Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Вера как энергия, добро как смысл
Инна Томилина
Буддизм… Одна из официально признанных конфессий России. Самая загадочная и экзотическая для жителей Южного Урала. Но привычная и распространённая в Бурятии, Калмыкии, Республике Тыва, Иркутской области. Взять интервью у ламы – моя давняя мечта. В этом году она сбылась. Мне удалось побывать в составе этноэкспедиции Гильдии межэтнической журналистики в Усть-Ордынском дацане «Тубдэн Даржелин», название которого с тибетского переводится как «Земля Возрождения». И настоятель храма согласился на встречу.
«Ширээтэ лама, Батуев Зоригто Баирович, +7-914-932-99-…» Так просто? Набрать номер и договориться о встрече может любой желающий? Даже не верится. Но табличка на одной из юрт на территории дацана заявляет об открытости и доступности настоятеля. Попробуем? Приятный голос предлагает подождать несколько минут. Занят? Нет желания общаться? Устал? До закрытия оставалось минут 30… Все сомнения рассеялись, как только мы увидели Зоригто-ламу.
Лама – религиозный учитель, в буддизме он не только делится своим знанием – он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передаёт другим.
– Добро пожаловать в мой дом, – произнёс молодой спортивный юноша с белозубой улыбкой. – Извините, что заставил вас ждать, хозяйственные дела тоже часть нашей жизни.
Необычная для настоятеля внешность – не единственное, что вызвало удивление. Юрта, в которую мы зашли, выглядела более чем аскетично. Стол, стул, несколько сундуков, два дивана (для женщин и для мужчин).
– Здесь я живу и принимаю прихожан. Предлагаю разместиться там, где Вам удобно, вне зависимости от правил нашей религии, – продолжал гостеприимный лама.
На стенах – иллюстрации Будды, грамоты об общественной работе дацана в Иркутской области и фотография маленького Зоригто с мамой. Уловив мой взгляд на портрет, он прокомментировал:
– Мамы уже нет с нами. Но она ещё в детстве поддержала мою любовь к религии. Я родился в небольшом селе Баян-гол Хоринского района Республики Бурятия. С ранних лет меня привлекал буддизм, я искренне и долго ежедневно молился наравне со взрослыми. В 15 лет, после 9-го класса, родители увезли меня в монастырь. Я поступил в Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» Иволгинского дацана. С тех пор и начался мой, так скажем, профессиональный путь, – лама улыбнулся.
– А как он продолжился? И через что Вы прошли до назначения в Усть-Ордынский дацан?
– В 2000 году, ещё на пятом курсе, я уехал учиться в Южную Индию. Меня направили в высший Буддийский университет «Дрепунг Гоманг». Именно там мне удалось защитить звание кандидата буддийской философии. Вернулся на родину в Иркутский дацан уже преподавателем. В 2015 году приехал сюда в качестве настоятеля.
– Вы первый настоятель этого дацана?
– Нет. Сам дацан существует с 90-х годов XX века. Но это великолепие, которое вы видите сегодня, появилось в 2011 году. Благодаря помощи меценатов был построен великолепный Цогчен дуган. К тому времени в штате было шесть лам, включая настоятеля. Я возглавил его в апреле 2015 года и стал уже третьим по счёту настоятелем.
– Что за это время изменилось и как прошли эти семь лет для Вас?
– Когда я пришёл сюда работать, мне пришлось многое поменять. На тот момент всё требовало изменений: от экономической составляющей – хозяйство дацана, внутреннее убранство и утепление дугана (храма) до правил и порядков проведения молебнов. Нужен был материальный источник для нормальной жизни, работы и ремонта. Мы сразу решили построить трапезную. Её могут посещать все желающие – как прихожане, так и все жители и гости посёлка. В меню традиционные местные блюда: буузы, бухлер, хушур, боовы, ногоон сай. Благодаря этому небольшому доходу мы теперь можем решать финансовые проблемы храма. Сейчас пытаемся развить лавку буддистских сувениров, но пока не очень успешно… Товар привезти последние несколько лет из Индии и Тибета практически невозможно. Сейчас у нас на территории идёт возведение большой Ступы Просветления «Жанчуб Чоден». Скоро её освещение и открытие. Это одна из восьми великих ступ, в которой заложены и освящены буддистские реликвии и трактаты, статуи Будд, благовония и другие религиозные атрибуты.
Ступа – буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме. Первоначально представляла собой реликварий, затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события. Символизирует просветлённый ум Будды, благость и гармонию.
– Как Вы относитесь к тем прихожанам, которые не знают буддизма и правил посещения дацана?
– С уважением. Наша религия открыта для всех желающих. Чтобы легче было узнать правила посещения дацана, можно просто прочитать текст на стендах. На них также мы описываем необходимые ритуалы и традиции храма. Основными являются смыслы. Буддизм – это благая мотивация, настрой на добрые помыслы, наслаждение в созерцании. Если помнить об этом при выполнении каждого ритуала или практики по три раза справа-налево по пути движения солнца, то неосознанно каждый человек уже будет напитан энергией намоленного места. Покрутите ли вы хурдэ, зажжёте ли зулу, обойдёте ли ступу.
