Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Кофе с собой
Дарья Тишакова родилась в Оренбурге. Член Союза писателей России. Публиковалась во всероссийских альманахах «День поэзии - 2017», «День поэзии - 2018», на сайте «Росписатель», в газете «Литературная Россия», в региональных изданиях. Автор сборников стихотворений «Именем моим…» (2011), «Такое время» (2014), «Общество потребления» (2018), сборника рассказов «Портреты» (2021). Лауреат сайта «Росписатель» за 2020 год в номинации «Проза», Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка». Состоит в Оренбургском областном литературном объединении им. В.И. Даля. Работает журналистом ГТРК «Оренбург».
Последние несколько лет Оля жила под девизом надоедливой рекламы – «Предпринимай на всю голову». После того как практика в школе напрочь убила в ней всё желание работать по специальности – учителем, она решила податься в малый бизнес. Причём именно в «своё» дело. Как мама ни уговаривала её разделить с ней хлопоты продуктового магазинчика, Оля была непреклонна – «хочу своё». И точка. А точнее – сплошные запятые. Хоть мама и делилась с ней секретами мастерства, в каждом конкретном деле всплывали свои нюансы. Первым Олиным «малым бизнесом» был отдел распечатки в университете. Там ей просто однажды не продлили аренду. Другого «проходного» места поблизости не нашлось – и дело пришлось закрыть. Вторым предприятием был отдел белорусской косметики в торговом центре. И кто же знал, что через полгода рядом откроется крупный сетевой магазин бытовой химии и косметики. Все покупатели шли туда. Это дело Оля тоже закрыла, как только поняла, что на горизонте замаячили убытки.
И вот она сидела в подземном переходе в своей мини-кофейне «Адажио. Кофе с собой». Ждала претендентку на должность бариста. На часах было 10.00, но девушки ещё не было. Оля начинала нервничать, поскольку уже несколько дней работала на точке сама без подмены. Бариста Женя внезапно уволилась, объяснив, что переезжает в другой район и ей будет долго добираться, а Аня слегла с тяжёлым гриппом.
Найти нового сотрудника не всегда получается быстро. Точнее, это большая удача, когда новый человек приходит быстро и к тому же оказывается надёжным и опытным. Это даже немного фантастика.
На часах 10.10 – девушки не было. Оля ей не звонила – знала, что работодателю не стоит бегать за потенциальным работником. Из такого толку не будет потом. Вдруг раздался телефонный звонок. Однако это была не та соискательница и даже не новая.
– Оль, привет! Это Рита Кравцова! Узнала?
– О, привет! Конечно! Как дела?
– Да нормально всё. Слушай, тут у меня сестра двоюродная хочет у тебя интервью взять. Ты не против?
– Что? Какое интервью?
– Ну ты же взяла грант от администрации? Типа «Кофе для пенсионеров».
– Ох, взяла! На свою голову!
Оля огляделась вокруг: не слышит ли кто её. Прохожих пока было немного: утренний час пик уже схлынул. За кофе пока никто не шёл.
– Что так? Мало дали?
– Да нет, там всё нормально я просчитала. Они теперь отчётами замучили меня. И пенсионерки разные попадаются. Одна меня терроризирует: хочет пить кофе три раза в день бесплатно, а я ей объясняю, что только один раз в день бесплатно выдаю.
На другом конце раздался смех.
– Да не смешно уже!
– Ну короче, моя сестра поступила на журфак и хочет устроиться в журнал «Бизнес в городе». А там ей тестовое задание дали: написать про малых предпринимателей, которые гранты от администрации получили. И ты там была в списке!
– В чёрном списке, угу… – иронизировала девушка-бизнесмен.
– А сестра моя хоть и пишет хорошо, но с людьми, по-моему, вообще общаться не умеет. И поэтому я хочу к тебе обратиться: ты бы дала ей интервью… Ну, со скидкой на её застенчивость. А то другие нагрубить могут. Жалко девчонку.
– Ну когда-нибудь где-нибудь её всё равно «нагрубят»…
– Эх, наверно… Но зато у неё уже будет хорошая публикация в экономическом журнале.
– Ну хорошо, уговорила. Завтра я весь день на месте буду. Пусть в любое время подходит.
– Хорошо. Пока!
Между тем в подземный переход под ручку спустились две пожилые женщины.
– Ваши пенсионные удостоверения, пожалуйста. Мне надо записать ваши фамилии. Для отчётности…
– Может, ещё и подпись надо?!
