасия, главное умение художника – не только видеть, но и удивляться. Быть может, потому она и выбрала своим увлечением иллюстрации к детским книгам? В этих книгах всегда живёт волшебство. Как и в картинах из пластилина…