Новости
В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.
Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.
2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:
По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:
В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.
Секреты работы
Константин Копылов
19 октября службе криминалистики в системе Следственного комитета РФ исполняется 70 лет. В этот день в 1954 году по приказу Генерального прокурора СССР в стране были введены должности прокуроров-криминалистов. О работе следователей-криминалистов люди узнают из фильмов, где происходящее весьма отличается от реальности. В беседе с корреспондентом «ВО» о тонкостях службы и наиболее запомнившихся делах рассказал заместитель руководителя отдела криминалистики СУ Следственного комитета РФ по Оренбургской области полковник юстиции Андрей Пугач.
Туризм, прокуратура, следствие
– Андрей Владимирович, насколько я знаю, Вы изначально не думали связывать свою профессию с правоохранительными органами?
– Да, это действительно так. После окончания школы была учёба в колледже информатики и вычислительной техники. Там выбор пал на юридическую специализацию, правда, уголовное право мне показалось сложным. Меня больше заинтересовала гражданская специализация, а именно направление «туризм». И в перспективе думал связать свою жизнь с туристической сферой. Но жизненные обстоятельства сложились иначе. В конце моей учёбы умер отец, я какое-то время находился дома. И мама говорит: «Что ты будешь просто так сидеть, занялся бы чем-нибудь». После этого я обратился к своей преподавательнице и попросил её порекомендовать, где бы мне пройти практику. Она посоветовала попробовать поработать в качестве практиканта в прокуратуре Ленинского района. Прикрепили меня к следователю Сергею Александровичу Ермолаеву. Поначалу были небольшие задания, знакомился с теми делами, которые тогда были в разработке. Было это в 1995 году. Через некоторое время стали давать уже более весомые задания – ездил на проведение экспертиз, помогал в проведении допросов и поквартирных обходов. Тут подошли к концу каникулы, но я практику не забросил, продолжал совмещать её с учёбой. А ближе к окончанию учёбы Сергей Александрович предложил устроиться на работу к ним. К тому времени я уже втянулся в работу, мне это нравилось, вызывало живой неподдельный интерес. Поэтому предложение его принял с огромной радостью, в августе 1997 года был принят на работу в прокуратуру Ленинского района. При этом ещё продолжал учиться, дипломную работу защитил на отлично.
– Чем же Вас так зацепило следствие, тем более Вы сами упоминали, что первоначально хотели связать себя с туристической отраслью?
– Что-то одно выделить сложно, скорее факторы, которые окружали меня на практике в прокуратуре, оказали на меня сильное влияние. Прежде всего там был замечательный коллектив, люди все дружелюбные, готовые всегда помочь, подсказать. Со многими коллегами, с которыми меня свела тогда профессиональная жизнь, по-прежнему поддерживаю связь. Другой момент, который тоже имел влияние на моё решение остаться в следственных органах, был связан с определённой романтикой. Время было тогда непростое, середина 90-х годов. Как-то в частном секторе убили таксиста, и Сергей Александрович послал меня провести опрос жителей. Иду я по частному сектору Восточного посёлка, было это морозной зимой, а жители воспринимали мой приход с уважением, поили чаем, пока я их опрашивал. В 23-м микрорайоне проводил также поквартирный обход, тогда этот район был в городе достаточно криминальным. И там приходил, вёл допросы, люди тоже относились с уважением ко мне, хотя я был по факту тогда ещё студентом. Такие моменты меня вдохновляли.
– Первые уголовные дела, которые Вы тогда расследовали?
– Их в тот период было много, раскрывали их совместно с милицией. Были и такие, которые до сих пор у меня в памяти. Одно из них связано с жестоким убийством в марте 1998 года в посёлке Южном. На месте преступления мы со следственной группой работали всю ночь, домой вернулся под утро. Только лёг поспать, тем более была как раз суббота, раздаётся звонок, и коллеги сообщают, что все подозреваемые по делу задержаны. Их доставили во второй отдел милиции, я поехал туда. Это была группа молодых людей, у коллег из милиции не получалось с ними установить контакт, мне это удалось. Помогла в какой-то степени молодость. Пока вёл с ними беседу в неофициальном формате, у меня, с их слов, сложилась вся картина этого преступления. Другое дело, которое также врезалось в память, было летом 1998 года. В реке, протекавшей рядом с лагерем «Янтарь», выловили труп, который длительное время пролежал в воде. Мы потом несколько дней чувствовали от себя неприятный трупный запах. Личность было установить сложно, но в итоге нам удалось это сделать. Спустя время милиция привезла двух подозреваемых мужчин, которые были с погибшим в последние часы его жизни. В ходе допроса они долго ходили вокруг да около. Потом мне надоело слушать их, даю им жёлтые бланки и говорю: «Заполняйте, мужики». А в то время на таких бланках выписывали направление в места заключения. На них это произвело отрезвляющее действие. Начали рассказывать, что в ходе общения возникла ссора, которая привела к драке, и они его убили, а чтобы избавиться от следов преступления и запутать следствие, бросили тело в воду.
