Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Тоска небывалой весны
Так случилось, что август нынешнего, 2021 года стал месяцем скорбных юбилеев поэтов так называемого Серебряного века. 7-го исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Блока, 27-го – сотая годовщина расстрела Николая Гумилёва. А 31 августа исполнится ровно 80 лет, как трагически ушла из жизни Марина Цветаева.
Ореол Серебряного века создавали разные писатели – и по таланту, и по своим творческим принципам. Но самой крупной, самой авторитетной фигурой в этой плеяде художников слова был Александр Александрович Блок. В лучших своих произведениях он явился достойным продолжателем традиций русской классической поэзии и по художественной выразительности, искренности лирического переживания и силе поэтической мысли вплотную приблизился к Пушкину, Лермонтову и Некрасову.
Поэзия Блока – одна из самых больших радостей моей жизни. Многие его стихи возвращают меня в студенческую юность, дарят свойственное атмосфере шестидесятых годов прошлого века ощущение лёгкости, окрылённости, искренности и того, что Баратынский назвал возвратом нежности. Ранней весной 1963 года в читальном зале областной библиотеки им. Н.К. Крупской мне в руки попал объёмистый том стихов Блока, о котором я знал понаслышке. Я зачитался и не заметил, как опустел читальный зал. Потом долго бродил по городу и во мне волшебной музыкой звенели и переливались строки:
Ветер принёс издалека
Песни весенней намёк.
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Окружающий мир изменился, многое стало восприниматься через призму завораживающей поэзии Блока. Стало вдруг ясно, что среди серости и пошлости обыденной жизни всегда можно разглядеть «и берег очарованный, и очарованную даль» и сохранить незапятнанной истинную мечту и чистоту помыслов. Когда я думаю о том незабываемом времени, мне вспоминаются блоковские строки: «горит мне лучом отдалённым тоска небывалой весны…». Стихи Блока были созвучны романтике моих юных лет, в них я находил то, что приходится переживать каждому из нас «на заре туманной юности»:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив…
Блок был непревзойдённым певцом вечной женственности, наверное, никто из русских поэтов до и после него не воспел с таким мастерством и изяществом женскую красоту. Своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме – Любови Дмитриевне Менделеевой – он посвятил более 800 юношеских стихотворений. Но вершины своего мастерства, как певец любви и красоты, Блок достиг в более зрелом возрасте. Особенно это проявилось в стихотворении «Незнакомка», принёсшем автору необычайную популярность. Тот, кто хоть раз услышал или прочёл его, не может забыть медлительных и певучих ритмов, чётких и зримых образов:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Магическая сила стихов Блока в том, что в них слились воедино поэзия, музыка и мысль, неслучайно его строки о любви сравнивали с колдовством. Достаточно прочесть одно четверостишие, чтобы убедиться в этом:
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Анна Ахматова писала о Лермонтове, что слово слушалось его, как змея заклинателя. Блоку так же беспрекословно подчинялись звуки. Его стихией были гласные. В одной строфе мы слышим длительное непрерывное «а»:
Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась
И, должно быть, навеки ушла.
В другой доминирующей является буква «е»:
Что ж, пора приниматься за дело,
За старинное дело своё. –
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твоё?
Здесь мы совершенно не видим «швов», то есть того, что называется техникой стиха; всё органично, тонко, неназойливо.
Говорят: чтобы понять творчество поэта, нужно побывать на его родине. Блок родился в Петербурге, но большую часть жизни прожил в подмосковном Шахматове. Судьба мне подарила возможность побывать в этом благословенном месте, где были написаны «Стихи о России» – гордость поэзии XX века.
В 1978 году я в течение двух месяцев учился на высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске Московской области. Это около часа езды от Москвы на электричке до станции Подсолнечная. Здесь сходил и Блок, чтобы далее вёрст 15 ехать на лошадях в Шахматово. Туда мы и отправились с моим столичным другом в одно из майских воскресений.
