Новости

В период зимнего этапа акции, который продлится до 1 марта 2025 года, запланировано проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев с несовершеннолетними в зимний период.

02 декабря

Напомним, на голосование представлено 25 объектов из разных регионов Приволжья, в их числе Музей истории Оренбурга. Об этом сообщает областное Правительство. В списке достопримечательности, которые имеют культурную и историческую значимость не только для местных жителей, но и для всей страны: известные памятники, музеи, театры, университеты, мосты. Предложенный перечень составлен на основании мнения экспертов Консультативного совета по банкнотам.

02 декабря

2 декабря, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» выполняют:

02 декабря

По информации коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис», сегодня, 29 ноября, выполняются следующие виды работ:

29 ноября

В настоящее время на праздничной локации смонтированы деревянные домики маркета еды, которые будут предлагать гостям угощения и напитки.

29 ноября




«Обучение должно быть воспитывающим»

-----
«Обучение должно быть воспитывающим»

Татьяна Судоргина

В связи с наступлением нового учебного года предлагаю читателям познакомиться с выдержками из двух архивных документов, ярко характеризующих состояние российского народного просвещения в начале ХХ столетия.

«Государственный деятель, переводчик богослужебных текстов»

Попечителем Оренбургского учебного округа (с полномочиями по управлению, руководству и организации учебно-воспитательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений) 120 лет назад стал Николай Чеславович Зайончковский (1859 – 1920 г.).

Его биографы пишут о нём: «Государственный деятель Российской империи, переводчик богослужебных текстов. Происходил из дворян Смоленской губернии. Семья отца перебралась в Россию после польского восстания. Мать – племянница адмирала П.С. Нахимова».

По окончании в 1882 г.  историко-филологического факультета Московского университета Н.Ч. Зайончковский преподавал древние языки в гимназии города Рыбинска, а с 1889 г. – в Рижской Александровской гимназии. В январе 1891 г. назначен исполняющим обязанности инспектора гимназии. С октября 1892 г. более 11 лет – он окружной инспектор Дерптского учебного округа. Николай Чеславович – автор ряда учебных пособий, которые он подписывал псевдонимом Николай Нахимов.

В должности попечителя Оренбургского учебного округа он служил только до января 1906 года. В октябре 1906 года назначен членом Совета министра внутренних дел, а в декабре 1915 г. товарищем (т.е. заместителем)  обер-прокурора Св. Синода А. Н. Волжина. После Февральской революции, в апреле 1917 г. уволен от службы согласно прошению по болезни.

 «Учебные заведения превратились в фабрики свидетельств»

Но вернемся в 1904 год, когда в оренбургских периодических изданиях была опубликована пространная речь Н.Ч. Зайончковского, произнесённая «при представлении ему служащих в учебных заведениях Оренбурга». Позволим себе несколько кратких цитат из нее.

Прежде всего, Николай Чеславович указал на необходимость того, чтобы «в школе… с умственным и физическим развитием молодёжи приучить её с ранних лет к порядку и дисциплине».

«В школе есть два главных воспитывающих элемента: учителя и учебные предметы, – утверждал 120 лет назад новый руководитель оренбургских педагогов, – Всем известно, с какой энергией в течение целого ряда лет часть нашего интеллигентного общества и некоторые органы печати подрывали в глазах учащихся авторитет, как учителей, так и учебных предметов.

Из преподавания отечественной истории стараются вытеснить направление национальное и патриотическое, заменить его сомнительными теориями «естественной эволюции» и «экономического материализма».

…Учебные заведения превратились в фабрики свидетельств, аттестатов и дипломов. В школе водворилась полная распущенность. Школьные предметы обучения заменились пропагандой марксизма, социализма… Молодые, нежные организмы не выдерживают этой атмосферы. Здесь причина увеличивающегося числа самоубийств.

Мы, педагоги, должны водворить в школе серьёзное учение. Родителей мы должны просить помочь нам в надзоре за знакомствами, времяпрепровождением, занятиями, чтением. Обучение должно быть воспитывающим».

«В духе исторической правды»

Обращаясь к педагогам, Н.Ч. Зайончковский в 1904 году призывал: «Господа преподаватели отечественной истории! Я неуклонно буду требовать от вас преподавания вашего предмета в духе исторической правды, в направлении строго национальном и патриотическом. Не скрывайте от учащихся наших слабых сторон, печальных событий в истории родной земли.

Господа преподаватели русского языка и словесности! Растите учащихся в любви к родной русской речи, охраняйте её чистоту, развивайте в них любовь к изящной, мировой русской литературе и её национальным элементам, развивайте само чувство изящного… Охраняйте молодёжь от пошлости, старайтесь, чтобы она воспитывалась на высоких образцах человеческого творчества, на глубоких оригинальных мыслях…

Я очень счастлив, что воля Государя Императора привела меня сюда, где я могу поработать для образования русского сельского населения. Моей задачей будет увеличение среди него числа школ.

