Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
От «Аполло» до «Октября»
Татьяна Судоргина
27 августа отмечается День российского кино. Поэтому предлагаю перелистать некоторые страницы истории первых двух десятилетий существования одного из старейших кинотеатров Оренбурга.
«Имеет архитектурно-художественную ценность»
По мнению специалистов электротеатр «Аполло» был самым вместительным и самым роскошным в дореволюционном Оренбурге. Здание (в советское время – кинотеатр «Октябрь») сохранилось на улице Советской, д. 36. Молодым оренбуржцам оно известно как казино «Аврора» или ресторан «Панкратов».
Оренбургский архитектор Станислав Смирнов, повествуя об этом строении, пишет: «Здание получилось лёгкое и воздушное. Даже в наше время выглядит вполне современно. Главный фасад отличается изящной простотой и строгостью. Облицован мелкой глазурованной плиткой белого цвета.
Выразительность асимметричной композиции главного фасада создаётся ритмом вертикальных членений и горизонтальных глухих стеновых поверхностей. Между ними размещены разные по размерам и пропорциям окна и витражи.
Внизу находится главный вход, наверху – три изящных узких окна, над ними размещены инициалы «П.Ф.П.» (то есть Пётр Фёдорович Панкратов). Композицию главного фасада хорошо дополняет маленький изящный балкончик.
Выше балкончика помещена надпись «1914», указывающая год постройки здания. На главном фасаде применены типичные для модерна огромные витражи и окна. Очень украшают фасад яркие цветовые вставки из синих глазурованных плиток. Выше венчающего карниза размещены металлические решётки в виде вписанных друг в друга колец, поддерживаемых изогнутыми полосами. Такие же мотивы применены в ограждении балкона на главном фасаде.
К сожалению, в результате многочисленных реконструкций внутренняя галерея фойе, ведущая на балкон, была разобрана, и теперь балкон имеет чисто декоративное значение, из внутренних помещений на него попасть невозможно.
Здание бывшего кинотеатра «Аполло» является объектом культурного наследия регионального значения и имеет большую архитектурно-художественную ценность».
«Открытие грандиозного электротеатра»
К 1914 году кино не только вошло в быт россиян, но и стало выполнять общественные функции. Автор публикации в «Оренбургской газете» 110 лет назад утверждал: «Если чахотка, сифилис и другие болезни подтачивают физическое здоровье молодого поколения больших городов, то теперь новый бич – кинематограф, в корне убивает в детях те зачатки добра, которые стремятся привить семья и школа. Особенно опасным воспитательным фактором является кинематограф для пролетарских детей, родители которых не располагают необходимыми для нормального воспитания материальными и духовными средствами».
Далее предлагалось допускать детей школьного возраста в кинематографы только с родителями или вообще запретить им посещение киносеансов. Кроме того, открытие новых кинематографов, по мнению критика, должно следовать лишь с разрешения властей при гарантиях безопасности и «благоприятного хода дела».
В местных периодических изданиях на исходе весны 1914 года появилось сообщение: «Купцом П.Ф. Панкратовым на Николаевской улице (сейчас ул. Советская. – Т.С.) отстраивается новый кинематограф, который будет называться «Театр-Аполло».
Сентябрь 1914 года в губернском центре ознаменован появлением нового зрелищного заведения. «Оренбургская газета» писала: «Состоится открытие грандиозного роскошного театра «Аполло». Будет поставлена чудная боевая программа. «Роковое наследство» – захватывающая драма. «Проделки юного повесы» – комическая история. Готовится к постановке новый боевик».
«Изумительный боевик-шедевр»
Первая мировая война обозначила новый этап в развитии русского кинопроизводства – она освободила его от иностранной конкуренции. Появилось много антинемецких агиток и фарсов. Талантливый русский режиссёр Яков Протазанов создал киноверсию романа Л. Толстого «Война и мир».
Оренбуржцы с удовольствием заполняли залы кинотеатров «Аполло», «Кок», «Люкс», «Олимп», «Фурор». На экранах шли «лучшие картины текущего сезона»: «Наташа Ростова» в пяти больших частях и последний боевик из жизни знаменитой авантюристки «Сонька – золотая ручка».
Широко был разрекламирован фильм с участием певца Фёдора Шаляпина «Иван Грозный». Цена билетов:
20 – 30 копеек (для сравнения: килограмм говядины стоил тогда 30 – 35 копеек).
В электротеатре «Аполло» летом 1915 года газета «Оренбургская жизнь» приглашала на «грандиознейшую ленту мира «Под гипнозом миллионов» – в 20 отдельных эпизодах, вполне законченных… Все виды спорта, 20 крушений всех способов передвижения: аэропланов, дирижаблей, воздушных шаров, кораблей. Величайшая серия из жизни авантюристов. Главную роль исполняет знаменитая американская артистка Перль Витт».
Только два дня демонстрировался «изумительный боевик-шедевр «Братья Карамазовы, или Тёмная сила» – захватывающая потрясающая драма в 4 громадных частях». Тогда же рекламировался «колоссальнейший боевик этого и предыдущих сезонов – «Песнь торжествующей любви» в 4 частях с прологом И.С. Тургенева.
Чуть позже оренбургские любители кино смогли лицезреть «небывалый яркий шедевр», названный «Николай Ставрогин и Федька Канторин» – инсценировку романа Ф. Достоевского «Бесы».
