Новости

Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.

14 ноября

14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.

14 ноября

С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.

13 ноября

Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.

13 ноября

Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.

13 ноября




Встреча иконы

-----
Встреча иконы

Татьяна Судоргина

В Оренбурге 21 сентября состоится традиционный крестный ход с Табынской иконой Божией Матери. О том, как оренбуржцы встречали святой образ 135 лет назад, поведают архивные документы.

«Будет несена вокруг всего города»
В 1887 году корреспондент «Оренбургского листка» информировал: «Табынская Икона прибудет в Оренбург 7 сентября (19 сентября по новому стилю. – Т.С.). Её встретит преосвященный Макарий, епископ Оренбургский и Уральский торжественным крестным ходом из всех городских церквей и со всем духовенством. Святая Икона имеет быть затем поставлена в кафедральном Спасопреображенском соборном храме (находился на набережной Урала рядом с нынешним Музеем истории города Оренбурга. – Т.С.). Причём 8 сентября (20 сентября по новому стилю. – Т.С.) после литургии Табынская святыня будет вынесена на реку Урал для освещения воды, а после того будет несена вокруг всего города, как это делается ежегодно. Этот крестный ход в преднесении святой Иконы направится сначала к месту сооружения нового соборного храма в Оренбурге (речь идёт о Казанском кафедральном соборе, освящённом в 1895 году на месте современного нам сквера у здания правительства Оренбургской области. –
Т.С.) для совершения общего молебного пения о благопоспешении работ».

«Во всё время пребывания в Оренбурге посещает дома обывателей»
Сообщив «расписание дней пребывания Чудотворной Табынской Иконы Богоматери в церквах Оренбурга», местный журналист в 1887 году поделился своими рассуждениями по поводу нововведений: «По обычаю, установившемуся издавна, Святая Табынская Икона Пресвятыя Богородицы во всё время пребывания своего в Оренбурге посещает дома обывателей. Причём запрос со стороны верующих бывает так велик, что многие жилища удостаиваются принимать Икону только в позднее время ночи. Такое ношение святой Иконы из дома в дом в течение полутора месяцев крайне утомляло бы священнослужителей, сопутствующих Иконе, если бы эти священнослужители не заменялись новыми, так сказать, свежими силами, в каждом приходе. Но в этом году ношение святой Иконы приурочено почему-то к одному только соборному причту и без того обременённому разными служебными обязанностями…
Вследствие сего нельзя не согласиться с мнением многих прихожан, что прежний порядок ношения Иконы был удобнее во всех отношениях. Приходские священники, во-первых, имели обязательный случай посетить дома своих прихожан... Во-вторых, на два дня у каждого приходского священника всегда хватит физических сил без задержек обносить святую Икону по всем домам обывателей, желающих принять у себя Святыню, да и обыватели охотнее приглашают к себе и дарят свой собственный причт, нежели причт чужой. И, наконец, в-третьих, признавалось бы более справедливым доброхотные даяния прихожан при посещении святой Иконы распределять между приходскими причтами, а не присваивать оные исключительно одному соборному причту…»
В заключение сотрудник «Оренбургского листка» 135 лет назад предлагал: «Желательно, чтобы святую Икону носили по порядку следующих друг за другом обывательских домов, а не по влиятельному или случайному зову того или другого прихожанина. При установившемся порядке святая Икона в один и тот же день была носима у нас из одного конца города в другой, возвращаясь по нескольку раз на ту же улицу. Помимо неизбежной суетливости и беготни нередко чувствуешь, бывало, даже некоторую обиду, так как прямо от дома твоего вдруг уносят святую Икону иногда в другой приход только потому, что туда звали люди богатые и влиятельные, или звали раньше вас. Положительным и непременным правилом следовало бы носить Икону по квартирам сподряд и по заранее объявленному маршруту. При таком порядке сберегалось бы больше времени, меньше бы было утомительной суетливости и святыню приняло бы большее число домов и семейств».

