Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Дружина в чистом поле

-----
Дружина в чистом поле Дружина в чистом поле Дружина в чистом поле

Дина Елманова

«Я жизнь учил не по учебникам…» – пел герой Бернеса в известном кинофильме. И если говорить о жизни наших предков, то следует согласиться – лучше всего история их жизни запоминается, когда есть возможность увидеть всё своими глазами. Наверное, именно поэтому в последние годы набирают популярность клубы исторической реконструкции, которые воссоздают быт давно ушедших веков. А один из них – военно-исторический клуб «Дружина» в этом году успел поучаствовать во Всероссийском детском фестивале «Наследники традиций», где воспитанники заняли третье место. 

Историческая реконструкция в Оренбурге – это дверь в иной мир. Человек XXI века, привыкший к автомобилям, гаджетам и Всемирной сети, будто оказывается на улице средневековой Руси, где действовали совершенно другие законы. Кто-то таким способом отдыхает от городской суеты, а кто-то и погружается в традиции иной эпохи.
Историческая реконструкция давно стала отдельной субкультурой. Здесь свои правила, свои законы. И количество людей, увлечённых этим направлением, только растёт. В Оренбурге существует несколько таких клубов. Одни интересуются ранним средневековьем на Руси, другие предпочитают эпоху викингов, третьи обожают культуру англосаксов. Клуб, о котором пойдёт речь в этой статье, –
один из самых известных в городе. Корреспондент «ВО» встретилась с руководителем ВИК «Дружина» Святославом Щербаковым и узнала, как воспитанники в этом году отстаивали честь региона на всероссийском фестивале и кто в Оренбуржье приходит в реконструкцию.
– Святослав, насколько неожиданными были призовые места Ваших учеников?
– Скорее, более неожиданным было наше участие. Для нас это был первый фестиваль, который прошёл заочно. Но принципиальное отличие не только в этом. Историческая реконструкция если и проводит соревнования, то выглядят они совсем иначе. В них меньше времени уделяют теории, зато очень многое воплощается на практике. Это зрелищные и яркие действа. На этот раз всё было иначе. На этом фестивале во главу угла были поставлены научные проекты. Для наших учеников этот формат был непривычным, но он позволил им попробовать себя в новой ипостаси.
– Чем удивляли жюри?
– От нашего клуба в разных номинациях участвовали пять человек, двоим удалось выйти в финал и занять третьи места. Причём я не могу сказать, что конкурс оказался для нас слишком сложным. У нас было немало готовых хороших работ. Владимир Якунин был заявлен на участие в номинации «Декоративно-прикладное творчество», а Владимир Щербаков смог добиться успеха в категории «Народный костюм». К сожалению, не все желающие смогли попасть на фестиваль, так как они старше 18 лет.
– А если говорить непосредственно о Вашем клубе, то в каком возрасте люди начинают увлекаться реконструкцией?
– Смотря что подразумевать под интересом. Чаще всего дети приходят к нам не потому, что увлекаются историей. Некоторым хочется примерить на себя образы воинов, подержать в руках средневековое оружие. Затем им хочется узнать, как можно создать такой наряд, как у «того парня из учебника по истории». И в процессе изготовления и просыпается этот интерес. Но у нас в «Дружине» не только дети. Есть и более взрослые участники. Причём если подростки – это уже более старшие воспитанники или перешедшие из других клубов, то среди взрослых «дружинников» немало тех, кого привели собственные дети. Увидев, как школьники кроят и шьют себе кафтаны, родители тоже проникаются интересом к средневековой культуре.
– Обычно считается, что мальчишек невозможно заставить взять в руки иголки с нитками. Как Вы смогли заставить их шить?
– Заставлять на самом деле никого и не нужно. Да и кто придумал, что шить должны только женщины? Когда ты изготавливаешь какую-либо вещь для себя, то способ отходит на второй план. Здесь есть свой подход: если девушкам-воспитанницам очень нравится сам процесс, то для мальчишек важен результат. А так как цель у них весьма чёткая – костюм средневекового горожанина или воина – то и достичь её намного проще. Поэтому никто у нас не придерживается предрассудков.
– То же самое касается и оружия? У Вас, наверное, и девушки пробуют фехтовать на мечах?
– Ну что сказать: многие из них порой только ради этого и приходят! Но спустя несколько тренировок они выбирают себе более гуманное занятие. В конце концов тренировки на мечах – это довольно сложное и тяжёлое дело. Мечи, кстати, мы редко делаем сами. Чтобы изготовить холодное оружие, нужны кузницы, а это не каждый клуб исторической реконструкции может себе позволить. Поэтому мы покупаем заготовки клинков, а рукояти изготавливаем уже сами. Да и само оружие у нас гуманизированное, то есть лезвия клинков всегда имеют толщину не менее двух миллиметров. Ведь мы же реконструкторы, а значит, никто не должен быть ранен!
– Сложнее, чем изготовить оружие, наверное, только сшить кафтан из подходящей ткани…
– Скорее, не сшить, а именно найти подходящую ткань.
– Её тоже сами ткёте?
– Есть у нас в городе и такие умельцы. Однако это занимает очень много времени. Поэтому мы всегда предпочитали покупные ткани. Конечно, необходимо учитывать очень многие нюансы: характер плетения, цвет, состав ткани – он должен быть полностью натуральным. А таким требованиям сегодня мало какая ткань соответствует. Хорошо, что в России появились интернет-порталы, которые продают материалы специально для реконструкторов. Для нас это стало хорошим подспорьем.

