Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«На место отказавшегося депутата»
Татьяна Судоргина
115 лет назад оренбуржцы выбирали своего представителя в Государственную Думу.
«Программа кажется наиболее добросовестной»
Гласный Оренбургской городской думы, врач, Наум Варлаамович Теребинский – личность яркая. Его скандальное выступление в городской думе в конце ХIX века по поводу электрификации губернского центра долго обсуждалось современниками. Теребинский высказался против, указав на другие, более важные проблемы, требующие устранения: «…Оренбургу, где водопровод доставляет грязную воду с форштадскими помоями, где школ первоначальных недостаточно и большая половина населения безграмотна, где на многих улицах по весне непролазная грязь, где городская больница грязна и тесна, где по улицам разъезжают золотари с первобытными отвратительными бочками, отравляющими воздух своим зловонием, где умирает 50 человек на 1000 в год, где без того долгов 200000 р. или больше того, – Оренбургу электрическое освещение не к лицу».
Под председательством Н.В. Теребинского 8 декабря 1906 г. состоялось первое общее собрание оренбургской либеральной партии «Мирное обновление». Историки российского парламентаризма подчеркивали, что Наум Варлаамович в ходе выборов в Госдуму входил в список выборщиков от «Союза 17 октября». Сам он это обосновывал следующим образом: «К партии я приписался исходя из следующих соображений: её программа кажется наиболее добросовестной…».
От первого съезда городских избирателей Оренбургской губернии 15 октября 1907 года личный дворянин Н.В. Теребинский избран в Третью Государственную думу Российской империи.
«Дисциплинированность далека от совершенства»
В январе 1908 года «Оренбургская газета» обнародовала «Письмо члена Государственной думы от Оренбургской губернии Наума Варлаамовича Теребинского», о его первых впечатлениях от 3-го российского парламента, в котором были такие строки: «Я принадлежу к беспартийным прогрессистам, составляющим с мирнообленцами одну группу в 30 человек.
Крайне правые стремятся к воссозданию доброго старого времени, а социал-демократы не прочь тянуть в свой социалистический рай, несмотря на то, что обыватель признаёт себя ещё не созревшим для этого счастья. В крайних левых партиях незаметно прежней удали и прыти. Очевидно, их смущает то обстоятельство, что революция пошла у нас не по иностранным рецептам, а самобытно быстро выродилась в разбои и поножёвщину…
К сожалению, дисциплинированность членов Думы далека от совершенства. Шум, гам, восклицания во время речей – дело обычное… Но особенно неприятно поражает, то, что между депутатами попадаются пьяницы! Своей болтливостью и громким поведением, они мешают говорить и слушать. Встречая таких субъектов, каждый раз благословляешь судьбу, что наши оренбургские депутаты все люди трезвые и корректные».
Через несколько дней стало известно, что «оренбургский депутат Государственной Думы врач Наум Варлаамович Теребинский прислал в городскую управу на имя городского головы Н.В. Кузьмина письмо, уведомляя, что не желает быть более гласным оренбургской городской думы». Сотрудник «Оренбургской газеты» писал: «Как мы слышали, отказ Н.В. Теребинского связан с последними прениями в заседаниях думы (по поводу ревизии Александровской больницы. – Т.С.)».
«Отсутствовал на Высочайшем приёме»
«Оренбургская газета» в последние зимние дни 1908 года сообщила: «Член Государственной думы от города Оренбурга господин Теребинский не участвовал при представлении депутатов Императору 13 февраля. На запрос, посланный от одного из избирателей о причине отсутствия на Высочайшем приёме, от депутата Оренбургской губернии священника Балалаева (выпускника Оренбургской духовной семинарии. – Т.С.) получен ответ, что Теребинский опоздал заявить о желании участвовать при представлении».
В зале Оренбургского коммерческого собрания 16 марта состоялось «собрание избирателей, созванное для обсуждения об отсутствии члена Государственной Думы Теребинского на высочайшем приёме и об установлении более тесной связи между избирателями и народными представителями. Явилось всего 28 избирателей, что указывает на слишком малый интерес общества к политической жизни государства.
На собрании было выяснено, что, так как господин Теребинский был избран в Государственную думу от монархической умеренно-прогрессивной курии, то является необходимым, чтобы депутат участвовал в наиболее выдающихся моментах жизни Думы…»
Вскоре Наум Варлаамович Теребинский отказался от звания депутата Государственной Думы.