Хурдэ – молитвенный барабан. Это цилиндр или валик на оси, содержащий свитки миллионов мантр. Обычно в дацане их четыре, как стороны света. В тибетском буддизме молитвенные барабаны принято крутить, чтобы сочетать физическую активность человека с духовным содержанием молитв.
– В Усть-Ордынском Бурятском округе, насколько нам известно, в основном живут шаманисты – приверженцы традиционной бурятской веры. Как Вы относитесь к этому?
– Согласен, наш дацан находится в необычном для буддизма месте. Исторически сложилось так, что буряты разделены территориально: часть народа живет в Забайкалье, часть – в Бурятии, часть – в Иркутской области. На территории Приангарья буддизм на самом деле развивался в меньшей степени, чем в Бурятии или Забайкалье. А в годы СССР его здесь практически не было. Нашу религию советская власть старалась вычеркнуть из жизни: храмы были разрушены, реликвии уничтожены, ламы репрессированы и расстреляны. На деле от буддизма остались только традиционные имена. Стоит отметить ещё один нюанс: многочисленные бурятские районы раскиданы по муниципалитетам так, что зачастую существуют автономно, в отрыве от региональных центров культуры и столиц. Люди разговаривают на множестве диалектов, иногда даже не понимая язык соседей, молятся разным богам, о которых им рассказывают шаманы, соблюдают обычаи, которые приняты на их территории.
Когда я заступил на должность настоятеля, самым большим удивлением для меня был тот факт, что многие жители заходили на территорию дацана и искали здесь шаманов. Это тоже реальность… Сейчас ситуация, конечно, изменилась. Уже есть постоянные прихожане, есть те, кто приезжает из других городов и областей России. Но к шаманизму буддизм не относится враждебно. Наоборот. Зачастую обряды, проводимые шаманами, есть и у лам. Более того, мы ведём совместную просветительскую и культурную работу. Шаманы – частые гости нашего храма.
Что касается распространения буддизма, мы твёрдо убеждены в том, что его главная цель в России – воссоединение бурятского народа. Именно этой мыслью горю и я, занимаясь распространением учения Будды народу: чтобы выжить и продолжаться на этой земле, нужно воссоединение. Я уверен: вера способна объединять поколения.
– У вас большой штат сотрудников?
– Нас четверо. Я имею в виду лам. Астролог, целитель, философ, настоятель. Мы принимаем прихожан, следим за хозяйством, безопасностью храма, ежедневно служим хурал. Утром – по очереди, в обед – все вместе.
– Много времени занимает беседа с желающими пообщаться с ламой?
– Трудно определить конкретное количество времени, которое может потратить лама на запрос. Иногда хватает 15 минут, иногда – мало нескольких часов. Кого-то интересует гороскоп на ближайшее время, кто-то приходит за ответом на сложные жизненные вопросы, иногда пытаются излечить не только душу, но и тело. Все сугубо индивидуально. Мы не можем отпустить человека, пока он не получит успокоения от общения с нами.
Хурал – молебен в буддийских храмах (дацанах). Различают малые и большие хуралы. Они читаются традиционно на тибетском языке. Люди любой национальности и любого вероисповедания, не только буддисты, могут посещать буддийские молебны (хуралы).
– Вы относительно молодой лама. Как Вам удаётся выстроить отношения со взрослыми прихожанами, более старшими ламами?
– Я считаю, что лама – это могущественный наставник, а я – ученик Будды. (Философский ответ, согласитесь.)
– В православии прихожане могут помогать священникам на постоянной основе. Церковь даже призывает служить храму. Это проявляется в уборке прихода, выпечке просфор, клиросном послушании и не только. У вас есть что-то подобное?
– (Задумывается.) Наверное, нет. У нас есть ещё один вольнонаёмный прихожанин, который следит за чистотой территории, за лампадным домиком, за наличием зулы. Но он за это получает «зарплату». Это деньги, которые перечисляют гости дацана за лампадки. Сколько? Мы не знаем. Это добровольное решение каждого, кто зажигает зулу.
Зула – масляная лампадка, одно из основных буддистских подношений. Ритуальный огонь символизирует свет, рассеивающий тьму невежества, освещающий путь к просветлению, устраняет все препятствия и помогает идти вперёд. Подношение зуле делается за благополучие живых (себя, друзей, родных) и за благополучие усопших (обретение благого перерождения в будущей жизни).
– Что самое сложное в Вашей работе?
– (Пауза.) Самое сложное – сохранять религиозные принципы и нравственные правила. Они строже для ламы. Ведь ты – пример для других, ты не имеешь права подорвать веру в буддизм.
– Но ведь Вы тоже живой человек. Как у Вас складывается личная жизнь? У Вас есть семья?
– Мой папа ещё жив. Он очень религиозный человек. Мной он очень гордится, но уже воспринимает больше как ламу, а не как сына. Я живу здесь в юрте на территории дацана один. Моя семья – Будда, ламы, прихожане.
– А есть у Вас увлечения или хобби вне религии?
– (Улыбается.) Я люблю футбол и борьбу. Люблю сам заниматься этими видами спорта и болеть за участников соревнований тоже нравится. Не часто получается, конечно, один – два раза в неделю.
– Буддизм – это философская религия. В чём для Вас философия жизненных смыслов?
– Вера как энергия… Добро как смысл…
– Спасибо, Зоригто-лама, за целых полтора часа Вашего времени и интересный рассказ о себе и о буддизме.