Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Кукла может говорить…»
Дина Елманова
Из всех известных ремёсел изготовление кукол, пожалуй, одно из самых древних. Кукла сопровождает человека практически с момента рождения. И за этим простым и уже привычным предметом интерьера порой скрывается намного больше смыслов и намёков, чем кажется на первый взгляд. Особенно, если кукла – единственная в мире.
Герои сказок оживают…
Марина Донскова всерьёз заинтересовалась изготовлением кукол всего три года назад. Но теперь, задумавшись, она признаёт, что по многим неочевидным причинам шла к этому всю свою жизнь. Творчество сопровождало её на протяжении всего пути. В детстве это были музыка и художественная школа, затем, в более старшем возрасте, – шитьё и моделирование одежды. А уже спустя много лет она внезапно почувствовала интерес к шарнирным будуарным куклам. Причём не к коллекционированию, а именно к процессу изготовления.
– Во мне с самого детства жило особое трепетное отношение к куклам. Когда я была маленькой, мне казалось, что они живые и им свойственны все эмоции обычных людей. Кажется, что они могут слышать, могут сопереживать, что их нельзя обижать. И по-
этому я не выбрасывала кукол, которыми играла в детстве, а передаривала их, – рассказывает Марина Николаевна.
А теперь она считает себя вдвойне счастливым человеком, ведь теперь есть возможность наблюдать сам процесс рождения куклы. Сколько времени он занимает? Месяц, два, три? А может, ещё больше? Тот, кто наблюдает за таким мастером, может увидеть лишь практическую сторону вопроса, то есть непосредственно лепку, полировку, шитьё одежды (да-да, всё это тоже изготавливается лично мастером!). Но на самом деле этот процесс ещё более длительный. Перед тем как приступить к изготовлению, следует тщательно продумать, кто же она, будущая кукла? Если просмотреть небольшую галерею кукол Марины Донсковой, можно заметить, что все они вдохновлены сюжетами из известных сказок.
– Эти сюжеты знакомы многим: «Три толстяка», «Обыкновенное чудо». Сюжеты подсказывают и музыкальные произведения, кино, живопись. Мне очень нравятся полотна современной художницы Жозефины Уолл. Если вы обратили внимание, она всегда обращается к фантазийным, ярким и воздушным мирам. И я часто представляю героев её картин, когда занимаюсь в мастерской, – говорит Марина Донскова.
Пока что коллекция у Марины Николаевны не очень большая – всего семь кукол. Однако если на выставке вы увидите их, то точно не сможете пройти мимо. У каждой из кукол свой характер, своя история, своя мысль, которая отчётливо читается в их глазах за длинными ресницами. Кажется, что это и не куклы вовсе, а маленькие люди, живущие в своём собственном, неизвестном нам мире. Некоторые из них представляют собой не отдельных персонажей даже, а целые сюжеты из книг и фильмов. И пока посетители выставок с удивлением их рассматривают, куклы будто бы ведут молчаливый, но очень красноречивый диалог между собой. Вот беззаботная барышня с золотыми волосами и в розовом, богато расшитом платье – сама принцесса. А молодой человек, так и застывший перед ней в печальном безмолвии, – не кто иной, как Медведь.
– Это одна из самых знаменитых сцен сказки. Юноша-медведь узнаёт, что его возлюбленная – принцесса, а значит, если она поцелует его, он снова превратится в дикого зверя, – поясняет Марина Донскова.
А вот совершенно другие герои и сказка совсем другая: мальчик и девочка, разодетые по моде XVIII века. Внимательные зрители узнают в них наследника Трёх толстяков Тутти и девочку-гимнастку Суок, которая предстаёт в образе его куклы. Судя по их весёлым, даже лукавым лицам, герои пережили все потрясения, выпавшие им на долю, и празднуют финальную победу.
Рождение кукол
Так из чего же создаётся такая красота? Главным материалом служит пластик. Марина Донскова любит работать с теми его видами, которые требуют обжига, однако есть мастера, которые предпочитают самозастывающие формы. В этом вопросе каждый исходит из личных интересов и запасов времени.