«Выборщики всех групп приглашаются»
С сентября 1908 года в «Оренбургской газете» публиковалось «Объявление Оренбургского губернатора генерал-лейтенанта В.Ф. Ожаровского»: «Высочайшим указом, данным Правительствующему сенату 14 августа, на 10 октября (23 октября по новому стилю. – Т.С.)1908 года назначены выборы одного Члена государственной думы от Оренбургской губернии вместо отказавшегося от звания Члена думы врача Теребинского. Объявляя об этом для всеобщего сведения, присовокупляю, что Оренбургское губернское избирательное собрание имеет состояться в Оренбурге в составе выборщиков, которые были избраны на текущее пятилетие».
Списки 106 выборщиков опубликованы тут же. Среди них от города Оренбурга: «Теребинский Наум Варлаамович (врач), Мошков Варфоломей Сергеевич (купец), Капкаев Абубакир Юсупович (торговец)…»
Накануне важного события на первой странице «Оренбургской газеты» появилось извещение: «От Оренбургского губернского предводителя Дворянства. Губернское избирательное собрание для избрания члена в Государственную думу назначено на 10 октября под председательством Губернского предводителя дворянства.
Выборщики всех групп приглашаются прибыть в означенный день в 10 часов утра в город Оренбург, при чём предлагается предъявлять при входе в собрание (сейчас корпус Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей на ул. Советской, 17. – Т.С.) документ на право участия, без какового вход не будет допущен».
«Кандидаты уже намечены»
Скрывшись за подписью «Т-в», репортёр «Оренбургской газеты» сообщил: «9 октября (22 октября по новому стилю. – Т.С.) в 7 часов вечера в помещении городской управы (ныне Оренбургский областной музей изобразительных искусств. – Т.С.) состоялось предвыборное собрание выборщиков Оренбургской губернии для намечания кандидата в члены Государственной Думы по 1-й курии городского съезда.
Из 66 выборщиков явился всего 31 человек, отсутствовало большинство умеренных и правых. Левые провели в председателя собрания полковника Чернова. Хотя не было произнесено фамилий, но было видно, что кандидаты уже намечены. Часть склонялась за избрание господина Гродзицкого из Верхнее-Уральска, уездного члена Троицкого окружного суда, правая группа выставляла купца Мошкова.
Предвыборное собрание началось речью одного из выборщиков с дифирамбами по адресу бывшего депутата Государственной думы Теребинского. В ответ Теребинский сослался на свою забывчивость, которая мешала его планомерной работе, что и было главной причиной отказа».
«Безрадостные перспективы»
На губернском избирательном собрании «требовалось присутствие не менее половины выборщиков, но их явилось только 32 человека, почему председатель объявил собрание несостоявшимся».
Журналист «Оренбургской газеты» пытался предсказать итог следующего собрания: «…Будет ещё малочисленнее: большинство выборщиков – люди занятые и вторично отрываться от своих дел, вторично расходоваться на поездку, для некоторых весьма продолжительную, пожелают не многие.
…На этот раз будет выбран в депутаты не тот, кто наиболее достоин этого звания, а лицо, может быть, чисто случайное. Таковы безрадостные перспективы нашего ближайшего будущего».
На второе собрание выборщиков члена Государственной Думы от Оренбургской губернии, которое объявлялось состоявшимся при «всяком числе прибывших на него выборщиков», назначенное на 18 октября (1 ноября по новому стилю. – Т.С.) 1908 года, как свидетельствовал современник: «Явилось 34 выборщика. Избранным оказался (26 голосами против восьми) Митрофан Иосифович Гродзицкий, статский советник, 46 лет, уездный член Троицкого окружного суда по Верхнеуральскому уезду, примыкающий к кадетам».
Под фото М.И. Гродзицкого в издании «Члены Государственной думы (портреты и биографии). Третий созыв 1907 – 1912 гг.», подготовленном в 1913 году, сделана пометка: «Избран на место отказавшегося депутата Н.В. Теребинского».
Спас легендарного летчика
О дальнейшей судьбе Наума Варлаамовича почти ничего не известно. Но его сын, окончив оренбургскую гимназию, как и отец, выбрал делом всей жизни медицину – Николай Наумович Теребинский (1880 – 1959 гг.) – выдающийся русский и советский хирург, профессор.
Коллеги называли его «крупнейшим ученым-экспериментатором. В тридцатых годах ХХ века Николай Наумович впервые в мире проделал операции на открытом сердце животных». Светила медицины утверждали: «Поразительные по своей смелости и эффективности эксперименты российского хирурга Теребинского, предугадавшего фактически дальнейший прогресс операций на клапанах сердца, во многом способствовали становлению клинической кардиохирургии».
Именно Н.Н. Теребинский оперировал, а фактически спас легендарного лётчика А.П. Маресьева и «всероссийского старосту» М.И. Калинина.
Фото с snappygoat.com