Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Школа – судьба моя
Константин Копылов
Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, и радует то, что, несмотря на сложности и трудности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя. Накануне Дня учителя корреспондент «ВО» встретился с учителем химии лицея №9 г. Оренбурга Людмилой Кочулевой. Путь в педагоги был для Людмилы Романовны очень необычным, при этом, как она говорит, эта профессия ей была предназначена судьбой.
Путь в школу
В школе Людмила Романовна работает 25 лет, но свой профессиональный путь она начинала вовсе не с педагогики. Сама она родом из города Грозного, там в 1974 году окончила школу №7 и поступила на химический факультет Чечено-Ингушского университета. Успешно окончив вуз, она начала трудовой путь с ГрозНИИ в качестве инженера-химика. Одновременно занималась исследовательской работой. Именно тогда на практику в НИИ приходили студенты вузов и их направляли к Людмиле Романовне.
– Руководитель нашей лаборатории Виктория Акивовна Дорогочинская направляла их ко мне, так как считала, что у меня есть педагогические способности и я умею работать с молодёжью. Хотя мечта работать в школе у меня была ещё с выпускного класса. На всю жизнь запомнилось щемящее сердце чувство прощания с любимой школой, одноклассниками, учителями. Ещё тогда я решила, что обязательно вернусь сюда в качестве учителя. Моим любимым предметом была химия во многом благодаря учителю Ираиде Матвеевне Белогорцевой. По её совету я поступила на химический факультет, хотя все мои друзья предпочли Грозненский нефтяной институт. По иронии судьбы по окончании университета меня направили на работу в Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт в лабораторию исследования нефти. Но мечта о школе осталась. Я записалась на приём к заведующему городским отделом образования Гельману Е.Л., простояла в очереди не один час, но, увы, вакантных мест в школах города не было. При этом, работая в НИИ на протяжении 15 лет, не теряла связи со школой, – рассказывает Людмила Кочулева.
Крутой поворот судьбы
В размеренную жизнь сотрудника НИИ довольно жёсткие коррективы внесли «лихие 90-е годы». К власти в Чечне пришёл Джохар Дудаев, а вслед за этим началось событие, вошедшее в историю как первая чеченская война. В рес-
публику были введены федеральные войска, которые приступили к восстановлению конституционного порядка. Одновременно из республики начался отток русского населения, бюджетникам не выплачивалась заработная плата. Людмиле Романовне пришлось уйти из института на производство. С 1992 года она начала работать в центральной заводской лаборатории концерна «Грознефтехим».
– Обстановка тем временем в Чечне накалялась. Все школы были закрыты. У школьников начались бессрочные каникулы. Поток беженцев из республики усилился. Мы с дочерью тоже собрались в дорогу в надежде найти пристанище в какой-нибудь российской деревне. Я взяла с собой две книги: методику обучения химии и сборник конкурсных задач. Уже тогда подсознательно понимала, что буду работать в школе. На перекладных мы добрались до Минеральных Вод, где в миграционной службе получили направление в город Оренбург в центр вынужденных переселенцев. Тяжело было начинать всё с нуля на новом месте, но дочери нужно было продолжать обучение, а мне искать работу. Проходя мимо одной из школ, я решила зайти и узнать, не нужен ли учитель химии или лаборант. Директор школы сказала, что им никто не нужен, а когда я уже выходила из её кабинета, она вдруг остановила меня и стала расспрашивать о том, кто я и откуда. Через несколько минут она уже звонила директорам других школ города и просила взять меня на работу. Директор экспериментальной многопрофильной школы №73 Александр Всеволодович Козлов согласился встретиться со мной. Когда я вошла в здание школы и увидела лестницу, ведущую на второй этаж, точно такую же, как в моей родной грозненской школе №7, мне стало очень легко и комфортно. Александр Всеволодович рассказал мне, что его школа уникальна не только наличием профильных классов, но и удивительной атмосферой добра.
