Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Один для всех
Константин Копылов
В Оренбургском драмтеатре им. М. Горького на сцене малого зала состоялась премьера моноспектакля «О, не ставьте мне монумента!». Все роли в одном лице исполнил заслуженный артист РФ Сергей Кунин. Накануне премьеры с артистом Оренбургского театра встретился корреспондент «ВО» и побеседовал как о новой постановке, так и о творческом пути.
Путь на сцене
– Сергей Константинович, сколько Вы уже на сцене и когда началась Ваша карьера как артиста театра?
– Если говорить о нашем Оренбургском драмтеатре, то здесь с 1997 года. В своё время окончил ГИТИС (Академия театрального искусства). Театр в Оренбурге стал шестым в моей творческой карьере. А родом я из города Симферополя (Крым), после окончания вуза работал в г. Кривой Рог (Украина). Затем перебрался в свой родной город, где работал в двух театральных студиях. И один сезон работал в Самаре. В Оренбург меня пригласил друг, с которым вместе мы когда-то работали в одном театре. На тот момент я ушёл из театра и надо было искать новое место. Приехал в Оренбург, показался художественному руководителю, прошёл прослушивание и, как говорят, пришёлся ко двору. Тогда здесь ставили «Дон Жуана», и меня включили в эту постановку. Таким образом, на сцене нашего театра я четверть века, а в профессии больше 30.
– А чем же Вас вообще привлекла театральная сцена?
– Любовь к актёрской профессии, к сцене началась ещё в детстве. Сначала ходил в театральный кружок местного Дома учителя, вошёл во вкус, тут и появилась тяга к театральном творчеству. В семье у меня никто не был связан с творческой профессией и родители, как тогда было принято настаивали, чтобы после школы я получил более практичную профессию для жизни. И я действительно окончил автотранспортный техникум, но затем всё равно поступил в ГИТИС.
– Какие роли превалируют в Вашем творчестве?
– Одна из первых ролей, которая была на оренбургской сцене, – это Сганарель (слуга Дон Жуана). В постановке по пьесе Лопе де Вега «Раба своего возлюбленного» играл роль Педро. В спектакле «Пришёл мужчина к женщине» более десяти лет играю роль Виктора Петровича. В этой постановке всего нас двое, ещё коллега Алсу Шамсутдинова исполняет роль Дины Фёдоровны. У режиссёра Сергея Яшина в спектакле «Свадьба Кречинского» играл роль Расплюева. Было много ролей сыграно в спектаклях нашего режиссёра Александра Фёдорова, как пример – спектакль «Блэз», играл предпринимателя. Это если говорить о крупных ролях, а так за всё время, конечно, было много ролей, самого разного плана.
– А какие роли Вам близки по духу?
– Могу сказать, что мне любые роли интересны. Тем более в силу многолетнего опыта для меня уже нет каких-либо нераскрытых характеров тех или иных персонажей. И если мне предлагают показать на сцене определённый психотип, то я его уже заранее представляю и понимаю. К тому же у меня есть такая особенность – неважно какую роль играю, большую или не очень, когда начинаю работать над ней и воплощать её на сцене, обязательно в неё влюбляюсь. Поэтому все роли для меня любимые, которые не просто становятся родными, а ты понимаешь, что каждой из них ты отдал частичку себя.
– Может быть следующий вопрос прозвучит странно, но не бывает такого, что путаете роли? Тем более у Вас за плечами их немало.
– Нет, таких моментов не было. В силу того же опыта, всё в профессии становится силой привычки, поэтому не возникает путаницы в ролях. Бывают ситуации, когда выходишь на сцену и где-то забыл текст или слово. Здесь помогает импровизация, тем более, как говорится, я всегда в теме.
Спектакль одного актёра
– Сергей Константинович, возвращаясь к основной теме нашего с Вами интервью. В этом сезоне на малой сцене драматического театра Вы представили моноспектакль «О, не ставьте мне монумента!». Вы являетесь и автором инсценировки, и режиссёром, и сценографом постановки по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Как Вы пришли к этой идее?
– Меня уже давно влечёт такая форма, как моноспектакли. В истории российского театра таких постановок много. Как примеры – Сергей Юрский читает «Евгения Онегина» или моноспектакль Александра Филиппенко «Мёртвые души». Есть и другие примеры, но я никогда не работал в этом жанре. Но при этом есть опыт в моновыступлениях, поэтому данная форма меня заинтересовала. Тем более на нашей сцене такого спектакля ещё не было. В отличие от обычного спектакля здесь иные правила игры, которые тебе позволяют полностью раскрыть сущность персонажа, который тебя заинтересовал. В моноспектакле ты, кроме того, что сам себе режиссёр и актёр, также ещё и сам себе цензор. Формат моноспектакля, где один артист воплощает несколько персонажей, когда у тебя нет так называемых живых партнёров, обязывает к тому, что нужно взять какие-то характерные черты, потому что в каждом персонаже есть какая-то отдельная главная черта, которую как бы одним штрихом можно воплотить. Так сказать, сам формат обязывает, и я этому обязательству подчинился.
