Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Пойдём в кино
Дина Елманова
14-й год подряд кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и Авангард» собрал любителей искусства Оренбуржья. В этом году жители периферии региона смогли впервые ощутить себя в роли онлайн-зрителей. На суд аудитории было представлено более 50 кинолент из разных стран. Устроители отметили, что в этом году сложившаяся обстановка оказала существенное влияние на повестку дня, а потому и тематика фильмов разительно отличается от той, что была раньше. О чём пытались сказать в своих работах создатели фильмов и кому же достались сарматские статуэтки?
От оптимизма к нуару
Конец августа для Оренбуржья – это период кинофестиваля. И хотя последние два года организаторы каждый раз едва ли не перекрещиваются в тревожном ожидании, пока что «Востоку…» везёт, и он неизменно проводится в очном формате вместо дистанционного. В оргкомитете отметили, что это достижение казалось трудновыполнимым.
– В 2021 году мы стали едва ли не единственным кинофестивалем, который получил разрешение на проведение в привычном виде. Многие крупные международные события были вынуждены сместиться в онлайн-формат, – рассказывает министр культуры Оренбургской области Евгения Шевченко.
Эти слова подтвердил и программный директор кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард» Роман Дорофеев, который наблюдал за ходом многих событий подобного ранга, в том числе за фестивалями в Каннах и Берлине. Он заметил, что пандемия оказала на нашу жизнь более существенное влияние, чем казалось изначально.
– Дело не только в формате мероприятий, но и в тематике. Мне кажется, в прежние годы фильмы, отобранные для показов, были более светлыми и жизнеутверждающими. В этом году на первый план вышли темы одиночества человека в мире, где происходит постоянная борьба за выживание. Скорее всего, это веяние, подсказанное пандемией, задержится в искусстве ещё на несколько лет. И очень многие кинокартины, если вы внимательно их посмотрите, отвечают такой повестке. Конечно, мы постарались не отступать от своих принципов, а потому все без исключения кинофильмы содержат главную мысль, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, – сказал Роман Дорофеев.
Новые реалии
Более 50 кинофильмов было представлено для показов в Оренбурге. Практически все они – абсолютно новые работы, которые зритель при всём большом желании не найдёт на просторах Интернета, так как официальных премьер ещё не было. Все они были распределены по следующим категориям: «Международный конкурс», «Конкурс российских фильмов «Сплетённые параллели», «Конкурс фильмов короткого метра «Шаг». Понятно, что охватить всех их сразу в одной небольшой статье не получится, а потому мы остановимся лишь на тех из них, которые произвели неоднозначное впечатление.
Открывать череду кинособытий выпало фильму «История Акиты и Пальмы», который является совместным проектом России и Японии. Это международная адаптация уже вышедшего на широкие экраны фильма «Пальма», который в прошлом году шёл в кинотеатрах страны. В центре внимания оказывается немецкая овчарка Пальма, которую хозяин не смог взять с собой в командировку и оставил в аэропорту Внуково. Картина, как пишут многие информационные порталы, заслужила похвалы аудитории не только в России, но и в Японии. Причём сюжет, показанный в кинофильме, не имеет никакого отношения к реальной истории овчарки Пальмы, которая произошла ещё в 70-е годы прошлого века. Главным достоинством этого фильма являются разве что профессиональные актёры, хорошая операторская работа да трогательные глаза собаки и главного героя. Сценарий же и режиссура – то есть то, на чём держится любой уважающий себя фильм, – не выдерживают никакой критики. Однако на кинофестивале приветствуются режиссёры, которые делают свои первые шаги в кинематографе. Только этим можно объяснить наличие этой картины Александра Домогарова-младшего в фестивальном списке.
Режиссёрским дебютом стала картина «Отель» за авторством Александра Балуева. Она была заявлена в номинации «Сплетённые параллели», в которой участвуют исключительно российские киноленты. Фильм получился камерным – действие его разворачивается в заброшенном отеле, где молодая семейная пара встречает странного вида хозяина заведения и ведёт с ним беседы. Сюжет, начинающийся как классический фильм ужасов со всеми причитающимися стереотипами, в какой-то момент резко сворачивает в сторону психологической драмы. И хотя общая мысль картины ясна, нарочито книжная речь главных героев портит впечатление от просмотра. Да и сами актёры будто бы не совсем понимают, каких людей и с какой судьбой они играют. Быть может, всему виной отсутствие опыта в режиссуре?
