Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Человек, который дарит дождь
Елена Савельева
Актёр Оренбургского государственного областного драматического театра им. М.Горького, заслуженный артист РФ Борис Круглов отмечает юбилей.
Борис Круглов – актёр, педагог. Он из той эпохи, когда рухнул железный занавес и появилась свобода выбора, когда нужно было выжить и угадать свой путь, чтобы идти дальше, никуда не сворачивая. И у него всё получилось. Губернаторские премии «За лучшую актёрскую работу года» в 2011 году за роль герцога Бекингема в спектакле «Ричард III» У. Шекспира, «Оренбургская лира» в 2015-м за роль Свирельникова в спектакле «Грибной царь» Ю. Полякова – и это не единственные заслуги Бориса Круглова.
О том, как всё было и чем артист Оренбургского драматического театра дорожит сегодня, он рассказал в интервью для читателей газеты «Вечерний Оренбург».
Всегда 25
– Борис, полвека прошло. Сделано за это время много. Юбилей – это повод подвести предварительные итоги. Всё удалось?
– Я так устроен, об итогах не задумываюсь. Мне кажется, что любому взрослому человеку всегда должно быть 25. Говорят, возраст – это состояние души, конфликтующее с телом иногда. Главное – радоваться жизни, каждому её моменту в профессии, в отношениях с близкими людьми и оставаться честным во всём.
– Театр – это особенная среда. Он поглощает. Для начинающих актёров – это испытание. Кто-то уходит, а кто-то остаётся. Ваш творческий путь легко складывался?
– В Оренбургском драматическом театре я работаю с 1999 года, окончил театральный факультет Уфимского института искусств. Пошёл учиться ещё до армии. После службы задумался: профессия сложная, серьёзная и финансово зависимая. Хотел пойти в нефтяную отрасль. Решил забрать документы и поступить в перспективный вуз. Но так получилось, что отдел кадров был в отпуске, а потом наступил очередной учебный семестр, и я втянулся в этот процесс, тем более что художественным руководителем курса был Рифкат Исрафилов. В итоге окончил институт искусств. Ну а дальше… Бюджетники они и есть бюджетники. В те времена, когда ещё деньги были деньгами, с зарплатой в театре в 70 – 80 рублей подрабатывал и грузчиком, и сторожем. А в 90-е вообще, как и многие по всей стране, зарплату получал в виде продуктов. Была возможность уйти в школу МВД, стать офицером. Предлагали должность начальника клуба. Через четыре года доучился бы на юридическом факультете, вырос до звания майора, но всё-таки продолжил работать в Уфимском русском театре. Потом перешёл в ТЮЗ, которому отдал восемь лет своей жизни. В Оренбург приехал в 1999 году к своему педагогу.
– Никогда не было желания рвануть в столицу или Петербург? Актёрская судьба во многом зависит от перспективы.
– Я не сторонник резких движений. Хотя, пока мы молоды, всем хочется что-то изменить. Остался в Оренбурге. Есть семья, жена и дочка. Они же мои коллеги и партнёры – Алсу Шамсутдинова, ведущий мастер сцены, и Диана, которой только 14 лет, но мы с ней уже несколько сезонов играем в одном спектакле «Милые люди» по рассказам Шукшина. Есть режиссёр, с которым мне легко работать, надеюсь, что и ему тоже. Когда в театре нет художественного руководителя, я имею в виду не номинального, а такого, на которого бы ходил зритель, всё разваливается. Мне повезло.
– Выбрать провинциальный театр и оставаться здесь, чтобы играть те роли, которые хотели прожить на сцене?
– Понятие провинция – условное. Главное – люди, с которыми работаешь. Я своим студентам всегда говорю: надо работать «по чесноку», как взрослые, даже во время репетиции, не халтурить. Меня так научили. Это школа Рифката Вакиловича.
Необходимо чувствовать
– За свою творческую жизнь Вы сыграли десятки ролей, в текущем репертуаре много главных героев. Есть такие, которые особенно дороги?
– Сложный вопрос. Практически каждая роль даётся потом и кровью. Как женщина рожает ребёнка, это практически то же самое. Это твоё детище. Что-то даётся легче, что-то сложнее. Одна из первых ролей в Оренбурге была в спектакле «Капитанская дочка», я играл Гринёва. Потом, когда уже немного повзрослел, меня перевели на Пугачёва. В одном и том же спектакле. Это запомнилось. В моем репертуаре были Дон Карлос в «Дон Жуане», Казарин, Неизвестный в «Маскараде», Подколесин в «Женитьбе», Медведенко в «Чайке», Ронни в постановке «№13, или Чтобы всем было хорошо!», Кулыгин в «Трёх сёстрах», господин Компас в «Невидимом любовнике», Степан в «Бесталанной». А в текущем – Андрей в «Милых людях», Вася Кузякин в спектакле «Любовь и голуби» и Билл Старбак в «Продавце дождя».