Изумительно красивы подмосковные места цветущей весной! Был ослепительный солнечный день, ярко блестела молодая листва высокоствольных берёз, коврами стелились вдоль дорог жёлтые цветы одуванчиков. В памяти всплывали восторженные блоковские строки:
О весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Конечной остановкой автобуса было село Тараканово, от которого до Шахматова около трёх километров ходьбы. Сначала мы решили посмотреть на старинную церковь, где венчались Блок и Любовь Дмитриевна Менделеева. Как и тысячи других по России, церковь оказалась заброшенной, от времени она вросла в землю. Дорожкой, проторенной туристами, мы отправились в Шахматово. Всё вокруг было узнаваемо. Вот три берёзы, ещё при жизни поэта обозначавшие границы шахматовских владений. А вот и место, где была усадьба:
Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,
Старый дом глянетв сердце моё…
Нет, не глянул на нас старый шахматовский дом! Тетя поэта М.А. Бекетова писала, что люди, взявшиеся его охранять в смутное революционное время, потихоньку его растаскивали, а потом, чтобы скрыть следы воровства, сожгли дом вместе с уникальной библиотекой. Кое-где из земли выступали остатки фундамента. Место, где стоял дом, сторожил старый тополь, который помнил поэта. А вокруг буйно разрослась сирень, поднялись заросли шиповника.
С возвышения, где размещалась усадьба, открываются многовёрстные дали, темнеют избы далёких деревень, зубчатой стеной простираются леса. Так вот она какая, блоковская Россия! Вот где рождалась «жгучая, смертная связь» поэта с родиной, которая навеки воплотилась в его гениальных стихах:
И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костёр в лугу далёком…
Мы провели в несуществующей усадьбе целый день. Бродили по окрестностям, читали стихи Блока у сохранившегося с его времён огромного валуна. Спускались к реке Лутосне и долго лежали на её невысоком берегу, провожая взглядом лебединые стаи облаков. О чём тогда думалось? Два года оставалось до столетнего юбилея Блока. Общественность поднимала вопрос о восстановлении шахматовской усадьбы. Время от времени появлялись обнадёживающие обещания чиновников от культуры. Но ничего тогда не было сделано. Лишь в начале 2000-х годов с великими трудами был восстановлен главный усадебный дом, а в 2016 году реставрирована церковь в селе Тараканово.
Последний раз Блок посетил Шахматово летом 1916 года перед отъездом в действующую армию. Годы революции и Гражданской войны – последние в своей жизни – он провёл в Петербурге. Зимой 1918 года о Блоке вновь заговорили. Он призвал «всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушать революцию» и написал знаменитую поэму «Двенадцать», над разгадкой которой учёные умы бьются до сих пор. Одни прочли в ней злую сатиру на революцию, другие – славу ей. Поэмой одинаково зачитывались и красные, и белые.
Блок воспринял революцию как обещание всемирного братства. Он ненавидел прогнивший самодержавный строй, его чванливое и продажное чиновничество. Но он ужаснулся, когда кабинеты царских чиновников стали прибежищем булгаковских шариковых. Это к ним были обращены слова Блока, сказанные 10 февраля 1921 года в 84-ю годовщину смерти Пушкина: «Пускай же остерегутся … те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на её тайную свободу и препятствуя ей выполнять её таинственное назначение».
После «Двенадцати» Блок почти не писал стихов. Тяготы и лишения послереволюционных лет не миновали и его. Как свидетельствовали современники, поэт до минимума сократил свои потребности, отравлял себя популярным ядом тех дней – сахарином, выносил на продажу свои книги. С необходимостью заработать было связано и проведение литературных вечеров Блока. На последнем из них присутствовал Маяковский, писавший: «Я слушал его в мае этого года в Москве. В полупустом зале, молчавшем кладбищем, он тихо и грустно читал старые строки о цыганском пении, о любви, о прекрасной даме, – дальше дороги не было. Дальше смерть. И она пришла». Маяковский неслучайно подчеркнул – «старые строки», давая понять, что новому времени были нужны новые стихи. Но когда это время «маршей и лозунгов» прошло, люди опять потянулись к истинному песенному слову. И вспомнили о Блоке, чтобы уже никогда не забывать о нём.