«Встречена была в высшей степени торжественно»
Некоторые из советов представителя прессы, судя по следующему архивному документу, были учтены. В сентябре 1887 года хроникёр «Оренбургского листка» писал: «Табынская Икона Божией Матери встречена была, отчасти благодаря хорошей и тёплой погоде, в высшей степени торжественно. Народ оренбургский выезжал и пешком ходил встречать святую Икону до Нежинки и с пением «Заступнице усердная» принёс икону в казачий Форштадт, где у церкви святого Николая встретил святую Икону его преосвященство преосвященнейший Макарий, епископ Оренбургский и Уральский в сопутствии духовенства всех городских приходских церквей. Такого необыкновенно многочисленного стечения народа, явившегося встречать святую Икону, мы здесь ещё не видели.
Икону Табынскую носят теперь по домам по заранее удуманному соборным причтом маршруту, приноровленному к городской топографии по кварталам. Это очень хорошая мера доставит христиански потребное утешение городским жителям – мера давно желанная и впервые ныне введённая. Но святую Икону всё-таки носят не сподряду, не по кварталам улиц. Священнослужители, теперь от кафедрального собора сопровождающие святую Икону, по-прежнему, различают богатых и бедных. Обыватели города уже приготовили письменный протест, домогаясь, чтобы святую Икону носили приходские священники по прежнему обычаю, а не исключительно соборные. В том и другом случае желаем порядка по задуманному маршруту…»

«Крепка вера чающих милости от благосердной Заступницы!»
Репортаж корреспондента «Оренбургского листка» о прощании с Табынской Иконой Божией Матери осенью 1887 года начинался с вывода: «Табынская святыня здесь в дни встречи и проводов её привлекает массу верующих при всякой погоде, даже дождливой, снежной и морозной. Так крепка у нас вера чающих милости от благосердной Заступницы!
Ещё с утра 22 октября народ валом валил по направлению к зимнему собору (т.е. Введенскому, который разрушен в 30-е годы минувшего столетия и восстановлен уже в ХХI веке на набережной областного центра. – Т.С.) со всех окраин города, разряженный как на святую Пасху. К полудню на соборной площади и в прилегающих улицах не было места не только для проезда, но для прохода. В храме, где преосвященнейший владыка Макарий совершал литургию, всё время была давка. Что-то величественное патриотически-дорогое и внушительно-умилительное чуется в глубине души при виде этой необозримой толпы, благоговейно дожидающейся выноса святой иконы …
Но вот народ заколыхался, подобно волнам на море, и в глубине церковной паперти заблестели хоругви, кресты, иконы и, наконец, светлый Образ. Пение, колокольный звон, хор военной музыки, молящийся коленопреклонённый народ делали минуту святой, высокоторжественной. Торжественное шествие многотысячного собрания направилось к Большой улице (сейчас ул. Советская. – Т.С.). Но здесь давно уже стоят густые ряды молящихся не только на тротуарах и балконах, но и на крышах домов. Все улицы запружены торопившимися поспеть на место постройки нового соборного храма, где должно совершиться молебное пение. Но на этом месте давно уже стояли другие толпы народа и потому вновь прибывшие заняли земляные насыпи, кучи камней, загороди».

«Всякому хотелось прикоснуться к киоту святому»
О завершении церемонии прощания сохранились такие строки: «Преосвященнейший Владыка, простившись с иконой, отбыл домой. Но народные массы устремились за иконой далее. Святая икона вынесена была из собора в
12 часов, а когда шествие очутилось за городом, было уже 2 часа дня. На степной просторе картина стала ещё величественнее. Народ расположился живописными кучками – кто коленопреклоненный, кто со скрещёнными на груди руками, а кто распростёртый ниц на земле. За городом уже давно ждал святыню почётный конвой из 20 конных казаков посёлка Бёрды. Ещё раз отслужили молебное пение, священнослужители за весь крещённый мир преклонили колена перед святыней, облобызали её прощальным целованием и носилки подняты были сотней рук, так как всякому хотелось прикоснуться к киоту святому! Толпы горожан и некоторые из священников пошли провожать икону за 9 вёрст до посёлка, куда прибыли только в 5 часов дня.
Нам кажется, что торжественность встречи и проводов Табынской святыни год от году становится сильнее и общенароднее. Помимо присутствия любопытных мусульман, величию зрелища придаёт особое значение молчаливое участие в торжестве раскольников разных сект. Такое единение в чувствах веры и христианского благочестия…».

Фото из архива "ВО"

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.