Жизнь фестивальная
– Реконструкция – это не только внешнее воссоздание облика предков, но и традиции, обряды. А пробовали ли Вы с учениками углубиться в древнерусскую кулинарию?
– Конечно! Правда, источников, по которым мы могли бы судить о кухне славян, совсем немного. Поэтому то, что сегодня подаётся как блюдо по древнерусским рецептам, является скорее прототипом. Но когда реконструкторы съезжаются на тематические фестивали, то участники стараются создать атмосферу, максимально приближённую к прошлым векам. Именно так недавно прошёл Крымский военно-исторический фестиваль «Федюхины высоты», где побывали и мы. И, естественно, кухня во время таких событий играет не последнюю роль. Кулинарные мастер-классы одни из самых многочисленных по количеству зрителей.
Правда, не все поначалу свыкаются с премудростями древнерусской кухни.
– Что же в ней такого сверхъестественного?
– То, что в обычной жизни большинство оренбуржцев не привыкли питаться подобной пищей. Что обычно у нас едят на завтрак? Бутерброды, хлопья, разведённые молоком, – и всё, спасибо американской культуре!
– А что же предпочитали на завтрак наши предки?
– То, что нам всем знакомо с детства: каши, супы, блюда из репы и многое другое, что сегодня в обычной жизни мы отодвинули на второй план. Для нас теперь это экзотика. А те, кто пришёл в реконструкцию относительно недавно, поначалу избегают употреблять это в пищу и даже демонстративно отворачиваются. Правда, спустя несколько часов, проведённых на свежем воздухе, на фестивале, они начинают уплетать блюда русской кухни с неменьшим аппетитом, чем все остальные.
– Наверное, так и пробуждается интерес к родной истории… Легко ли вообще сегодня привлечь новых людей в клуб исторической реконструкции?
– Привлечь можно только личным примером. Мы уже давно заметили, что самая лучшая реклама – это сарафанное радио. Участник клуба приводит с собой на фестиваль друзей, а потом его друзья, насмотревшись на антураж и проникшись атмосферой, сами приходят к нам. Раздача листовок не производит такого впечатления. Чаще всего они вызывают у людей недоумение – какой клуб, какая «Дружина», при чём здесь история? И лишь когда люди имеют возможность наблюдать воочию, тогда они понимают, для чего нам это нужно.
– Быть может, кто-то таким образом сможет расширить свои знания истории.
– Смотря какие знания. Сегодня в библиотеках и на просторах Интернета столько источников, которые пропагандируют самые различные версии. Случайному читателю легко запутаться в этих хитросплетениях. Поэтому мы в своих поисках всегда стараемся опираться на беспристрастные достоверные источники.
– То есть историческая реконструкция помогает познать истину?
– Это слишком громко сказано. Так можно сказать в том случае, если у реконструктора профессиональное образование историка или археолога. Скорее, она помогает приобщиться к культуре давно ушедших веков, осознать свою причастность к ней.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.