Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Уроки знаний и любви
Елена Шкатова
Любовь Григорьевна Вершинина – учитель с большой буквы, учитель, который 60 лет своей жизни отдал профессии и продолжает пребывать на этом благородном, но нелёгком посту.
При этом Любовь Григорьевна очень скромный человек, но благодаря директору санаторной школы-интерната №4 г. Оренбурга Елене Садовой, которая обратилась к нам в редакцию, мы узнали об этой прекрасной дате. В далёком 1957 году 1 сентября Любовь Григорьевна начала свою профессиональную деятельность – выбор, который был сделан ещё в детстве.
Профессия о любви
– Любовь Григорьевна, расскажите, как Вы пришли в профессию? Было ли это желание с детства или оно пришло в более зрелом возрасте?
– С самого детства. Со школьной скамьи я хотела быть учителем математики. В отличие от большинства детей полюбила именно геометрию, очень мне нравилось рассуждать и решать задачи. И я настолько была этим увлечена, что уже в школе много занималась с детьми младших классов, была пионервожатой. Хотелось мне работать с детьми. Поэтому даже сомнений не было, куда идти после школы – только в педагогический институт.
Не забываю до сих пор студенческие годы. По натуре своей я человек очень активный, мне надо было быть везде, я всегда была организатором. Поэтому занималась в секциях настольного тенниса, художественной гимнастики, в танцевальном кружке, в хоре института. И эта активность позже принесла свои плоды.
– После института первой моей школой стала средняя школа в Подгородней Покровке. И я с ребятами занималась в том числе и художественной самодеятельностью, разучила с ними все песни, которые знала сама. Мы с ребятами ездили в соседние сёла с концертами. Это было так интересно! А зимой, да на санях, запряжённых лошадьми!
– Помните свой первый урок в роли учителя?
– Свой самый первый урок не помню, но попала я тогда в 10-й класс, и мне было сложно в этом плане. Но всё равно всё складывалось хорошо. Вопрос дисциплины никогда не стоял на уроках. С учениками всегда складывались хорошие отношения. А преподавать я умею. Где-то пошутить, где-то отвлечься, когда вижу, что дети устали. И не потому, что хвастаюсь, нет, просто мне повезло в жизни, что был мне дан какой-то божий дар, что я смогла работать учителем.
А ещё хорошо помню уроки физики. В Подгороднюю Покровку меня направили преподавать именно её, хотя я окончила физмат, отделение математики. И первые уроки были трудны для меня. Я тратила много времени на подготовку. И помню, как поразил меня кабинет физики: там для каждой лабораторной работы, для каждого опыта были все необходимые материалы. Настолько он был оборудован, не в сравнении с тем, что есть в школах сейчас.
В Подгородней Покровке Любовь Григорьевна проработала три года и вернулась в школу №93 (ныне №53), где отучилась сама. Проработав три года учителем математики, она стала завучем. Именно в этой должности получила «Отличника народного образования». Через 17 лет Любовь Вершинина стала директором школы №4 и отдала работе на этом посту 21 год. Но параллельно всё это время преподавала уроки математики в областном фтизиатрическом санатории. В 2003 году она оставила должность директора, но в санаторной школе-интернате №4 работает по сей день.
Учитель – значит спасатель
– Любовь Григорьевна, за столько лет Вы встретили и выпустили огромное число учеников. Были ли те, кто особенно запомнился?
– В каждом выпуске были дети, которых помнишь до сих пор.
Маяк всегда был трудным микрорайоном, неспокойным. Помню, когда в те времена меняли квартиры, в объявлениях приписывали: «Маяк не предлагать». И дети были разные, много было трудных ребят. Но благодаря сплочённости коллектива школы №4 мы очень многие семьи спасали. Где-то я читала, что слово «учитель» – это синоним слову «спасатель». В школьной жизни всякое бывало, но чтобы случилось какое-то серьёзное ЧП среди детей, такого не было. Мы воспитывали детей общими усилиями. Нет плохих детей. Они просто живут в разных условиях, и не всегда благополучных. Все они хорошие, надо только их вовремя остановить и вовремя помочь. Поэтому самое главное – надо воспитывать добро в себе и любить их. И они это понимают.
Ни в коем случае не допускать грубого обращения ни с учениками, ни с родителями. Суровость эта ничего не даёт. И какой бы трудный ребёнок ни был, главную роль играет учитель. Поэтому, я ещё раз повторю, его главными качествами должны быть доброта, любовь к детям, желание дать знания и потребовать от детей, но правильно выбрать эту форму требований. Всё идёт от взаимосвязи учителя и ученика, и как ведёт себя в ней взрослый человек.
– За столько лет что-то изменилось в профессии учителя, в учебном процессе?
– Да, я хочу сказать, что престиж знаний упал. Идёт период, когда дети не хотят учиться, как это ни странно. И учителю приходится очень постараться увлечь ребёнка на уроках. Престиж знаний надо поднимать, и об этом много говорят.
К нам в санаторий приезжают дети со всей области, и иногда создаётся впечатление, что у них нет никаких знаний, будто их вовсе не учили. Но, конечно, не все. Есть дети, которые очень любят учиться. Вот Соня приехала из Гая, тянет на золотую медаль.
Хотелось бы заострить внимание на том, что мы вернулись к бумажной волоките. Надо избавить учителя от неё. Дать ему возможность лишний раз работать над собой, перенимать опыт у коллег, заняться самообразованием. А для этого тоже надо время, которого нам всем сейчас так не хватает.
– Расскажите о своих учителях, кто был для Вас примером?
– Я очень любила учителя физики нашей школы (№53) – Данченко Виктора Петровича. Он был настолько всесторонне развитым – и пел, и играл на пианино, а физику как нам излагал! Рисовал каких-то человечков, так доступно преподносил предмет.
Очень любила директора школы Николаеву Нину Павловну. Это человек настолько преданный школе. А ещё она сама руководила драмкружком. Ермакова Галина Александровна – учитель французского языка, мы ходили к ней на кружок иностранного языка. Вот все учителя были такими: всё время в кругу детей, очень ответственные, они нас любили. Этому я училась у них.
Быть с учениками
– Любовь Григорьевна, что бы Вы посоветовали будущим учителям, которые сейчас ещё студенты?
– Не бояться трудностей. А поначалу будет трудно. Ещё – расти самому. Мало того что ты окончишь институт, каждый день учись, каждый урок. Расширяй свои знания и отдавай их. И отдавая знания, будь уверенным, что они нужны детям.
Советую быть ближе к детям, быть с ними. Классный руководитель – это педагог, исполняющий важнуб миссию. Если он пользуется авторитетом у учеников, может «зажечь» их чем-то по-настоящему интересном и важном, то вместе могут свернуть горы.
Если есть возможность поехать преподавать в деревню, не надо бояться, надо ехать. И может, это место станет твоим на всю жизнь.
Я всегда считала, что учителем надо родиться и работать в школе нельзя людям, которые не любят детей. Отношения «учитель – ученик» всегда будут на высшем уровне, когда есть эта любовь, всегда.
Любовь Григорьевна выросла в простой семье, родители её не были учителями, но оба были грамотными. В семье Вершининых тоже никто не пошёл по её стопам. Дочь Светлана взяла пример с отца и выучилась на экономиста. Внуки – старший Денис и младший Алексей – также выбрали свои пути, но Любовь Григорьевна нисколько не расстраивается.
– Если ты работаешь в школе, часто приходится ставить её на первое место, а не семью, всю жизнь посвящать школе. Но я считаю, что я счастливая женщина и прожила счастливую жизнь. Моя работа – моя радость. Я не представляю себя без неё.