– Билл Старбак, продавец дождя, который спасает людей от бездушия и заставляет верить в чудо, премьерная роль, которую уже оценила пуб-
лика, ещё одна страничка в Вашей творческой биографии. А какие больше нравятся герои – комедийные или трагического плана?
– Я не разделяю эти вещи. У меня нет любимой комедийной или драматической роли. Если ты в неё погружён и находишься полностью в материале, если зритель тебе доверяет, то только тогда ощущаешь творческую удачу.
– В работе над образом у Вас уже сложилась своя система работы. В обычной жизни Вы чувствуете себя Гринёвым или Кузякиным?
– Пока идут репетиции, практически встаёшь и засыпаешь с ролью. Я думаю, а что могу сам сделать, предложить режиссёру? Удача, если что-то возникает. Мне необходимо чувствовать, пробовать и продвигать ту или иную ситуацию, настраиваться. Я взял себе в привычку, даже если у меня какая-то маленькая роль, всегда перед спектаклем читаю текст. Таким образом, встраиваю свой организм в предлагаемые обстоятельства. Каждый спектакль по-своему привлекателен. В каждой роли есть что-то твоё и от тебя.
– Какую роль ещё не сыграли, о какой думаете?
– Многие актёры говорят: «Мечтаю сыграть Гамлета…». Быть или не быть? Это извечная классика. Для меня важнее другое – была бы интересная пьеса. Есть академические вещи, а есть и современные авторы. Главное – было бы что играть, прожить, прочувствовать роль.
– Одна из удачных ролей – Кузякин в спектакле «Любовь и голуби». Несложно было играть героя, который знаком всем и каждому по известному фильму, который давно растащили на цитаты?
– Не скрою, у меня было такое опасение. Я и сам обожаю этот фильм, знаю его практически наизусть. Во время репетиций специально не смотрел его, боялся повториться и знал, конечно, что всё равно будут сравнивать. Я попробовал осовременить героя, хотя отношения между людьми те же самые – любовь и верность, измена и отчаяние, душевная боль и счастье, это никогда не меняется.
Всё проверяется на сцене
– Рано или поздно творческий человек должен отдавать свой опыт. Вы преподаёте на кафедре актёрского мастерства в Оренбургском институте искусств имени Ростроповичей, для Вас это дополнительный заработок или желание поделиться?
– Это точно не финансовая составляющая. Мне хочется поделиться тем, что умею. Своим студентам всегда говорю: «Я ничему вас не могу научить, если вы сами не захотите. Могу лишь направить в определённое русло, а всё остальное вы должны сделать сами». Если есть желание, то всё получится, если этого нет, то, как бы я ни старался, никакого результата не будет. Всё проверяется на сцене – поверит зритель или нет. Сейчас со своими студентами мы готовим дипломный спектакль «Фабричная девчонка» Володина, старую пьесу советских времён.
– Конфликт поколений. Старшие всегда ругают младших. Вы довольны Вашими студентами?
– На каждом курсе есть свои таланты. Главное, чтобы человек любил свою будущую профессию с первого курса.
А вообще, если сравнить наши поколения, мне кажется, мы были такими же. Люди творческие – хотим творим, хотим вытворяем.
– Вы строгий педагог, ставите двойки?
– Я не ставлю двоек. Просто назначаю пересдачу. Как я могу оценить плохо своего студента, если вижу, что он пашет с утра до вечера? С утра – теория, практика, движения, речь, танцы, а после 15 часов начинается актёрское мастерство. Бывает, до 11 вечера репетируем. Главное, человек старается. Может быть, чего-то ещё не понимает, но работает, стремится.
Студенческие спектакли – это процесс трудоёмкий. Ребята сами костюмы шьют, декорации придумывают. Но и наш театр помогает. Дипломные работы сдаём на малой сцене.
– Студенческие спектакли – это разовый продукт, который можно посмотреть только единожды? А что дальше?
– Прошлой зимой сдавали спектакль по рассказам Чехова, летом – по Шукшину.
С нами публика и зал, рассчитанный на 80 мест. Это родственники, педагогический состав, друзья, студенты. Если честно, жалко, что мы выпускаем спектакль, а он потом уходит. Хотелось бы играть его дальше, чтобы он заиграл яркими красками, стал полноценным и наполненным жизнью.
– Отношения с публикой. Когда Вы играете, видите зрителя? Может быть, ищете знакомые глаза в зале?
– На сцене три стены. Пуб-
лика – это «четвёртая стена». Когда я выхожу в спектакле, для меня не существует четвёртой стены. Только потом на поклонах высвечиваются знакомые лица, которым я всегда рад.
А вообще публика бывает разной. Даже если есть «четвёртая стена», ты всё равно ощущаешь зрителя, как он тебя слушает, понимает. Всё зависит от того, каким ты выходишь на площадку – живой или пустой, просто говоришь текст или внутри тебя горит огонь.
– Поздравляем Вас с юбилеем, Борис, и будем ждать новых героев на оренбургской сцене!
– Спасибо. Служу театру!