Естественно, прежде чем состоялась премьера, я показал свою работу нашему художественному руководителю театра Рифкату Вакиловичу Исрафилову. Получил одобрение, и моноспектакль будет проходить на нашей малой сцене.
– Почему Ваш выбор пал именно на повесть Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»?
– Как только пришла мне идея о моноспектакле, то сразу задумался и о произведении. В первую очередь не хотелось повторяться и показаться банальным. Стал вспоминать не просто пьесы, а литературно-драматические произведения. И вспомнилась повесть Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Как известно сам Достоевский скептически относился к этому произведению, но в нём отлично прописаны характеры двух героев. Фома Фомич Опискин – это свое-образный домашний диктатор и Егор Ильич Ростанёв – полковник, военный человек большой фактуры. В своём произведении Достоевский исследует «вполне русский характер», когда зачастую люди оказываются заложниками ситуации и запутываются в ловко расставленных сетях манипулятора. По ходу моноспектакля я в своём исполнении объединяю несколько персонажей – полковника Ростанёва, его мать генеральшу, племянника Серёжу, предполагаемую невесту, соседского помещика Бахчеева, двух слуг и самого главного персонажа – Фому Опискина. В своей постановке я не противоречу замыслу автора.
– На какую реакцию со стороны зрителей рассчитываете?
– Сложно предсказать, как отреагируют наши зрители. Хотя публика в Оренбурге, в отличие от столичных городов, несильно избалована многообразием зрелищ. При подготовке я, конечно, учитывал этот факт. Я не хочу выступать обыкновенным посредником между автором и зрителем, а показываю свою версию. Моя задача – повести зрителей за своим изложением этой истории. Я убеждён, успех любого спектакля зависит от правильно выбранной драматургии.
– А на какого зрителя рассчитана Ваша постановка?
– Думаю, на самого разного. Начиная от подростков и заканчивая взрослым зрителем. Одним словом, на среднестатистическую публику. Моя задача – увлечь самого разного зрителя своей историей.
– Как Вы воспринимаете критику? И как отнесётесь к тому, если последует критика моноспектакля?
– К здоровой критике всегда относился хорошо. Убеждён, что в театральном искусстве бесспорных и однозначных вещей не бывает. К критическим замечаниям всегда прислушиваюсь и стараюсь учитывать это в своей работе. Сейчас моя задача, чтобы всё задуманное у меня получилось воплотить на сцене и донести свою идею до зрителя в таком необычном жанре.
– Подытожим, в чём всё-таки основная идея Вашего спектакля?
– Здесь главный герой не просто домашний деспот, как я упоминал выше, а человек, которому не удалось воплотить в жизни какие-то цели. И он свои неудачи пытается реализовать в семейных взаимоотношениях. Такие люди, надо отметить, обязательно обладают харизмой. И даже если это отрицательное обаяние, оно всё равно привлекает к себе внимание. Этот человек способен раскрыться только тогда, когда его слушают. Зрители в спектакле станут обществом, к которому будет обращаться мой герой. Именно ради зрителя и затеян весь его монолог. В нём мой Фома Фомич самого себя утверждает. Ещё он остро переживает свою ущербность и невыявленность. Он хотел бы создать что-то великое, но, увы! И это его сильно гложет.
– Если Ваш опыт с моноспектаклем станет удачным, то будет ли в Вашем творчестве продолжение подобных проектов?
– Думаю, что это разовая акция, если можно так сказать. Я всё-таки задействован во многих постановках нашего театра, в которых я и далее продолжу выступать. А моноспектакль – это скорее новый опыт и некий эксперимент.
– У Вас за плечами большой опыт на сцене, что позволяет Вам не выгорать в профессиональном плане?
– Актёр – это безусловно специфическая профессия, поэтому в ней всегда должно быть место чему-то новому. И как пример – в моей карьере данный моноспектакль – это поиск чего-то нового. Да и даже если я работаю над любой ролью, я понимаю, что до меня её кто-то играл, но всё равно я обязательно привношу некую новизну в неё. Всё это и позволяет сохранять влюблённость в профессию и, как Вы говорите, не выгорать в профессии.
Справка
Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1859 году. Произведение считалось нехарактерным – в силу присутствия в нём комической стихии – для художественной манеры писателя. Тема униженного человека, его ущемлённого достоинства и болезненной амбиции стала центральной в произведении.