По словам Людмилы Романовны, так, в 40 лет началось постижение профессии учителя.
– Я чувствовала себя студенткой-практиканткой. Мне приходилось очень много работать, школа заполнила всю мою жизнь. Трудность учительской профессии в том, что она забирает человека целиком. В неё нужно вкладывать все силы – физические, нравственные, интеллектуальные. Но теперь я точно знаю, что лучшим средством от депрессии является школа. Для посторонних мыслей и воспоминаний нет места. Каждый день на меня смотрят десятки любопытных глаз и нужно выглядеть на все 100 и быть всегда готовой ответить на любой вопрос, – продолжает педагог.
Быть примером
На вопрос, с чем был связан выбор такого достаточно сложного предмета, как химия, Людмила Романовна отвечает, что ещё со школы любила три предмета – математику, немецкий язык и химию.
– Когда поступала в вуз, то была в некотором замешательстве, не знала, куда мне лучше подать документы. На факультете иностранных языков был большой конкурс, на математику меня отговаривала тётя, она была директором школы, вела математику и говорила, что по этому предмету приходится очень много проверять тетрадей, иди лучше на химию. К тому же химиком был у меня дядя, он тоже советовал подавать документы на химический факультет. Кроме того, на химию я поступала вне конкурса как победительница предметных олимпиад. А эти три предмета мне нравились в силу того, что нравились учителя и то, как они преподавали свои предметы. И сейчас я уверена, что успех ученика в том или ином предмете зависит во многом от учителя. Я стараюсь, чтобы мои ученики полюбили предмет, только тогда они смогут его понимать, – уверена Людмила Кочулева.
Воспитывать своих учеников Людмила Романовна старается собственным примером. Поэтому, по её словам, она всегда требовательна в первую очередь к себе.
– Педагогика – одна из самых ответственных профессий. Мерой ответственности является ребёнок. Поэтому нужно думать, как слово наше отзовётся в детской душе: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!». Дети очень хорошо чувствуют, как к ним относятся взрослые, их не обманешь. Однажды на уроке один из учеников не хотел выходить к доске, и тогда весь класс стал его уговаривать: «Иди, не бойся. Людмила Романовна тебе поможет». Было приятно услышать о себе такие слова.
Большую помощь мне оказал опыт работы в научно-исследовательском институте, который я стараюсь максимально использовать в школе. Чем раньше школьники начнут приобщаться к учебно-исследовательской деятельности, тем больше вероятность их успешной социализации, в каждом ученике живёт интерес к открытиям и исследованиям, нужно только помочь детям проявить себя – в этом состоит главная задача учителя, – считает Людмила Кочулева.
В 2011 году Людмила Романовна награждена дипломом победителя ежегодного конкурса на получение муниципального гранта «Лучший учитель города Оренбурга», Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В этом же году она занимает должность заместителя директора по научно-методической работе и курирует работу с одарёнными детьми.
В 2015 году школа под руководством директора Гуляевской Ольги Георгиевны получила статус лицея. Администрация и коллектив лицея добились высоких результатов, став победителями конкурсного отбора образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы, на получение гранта губернатора, областного конкурса «Школа Оренбуржья», муниципального конкурса «Лучшая школа города Оренбурга».
В завершение нашей беседы Людмила Романовна обратилась к коллегам с поздравительными словами.
– Дорогие учителя, преподаватели, воспитатели! Поздравляю вас с профессиональным праздником, международным Днём учителя! Хочется пожелать всем вам доброго здоровья, хорошего настроения, душевного спокойствия, улыбок, солнечных дней, оптимизма, оставаться всегда творческими людьми, несущими тепло и свет знаний детям. Верю, что тепло и свет к вам обязательно вернутся, ведь именно учитель является тем человеком, который запускает бумеранг добра. Именно вы дарите детям искры любви и мудрости, благодаря которым мир становится ярче. Спасибо за ваш неоценимый труд и преданность профессии!
Фото Александра Чердинцева