«На изготовление подарков для фронтовиков»
Помещения кинотеатров и в мирное время постоянно использовались для проведения различных благотворительных мероприятий, а с началом военных действий они организовывались всё чаще и чаще.
Весной 1915 года в электротеатре «Аполло» только один день шёл «небывалый боевик мира «Гамлет» по бессмертной трагедии Шекспира в 5 колоссальных актах более 2.000 метров». Сбор от сеанса поступил «в пользу общества вспомоществования нуждающимся ученикам оренбургского реального училища».
Оренбургское отделение Татьянинского комитета (создан для оказания помощи беженцам и всем, пострадавшим от военных бедствий) организовало в кинематографах «Аполло», «Олимп», «Люкс» лотерею, чистый сбор от которой (около 10 тысяч рублей) направлен на «призрение стариков и детей беженцев».
Учащимися 1-й мужской гимназии в 1916 году в электротеатре «Аполло» проведена лотерея. Сбор направлен на изготовление пасхальных подарков для фронтовиков.
«Кинематографы реквизированы»
Февральская революция 1917 года сначала вызвала робкие попытки создания критикующих царский режим картин. В киноискусстве наблюдался пышный расцвет мистики и не только...
В электротеатре «Аполло» 7 ноября 1917 года зрители увидели «художественную драму в 5 больших частях «Слава борцам за свободу». Уже с 9 ноября любителей кино приглашали на «боевик сезона с участием знаменитой Веры Холодной «Почему так безумно люблю я». С 18 ноября они смотрели «всемирно колоссальный боевик» с участием Сары Бернар «Слёзы бедных матерей».
Газета «Известия Оренбургского губисполкома Советов рабочих. Крестьянских и казачьих депутатов» в апреле 1918 года напечатала сообщение о том, что «Советом городского хозяйства реквизированы все местные кинематографы «Аполло», «Люкс», «Фурор», «Чары». Для заведывания ими образована коллегия из служащих. При Совете учреждается особый центральный отдел, который будет вести как хозяйственный учёт, так и общее руководство».
В этом же номере на первой странице под заголовком «Программа картин электротеатров» публикуются информации о репертуаре пяти театров (кроме названных ещё «Кино-Палас»). В разгар Гражданской войны оренбургские зрители смотрели картины «Жизнь и страдания Иисуса Христа», «Венчал их Сатана».
«Изумляет и захватывает зрителя»
Декретом Совета Народных комиссаров РСФСР от 27 августа 1919 г. кинопромышленность, прокатные конторы и кинотеатры были национализированы и 105 лет назад переданы в распоряжение Народного комиссариата просвещения.
В шестистраничных номерах губернской оренбургской газеты «Смычка» в начале 20-х годов ХХ столетия крошечная рубрика «Куда пойти сегодня?» вмещала только названия кинотеатров и фильмов. Появлялась она редко, исчезая порой на месяц-полтора.
Но всё же удалось выяснить, что летом 1925 года на экраны «Апполо» вышли картины «Степан Халтурин», «Дитя цирка», «Два мужа», «Багдадский вор», «В горах Италии».
При такой скудости информации очень порадовала небольшая заметка о фильме «Багдадский вор»: «Картина, безусловно, ценная, хотя содержание её – инсценировка сказки Шехерезады и не удовлетворит рабочего зрителя.
Обращает внимание красочность, пышность постановки и глубина художественного выполнения. Каждая новая сцена изумляет и захватывает зрителя чем-нибудь новым: крылатый конь, летящий в облаках, волшебный канат, ковёр-самолёт…».
«Просмотр звукового кино назначен»
В 1929 году кинотеатр ещё упоминается как «Аполло». Газета «Оренбургская коммуна» в начале 1932 года известила: «В Оренбурге открывается звуковое кино, под которое переоборудуется помещение кино «Октябрь». Звуковое кино, имеющее громадные преимущества перед немым кино, открывает колоссальнейшие возможности действительного использования кино на службе социалистического строительства».
Вскоре оренбуржцев порадовали: «Кинокомбинат объявляет, что открывается звуковое кино (картина «Златые горы»). Общественный просмотр звукового кино назначен на 8 апреля 1932 года в 4 часа дня.
Приглашаются следующие организации, каковые должны выслать своих представителей с удостоверениями: Средволторг – 10 мест, Союзпромкорм – 10 мест, Союзкрупа – 15 мест, Союзмука – 15 мест, Горфо – 5 мест, Банк – 7 мест, музтехникум – 3 места, 3-й Кав-полк – 20 мест… Явка худполитсовету обязательна».
О чём же поведал первый звуковой фильм жителям Оренбурга? Один из кинокритиков того времени написал: «Показана судьба крестьянина, пришедшего на заработок в город и вовлечённого в революционное движение».
В колонке «Оренбургской коммуны», где публиковалась информация о репертуаре кинотеатров, можно было прочесть: «Опоздавшие к началу сеанса на пять минут зрители в зрительный зал допускаться не будут. Взятые билеты будут считаться недействительными». Затем появилось дополнение: «Внимание! На звуковое кино дети до 7 лет допускаться не будут».
Через три недели после демонстрации первого звукового художественного фильма, зазывая зрителей в кинотеатр «Октябрь», корреспондент газеты подчёркивал: «На звуковое кино цены снижены на 20%».
Вторая звуковая картина, с которой познакомились оренбургские зрители называлась «Снайпер», позднее шла музыкальная комедия с участием актёра Игоря Ильинского «Механический предатель».
Фото из альбома Оренбург. И.Храмов. 2022 год_Страница