– Совершенно верно. Надо. К сожалению, таковы требования гранта. Вот – веду учёт всех посетителей по гранту.
– Ооооой, – заохала одна из бабушек. – Всё как всегда! Вот вы лучше скажите, почему в подземелье сидите тут! Все ноги переломаешь, пока к вам спустишься!
Оля почувствовала надвигающийся скандал. Она не ожидала, что одним из неприятных последствий гранта станут частые придирки пенсионеров.
– Здесь аренда гораздо дешевле. На отдельный киоск у меня денег не было.
– А ты вот лучше попроси этот – как его? Грант! На то, чтобы тебя на свет божий вынули! Что ж на это-то денег не попросила?
Оля протянула им картонные чашки и ничего не стала отвечать. Если не отвечать, можно обойтись и без перепалки.
Прошли ещё сутки. Устраиваться на работу никто не приходил. Оля хотела не выходить в кофейню, а поехать к поставщикам, но этот день был пятницей, а это значило, что прибыль будет нормальной. Вот в выходные можно не выходить: люди будут больше пить кофе дома, чем по пути на работу. Оля готовила уже примерно двадцатый латте, когда к ней подошла весьма юная пухленькая девушка, больше похожая на ребёнка.
– Здравствуйте, а это Вы Ольга Владимировна?
Оля удивилась, что её назвали по имени-отчеству.
– Да, я. Вы по поводу работы? – Оля ликовала внутри, но не подавала виду внешне.
– Я Вика, сестра Риты, хочу про Вас статью написать.
– А, точно! – Оля накануне долго составляла список закупок и совсем забыла тот разговор.
«Ну вот, – подумала она, – а если бы не вышла сегодня, упустила бы свой шанс стать «звездой»… Надо ей что-то рассказать, раз пообещала».
– Идём, заходи. – Хозяйка кофейни запустила девушку внутрь маленького помещения и закрыла окно выдачи заказов. Прохожие их не видели из-за вывески «Закрыто».
– Тебе какой кофе сварить? – спросила Оля.
– Можно капучино без сахара?
– Можно, – кивнула Оля, догадываясь, что «без сахара» – из-за полноты.
Девушка тем временем основательно располагалась: положила на столик телефон с включённым диктофоном, достала увесистый блокнот и ручку.
– Я тут несколько вопросов подготовила... – робко начала Вика.
– Хорошо. Задавай.
– Как у Вас возникла идея этого гранта? Почему именно кофе для пенсионеров?
– Сначала я услышала об этом конкурсе. Захотела поучаствовать. И как-то вспомнился мой дедушка, который очень любил кофе пить по утрам. Дедушки давно нет, а кофе люди так и пьют... Я и сама люблю кофе. Видимо, поэтому и открыла такую точку.
– Это был следующий вопрос – почему открыли кофейню? – немного растерялась Вика.
Оля тоже немного растерялась.
– Ну вот. Я уже на него ответила... – Она ожидала каких-то более каверзных вопросов, с подвохом, которыми так славятся многие журналисты.
– Легко ли вести свой бизнес?
– Нет, не легко. – У Оли перед глазами пронеслось в этот момент всё: хамство поставщиков и клиентов, закрытие и открытие счетов, перетаскивание мебели... – Это требует тебя почти всего. Полностью отдавать себя работе. Хотя, впрочем, это на любой работе сейчас, наверное, так...
Девушка замолчала, понимая, что всего, всей поднаготной-то не расскажешь. Вика задавала ещё много всяких поверхностных, по мнению Оли, вопросов. Интервьюируемая что-то отвечала. И чем дольше она отвечала, тем больше не понимала, зачем это всё? Кому это надо?
Но их разговор был прерван громким стуком в окно выдачи.
– Олька! Ну-ка открывай! Чего закрылась?! Я знаю, что ты тут!
Хозяйка «заведения» закатила глаза.
– Про это писать не надо, – сказала она шёпотом Вике, предвидя вопрос. – Это Тамара Петровна, мой постоянный клиент. Проблема в том, что в условиях гранта я прописала не больше одной чашки кофе в день в одни руки, а эта бабуля хочет несколько раз в день пить кофе бесплатно...
Оля открыла окно.
– Здравствуйте, Тамара Петровна! У меня перерыв. Ко мне журналист пришёл.