Будни криминалистов
– Андрей Владимирович, расскажите, чем непосредственно занимается отдел криминалистики и из чего состоит Ваша работа?
– Основное направление моей деятельности – это взаимодействие со всеми экспертными учреждениями Оренбургской области, оказание содействия следователям при назначении экспертиз. Кроме этого, проводится постоянная аналитическая работа следственной деятельности с подготовкой необходимых служебных документов.
– Насколько изменилась со временем работа следователей-криминалистов?
– Это направление изменилось качественно и принципиально. Ранее отдел криминалистики занимался изучением уголовных дел, давал рекомендации, и, можно сказать, в основном выезжали только на резонансные дела. Практически вся техника умещалась в одном чемоданчике. Также имелись на вооружении видеокамера, фотоаппарат и металлоискатель. Сегодня криминалисты следственного управления непосредственно сами выезжают и участвуют в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений. В арсенале следственного управления по Оренбургской области имеется высокотехнологичная криминалистическая и специальная техника, применяющейся только сотрудниками отдела криминалистики следственного управления.
В нашем распоряжении имеются передвижные криминалистические лаборатории, созданные на базе автомобилей различного класса, позволяют следователям СКР проводить следственные действия в удалённых и труднодоступных местах, а пневмокаркасный модуль с автономным энергоснабжением, входящий в состав передвижной криминалистической лаборатории, позволяет оперативно развернуть лагерь для проживания в полевых условиях, в том числе зимой.
Изменились и задачи, которые стоят перед криминалистами, поэтому в нашем отделе работают люди с большим жизненным и профессиональным опытом. Отмечу, что наш регион является одним из лучших по раскрываемости умышленных убийств, преступлений на сексуальной почве, причинения тяжкого вреда здоровью, повлёкшего смерть потерпевшего. За консультацией к нам нередко обращаются коллеги из соседних регионов ПФО.
– Приведите пример одного из последних дел, которое было раскрыто благодаря в том числе и работе вашего отдела.
– В июле текущего года мы вели расследование одного из громких уголовных дел текущего года по двойному убийству. В рамках поступившего сообщения о безвестном исчезновении супругов 55 и 63 лет, проживавших в доме на улице Хлопуши в городе Оренбурге, следователями был проведён осмотр дома, где проживали последние. На место преступления выезжал старший следователь-криминалист нашего отдела Василий Крутояров. Именно благодаря его внимательности, интуиции и профессионализму в ходе осмотра в погребе, располагавшемся под домом, обнаружены тела супружеской пары с признаками насильственной смерти в виде множественных ушибленных ран в области головы. В рамках уголовного дела по подозрению в причастности к расследуемому преступлению в городе Москве задержан 32-летний сын потерпевших, который, по версии следствия, в вечернее время 29 июня 2024 года, находясь в вышеуказанном доме, на почве личных неприязненных отношений, вооружившись приисканным на месте происшествия молотком, нанёс родителям множественные удары в голову. Здесь надо отметить, что, совершив противоправные действия, фигурант с целью сокрытия следов совершённого преступления сбросил тела потерпевших в погреб, а также предметы интерьера, на которых имелись следы крови, после чего заколотил крышку погреба и покинул территорию Оренбургской области. В ходе осмотра места происшествия, проведённого с участием следователей-криминалистов регионального управления, были обнаружены и изъяты вещественные доказательства, подтверждающие причастность подозреваемого к совершенному преступлению, а также в полном объёме восстановлена картина произошедшего.
– Что Вы пожелаете коллегам-криминалистам накануне юбилейной даты?
– Прежде всего всех своих коллег и ветеранов поздравляю с юбилеем нашей службы. Желаю крепкого здоровья, энергии, крепости духа каждому, профессионального роста и успехов в повседневной служебной рутине. А также семейного благополучия, счастья и мирного неба над головой!
Фото: 1. Александра Чердинцева, 2. Пресс-службы СУ СК РФ по Оренбургской области