Итак, господа, все те из нас, которые будут прилагать честные старания, по долгу присяги и совести воспитывать в школах учащихся в духе веры, беззаветной преданности Царю-самодержцу и в сыновней любви к великой Святой Руси, будут иметь во мне искреннего верного друга, найдут энергичную поддержку».

«Для раздачи учащимся»

Второй архивный документ иного рода. Предваряя публикацию «Санитарных правил для учеников» (автор не был указан), представители редакции «Оренбургских епархиальных ведомостей» в 1914 году утверждали: «В стихотворении «Санитарные правила для учеников» в очень простой и легко усвояемой форме изложены главнейшие правила гигиены.

Нам кажется, что это стихотворение Епархиальному Училищному Совету или его отделениям следовало бы напечатать в возможно большом количестве экземпляров для рассылки по школам и для раздачи учащимся в них».

Кроме того, предлагалось: «В школах с учениками старшего отделения его следует заучить наизусть, чего достигнуть, при замечательной лёгкости его стиха, напоминающем стих всем известной сказки «О коньке-Горбунке», очень легко. Можно подыскать к нему и соответствующий мотив для пения. Тогда, несомненно, это стихотворение (конечно при объяснениях со стороны учащих), могло бы сыграть немалую роль в деле проведения в народную среду здравых санитарных понятий».

    Не знаю, какими из этих рекомендаций воспользовались педагоги того времени. Но, думаю, они представляют определённый интерес для моих современников.

«Никогда не пей сырую»

Сначала в «Санитарных правилах для учеников» 110-летней давности давались советы о соблюдении личной гигиены и поведении при купании на водоёмах:

«Утром долго не валяйся, чисто с мылом умывайся,

Полотенцем вытирайся;

Днём, пред каждою едой, хорошенько руки мой.

Ногти чаще обстригай, грязь под ними вычищай.

Летом с разумом купайся: в воду потный не кидайся,

А сначала обсушись, да, смотри, не захлебнись».

Затем учащихся предупреждали об опасностях, связанных с употреблением пищи и воды:

«За едой не торопись: мельче жуй – не подавись;

Чай остуживай, не жгись.

Воду мутную речную никогда не пей сырую,

Надо воду кипятить. А когда остынет – пить.

Разогревшись за игрой, ты холодною водой

Можешь хворь себе нажить, так её не надо пить».

«Быть приличным постарайся»

Далее следовали советы о пути в учебное заведение:

«В день ненастный и холодный не ходи из хаты потный.

Прежде надобно остыть, чтоб простуду не схватить.

Без пальто не выбегай, да и шапку надевай.

В школу бурей не врывайся, быть приличным постарайся;

Не шагай через порог, не очистив грязи с ног.

Потому – грязь высыхает, пылью в воздухе летает,

Будут школьники дышать, пыль ту в лёгких собирать.

В школе надобно учиться, не дремать и не лениться,

Не шуметь и не кричать, чтоб занятьям не мешать».

«Может выйти вред большой»

В «Санитарных правилах для учеников» 110 лет назад особо оговаривалось:

«За писаньем не сгибайся, грудью в стол не упирайся,

Чтобы край стола ничуть не надавливал на грудь.

Это важное условье для дальнейшего здоровья.

Не марай в чернилах руки. Нет в том пользы для науки,

А коль вымарал, так мой чище мылом и водой.

А за чтеньем брось привычку перевёртывать страничку,

Палец вымочив слюной: может выйти вред большой:

Ведь, наверно, палец грязный, а в грязи микроб заразный

Можешь ты с него слизнуть  и опасно прихворнуть».

«С ними горе нам одно»

Не обошлись в 1914 году без напоминаний об инфекционных заболеваниях:

«Коль почувствуешь ты в школе тошноту, озноб иль боли,

Через силу не сиди, а к учителю иди.

Расскажи ему об этом, попроси помочь советом.

Дома надо попросить ко врачу тебя сводить.

Не ходи в дома такие, где есть боли горловые,

Иль в горячке кто лежит. Там болезнь тебе грозит».

В заключение речь идёт о борьбе с вредными привычками:

«С малых лет приди к решенью – положить зарок куренью.

Если втянешься в табак, не отучишься никак,

А куренье – вред для груди: много чахнут с него люди.

Хуже нет того на свете, как начнут пить водку дети.

Водка, пиво и вино – с ними горе нам одно.

С малых лет коль в них вопьёшься, бед весь век не оберёшься;

Будешь вечным бедняком, хулиганом, дураком.

Стыд забудешь, озвереешь, под забором околеешь...

Сколько горя и невзгод в семью пьяница несёт!

Помни, друг, не забывайся, к водке, пиву не касайся,

И товарищам своим не вели касаться к ним».

Фото hse.ru

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.