Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Сретение Господне
Константин Копылов
Православные верующие отмечают в феврале такие церковные праздники, как Сретение Господне и Вселенскую родительскую субботу. После светлого и радостного события в январе – Рождения Спасителя – верующие готовятся к телесному и духовному испытанию, предшествующему празднованию Пасхи. Проректор по учебной работе отец Алексей Колыванов в рубрике «Православный взгляд» рассказал об истории и традициях, связанных со Сретением Господним.
«Встреча»
Сретение Господне – один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это не переходящий праздник, в Русской православной церкви он отмечается 15 февраля.
В переводе с церковнославянского «сретение» – «встреча». День Сретения – точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всём по порядку.
– 15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.
У иудеев того времени были две традиции, связанные с рождением в семье ребёнка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском храме 40 дней (а если родилась девочка – то и все 80). Как только срок истекал, мать должна была принести в храм очистительную жертву. В неё входила жертва всесожжения – годовалый ягнёнок и жертва во оставление грехов – голубка. Если семья была бедной, вместо ягнёнка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорождённым в храм – для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта – освобождения от четырёхвекового рабства.
И вот Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия, – рассказывает проректор по учебной работе отец Алексей Колыванов.
Встреча в Иерусалимском храме
– После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из храма, но тут к ним подошёл древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).
По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из 72 учёных, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285 – 247 до н.э.).
В эту субботу старец оказался в храме неслучайно – Святой Дух привёл его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исайя и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Учёный усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрёт, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). И вот день пришёл. Исполнилось то, что учёный ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рождённого от Девы, – а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе – «Ныне отпущаеши», – продолжает отец Алексей (Колыванов). – Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35). Споры в народе – это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений – Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало её Сына. Ведь гвозди и копьё, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через её материнское сердце. Есть икона Богородицы – яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.
Анна-пророчица
– В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли её Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37-38).
Анна-пророчица поклонилась новорождённому Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило всё положенное законом Моисея, – говорит отец Алексей (Колыванов).
Сретение – это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример – как принять Господа с чистым и открытым сердцем.
После встречи со Христом Симеон отошёл к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова.
Богослужение на Сретение
У Сретения Господня – неизменное место в церковном календаре. 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день –
14 февраля.
Сретение – праздник Господский, то есть посвящённый Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.
Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.
Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми – как в Господские праздники, и голубыми – как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой – чистоту и непорочность Девы Марии.
История празднования
Праздник Сретения Господня – один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили ещё IV – V веках – например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.
Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке – это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ... После этого, отправив всё по обычному порядку, совершают Литургию».
Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.
Справка
С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», её ещё называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращённые к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдёт душу». Этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы – четыре стрелы с одной стороны и три с другой.
Фото с tvitter.com