– Для меня это первая режиссёрская работа. Я понимаю, что без ошибок не обошлось. Но тем не менее очень хотелось бы, чтобы зритель, посмотрев этот фильм, стал более чутким и внимательным по отношению к близким людям и не делал скоропалительных выводов, – рассказал актёр и режиссёр Александр Балуев.
Справедливости ради команда, работавшая над фильмом, была крайне малочисленна: те же актёры совмещали одновременно работу продюсеров, композиторов и многих других. Бюджет для начинающих режиссёров без соответствующей поддержки невелик и не даёт возможности нанять большое количество широкопрофильных специалистов.
С этой проблемой столкнулся и режиссёр Андрей Богатырёв, который снял свой фильм «Красный призрак» ещё семь лет назад, но из-за острой нехватки бюджета не смог обеспечить ему полноценный прокат в кинотеатрах.
– Вопрос финансирования сегодня вышел на первый план. Это очень печально, но собрать команду, снять материал, смонтировать его – это даже не половина дела. Последующее продвижение – головная боль всех режиссёров, которые только начинают путь в кино. Спонсоры предпочитают давать деньги лишь тем, у кого уже есть имя. Поэтому все поездки по питчингам и киноконкурсам нужны лишь затем, чтобы режиссёр приобрел какую-никакую известность, и то в узких кругах, – рассказывает Андрей Богатырёв.
Непростым временем для создателей кино назвала текущий период и актриса театра и кино, председатель жюри международного конкурса кинофестиваля Вера Сотникова.
– Авторское кино проигрывало и проигрывает прокатному в распространении. Зрителю гораздо проще просмотреть модную киноновинку, которая будет опубликована абсолютно на всех сервисах, да ещё и в кино её покажут. Но надо сказать, что киноиндустрия переживает новую проблему. В наше время с развитием технологий расцвели стриминговые сервисы, где все фильмы люди могут смотреть, причём зачастую бесплатно. Понятно, что сами создатели фильмов не получают с таких просмотров ни копейки. И если крупные киномагнаты могут себе позволить такую «благотворительность», то для начинающих режиссёров и малоизвестных, но талантливых ребят это становится началом конца, – говорит актриса.
Живое и нарисованное
Тем не менее надежда для любого начинающего режиссёра всегда есть. Творцы авторского кино тоже имеют определённую известность у публики. Так, в этом году на кинофестивале целый пласт работ был посвящён фильмам Ларса фон Триера. Эксцентричному режиссёру в этом году исполнилось 65 лет. Однако в Оренбурге показали его почти неизвестные работы, а скандальные фильмы остались за бортом.
Не меньший интерес публики вызвал и номинированный на лучшую зарубежную работу анимационный фильм «Криптополис» американских художников и сценаристов. Рисовка выполнена в нарочито небрежной манере, которая не имеет ничего общего с современными компьютерными технологиями. По словам программного директора фестиваля, это первый случай за всю историю кинофестиваля, когда в одной номинации с обычными фильмами оказывается анимационный.
– Мы решились на этот эксперимент, вдохновившись примером других кинофестивалей. В конце концов, каждый кинофестиваль – это своего рода эксперимент. Вот и мы в этом году подумали, а почему бы и нет? Тем более что «Криптополис», несмотря на всю фэнтезийность и сюрреализм происходящего, совершенно не детский мультфильм, он имеет рейтинг 18+, – сообщил Роман Дорофеев.
По итогам кинофестиваля лучшим фильмом признан «Эдем» режиссёра Агнеша Кочиша (Венгрия – Румыния). Среди российских фильмов главная награда досталась Андрею Богатырёву за фильм «Красный призрак». В конкурсе короткого метра «Шаг» победу одержал Орхан Абулов с фильмом «Ты здесь». Приз губернатора Оренбургской области «За лучший сценарий им. Алексея Саморядова» получили сценаристы Александр Цой и Евгений Гущин, авторы фильма «Когда она приходит».