Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Преображение и Успение
Константин Копылов
В августе отмечается 84 православных церковных праздника. Церковный календарь информирует о христианских праздниках, посвящённых знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы Девы Марии, постах и днях памяти различных святых. О некоторых из них читателям «ВО» рассказал проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
Пост в августе
Летний многодневный пост, установленный в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это самый короткий пост. Он длится две недели (14 дней). Ежегодно начинается 14 августа и заканчивается 27 августа.
Народное название Успенского поста – «Спасовка». На период этого поста приходится два праздника – Происхождение честных древ Животворящего Креста (14 августа) и Преображение Господне (19 августа), которые именуются Медовым и Яблочным Спасами.
– Успенский пост предшествует празднику Успения Пресвятой Богородицы. Его суть – подготовить себя к этому торжеству. Во время поста люди соблюдают воздержание от некоторых видов пищи, ограничивают себя в досуге и повседневных делах. Посвящая себя посту, молитве и покаянию, человек подражает образу жизни Божьей Матери и просит её заступничества. Это позволяет достичь духовной и телесной чистоты, чтобы в таком состоянии встретить один из 12 главных православных праздников – Успение. Об Успенском посте было известно ещё с V века, когда существовало по одному посту на каждый период года. Он приходился на конец августа, однако считался осенним. Изначально он был предназначен для людей, которые не могли поститься в Великий пост. Тогда они держали воздержание начиная с воскресенья через неделю после Троицы до Успения. На рубеже X и XI веков этот период сократили до праздника апостолов Петра и Павла. Окончательно двухнедельный Успенский пост был утверждён в 1166 году на Константинопольском Соборе. Успенский пост подразумевает ограничение в некоторых видах пищи, что способствует самовоспитанию и развитию силы воли. Кроме этого, пост включает ограничения в повседневной деятельности, которые могут навредить духовной чистоте и привести в состояние греховности. В первую очередь необходимо обратить внимание на взаимоотношения с членами семьи и окружающими людьми. Пост – это лучшее время покаяться в своих поступках и примириться с теми, с кем были в ссоре, – поясняет проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии отец Алексей (Колыванов).
Яблочный Спас
В 2021 году отмечается 19 августа. Это один из 12 великих православных праздников. Он посвящён воспоминаниям о преображении Иисуса Христа перед тремя своими учениками во время молитвы на горе Фавор. В народе этот день называют Яблочным, или Вторым Спасом.
– Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвящённые Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвящённые Божией Матери). Преображение –
Господский праздник. События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа – Пётр, Иаков и Иоанн – увидели, как Учитель преобразился. По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2), – рассказывает проректор по учебной работе Оренбургской духовной семинарии.
На Руси этот праздник получил народное название Яблочный Спас. Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растёт, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».
– Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). Спаситель взял с собой трёх учеников –
Петра, Иакова и Иоанна – и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их – Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Пётр, поражённый величием Господа, воскликнул: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» (Мк 9:9), – продолжает отец Алексей (Колыванов).
Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.
– Преображение Господне – икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы, – отец Алексей (Колыванов).
Праздничные богослужения совершаются накануне вечером, обычно в 17.00, и в сам день праздника, утром –Божественная литургия, после которой совершается освящение плодов, принесённых верующими. Крест выносится 14 августа, это так называемый в народе Медовый Спас. Священнослужители облачаются в одежду белого цвета, который символизирует Божий свет.
По народным традициям в этот день хозяйки сушат яблоки, готовят из них варенье и компоты на зиму, пекут пироги. 19 августа люди начинают собирать урожай винограда, гороха. В этот праздник принято чтить память умерших родственников. После богослужения люди приносят на кладбище освящённые яблоки и кладут их на могилы. На Руси в этот день встречали осень. Люди выходили в поле и с закатом провожали лето. Успенский пост является самым коротким постом. Он длится две недели, однако по своей строгости приравнивается к Великому посту. Он приходится на конец лета, когда на столах в изобилии присутствуют орехи, овощи, фрукты, зелень. Это позволит питаться разнообразно, вкусно, получая при этом необходимые витамины и питательные элементы в полном объёме. Успенский пост не требует тщательной подготовки, однако для людей, которые постятся впервые или тяжело переносят гастрономические ограничения, лучше придерживаться некоторых правил.
Успение Богородицы
В православной церкви праздник отмечается 28 августа. Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы. Название праздника – Успение – отражает христианское отношение к смерти. Смерть – не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни.
– Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви. Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время её земной кончины. Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего ей великую радость –
что ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа её оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась. Ведь её ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь. Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы. Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окружённый множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести её в рай. Тело же её апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и её наречённый супруг, праведный Иосиф, – рассказывает отец Алексей (Колыванов).
На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с ним и старается следовать его заповедям.