– Журналист?.. – Старушка с недоверием посмотрела на юную Вику. – Эт ты чего ж, Олька, несколько чашек бабушкам сделала – и уже журналистов позвала?! Вот зазнайка!
– Тамара Петровна, Вам сегодня какой кофе?
– ЛаттЕ без кофеина! – пенсионерка делала ударение на последнюю гласную. – Как будто ты не знаешь!
– Хорошо, сейчас будет.
Вика стала собираться: все свои вопросы она уже задала.
– Извините, а можно Вас сфотографировать? – спросила она у бабушки.
– Чего?!
– Сфотографировать Вас. Что Вы сюда за кофе приходите. Мне для журнала надо.
Оля поняла, что буря сегодня всё-таки разразится...
– Вот понимаешь, она мне никогда второй чашки не нальёт! Ей что, этого своего пойла жалко?! Так и напиши! Жа-ди-на! Нужно больше кофе для пенсионеров! Мы и так жизнь тяжелую прожили! Не заслужили разве? А тут – на тебе одну чашку. Ещё и распишись за неё! Вот сделает мне вторую бесплатно, тогда подумаю о фотографии твоей!
– Тамара Петровна, ради такого дела три сделаю, хорошо?
– Вот! Продажная! Ради выгоды всё готова!
Оля молча варила кофе, зная, что лучше не реагировать. Молчала и Вика, не ожидавшая такой реакции. Тамаре Петровне вручили три картонные чашки на подставке, та сфотографировалась:
– Ну вот! Другое дело! Вечером в микроволновке запасные погрею!
А Оля вечером закрыла отдел и сварила кофе себе. Она стала часто так делать после рабочего дня: варить слабый кофе и не спеша пить его в одиночку, обдумывая события прошедшего дня. Торопиться домой ей было незачем: жила отдельно от родителей, личная жизнь не складывалась. Парни встречались либо безработные – которые сразу строили планы, как будут тратить Олины деньги, либо такие, которым её «бизнесы» были совсем не нужны, а Оля была нужна для чёткого выполнения женских функций жены, матери, домохозяйки. Но она без своей работы не могла. А потому сидела и пила свой кофе в одиночку. Думала: правильно ли она ответила на вопросы. Не наболтала ли лишнего? На закроют ли, не потребуют ли назад грант после Викиной статьи?…
Через неделю снова позвонила Рита Кравцова.
– Оля, привет! Статья о тебе вышла! Вообще огонь!
– Мне уже страшно…
– Да нет, всё хорошо. Мы тут в офисе с коллегами читаем. Все своих бабушек и дедушек к тебе хотят привести! Сегодня Вика занесёт тебе номер. Спасибо, что помогла ей.
– Да ничем вроде и не помогла особо. Пусть приходит!
И через час, во время очередной Олиной запарки, среди пешеходов, спустившихся в переход, показалась Вика.
– Ольга, здравствуйте! Я принесла Вам журнал.
– Ой, спасибо. Положи здесь, на прилавок.
Она взяла его в руки. Красивый, глянцевый, яркий... Хотела тут же полистать. Но за кофе была очередь, и журнал пришлось отложить.
– Ещё я тут кое-что сделала… Вы не будете против? – спросила Вика.
– Что сделала?
– Рассказала в своей группе в универе, что у Вас есть вакансия. Две девочки сегодня хотят прийти попробовать.
– А, ну хорошо. Пусть приходят. Спасибо тебе!
Когда схлынула очередь, Оля закрыла отдел, чтобы никто не беспокоил, начала варить себе кофе и параллельно искала статью. На крупном фото почти во всю страницу была она сама: с малиновыми губами и довольным видом протягивающая чашку кофе. Оля пробежала по строкам. Глаз выхватил отдельные фразы: «успешно реализует грант», «с опытом в разных сферах бизнеса», «социально ориентированный бизнес», «оригинальная идея»… Целый разворот – про неё и её кофе в переходе! В глянцевом толстом журнале! На второй странице фото: она и Тамара Петровна со стаканчиком. Обе счастливые и улыбающиеся. Как лучшие подруги…
Оля села, закрыла лицо руками и заплакала. Она так устала. Так нелегко ей дался этот месяц. Да и вообще ничего не давалось ей легко. И откуда она могла знать, что успех в бизнесе приходит не в виде большой выручки или инвестиций, не как приглашения на форумы и мастер-классы. А как-то случайно – через робкую девушку с журфака.