Однако этот материал, как и любой другой, требует длительной тренировки и сноровки. Поэтому перед тем как приступать к работе с ним, будущему мастеру нужно «подружиться» с пластилином. Причём не только с обычным, но и его особой разновидностью, которую называют скульптурным пластилином.
– Фактически изготовление кукол – почти скульптура. Каждый мастер очень скрупулёзно подходит к обработке деталей. Особенно это касается ушек, ладоней и ступней. Бывает, что мастера придают этим деталям символическую форму, в основном фокусируясь на чертах лица либо только на одежде. Но я стараюсь уделять внимание сразу всему, – рассказывает Марина Донскова.
Чтобы предельно точно передать все штрихи человека, любой скульптор должен знать анатомию. То же касается и мастеров-кукольников. И здесь Марине Николаевне повезло.
– Когда я стала обучаться изготовлению кукол, открыла для себя мастера из Санкт-Петербурга, чьи мастер-классы и вебинары во многом поспособствовали становлению меня как изготовителя кукол. И я очень надеюсь, что мне удастся встретиться с ней вживую, – рассказывает Марина Николаевна.
В реалиях сегодняшнего дня дистанционное обучение стало хорошим подспорьем для будущих мастеров. Некоторые находят в Интернете наглядные видеоинструкции по шитью, вышиванию, другие смотрят обучающие мастер-классы по изготовлению украшений, игрушек и многое другое. По мнению Марины Донсковой, которая смогла лично оценить все возможности, которые дают подобные онлайн-трансляции, это отличный шанс для всех, кто хочет разнообразить свой досуг и попробовать себя в новой роли.
– Не нужно бояться тратить себя. Любое новое дело, будь то хобби, спорт, работа, всегда открывают в человеке качества, о наличии которых он и не подозревал. Даже если не получается, не следует отступать. Всегда можно найти себе увлечение, благодаря которому будешь интересен и себе, и людям, – говорит Марина Николаевна.
Однако многие могут возразить – хорошо, но где всем этим заниматься? Можно отвести под своё хобби отдельный стол или угол, а если есть такая возможность, то и небольшую комнатку. Причём хобби не будет слишком затратным, если проявить немного смекалки: например, чтобы не тратиться на дорогие специализированные инструменты, можно подобрать подходящие среди стоматологических. Или вместо дорогостоящих печей для обжига воспользоваться более доступной по деньгам духовкой для гриля. Одним словом, фантазия вам подскажет!
Куклы – это маленькая жизнь
О будуарных куклах заговорили в начале прошлого века. Именно тогда эти милые фарфоровые создания (а тогда они изготавливались именно из этого капризного нежного материала) начали выходить в свет, причём в прямом смысле этого слова! Каждый раз, когда дамы собирались на торжественный приём, они обязательно брали с собой куклу. Причём платье, причёска и украшения миниатюрной куклы должны были в точности повторять туалет её хозяйки! Легко представить, сколько времени и фактуры уходило на создание подобного «аксессуара». Дама без куклы в те времена была так же немыслима, как сейчас гламурная барышня без напомаженной собачки.
А сейчас эти сказочно красивые куклы вновь возвращаются в моду, правда, уже в роли дополнения интерьера. Такая кукла придаёт убранству комнаты законченный вид, а хозяева дома будто бы получают молчаливого собеседника. Единственный недостаток такой красотки – её цена, ибо стоят такие куклы довольно дорого. Некоторые мастера могут запросить за свою работу от 10 тысяч, а уж изготовитель с именем потребует около 100 тысяч. И дело не только в том, что изготовление обходится недёшево. Не все мастера легко расстаются с созданными ими куклами. В них вложена часть их жизни, часть их души, и на первых порах если мастера и дарят свои куклы, то лишь близким и дорогим им людям. Однако позже, когда коллекция кукол пополняется, они спокойнее выставляют их на продажу. Особенно, конечно, ценятся куклы из фарфора.
В дальнейшем Марина Николаевна хочет тоже освоить работу с этим сложным материалом и познакомить нас с другими персонажами известных сказок, которые в её руках приобретают новое прочтение.