Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Моряки степного края
Константин Копылов
В минувшее воскресенье все, кто причастен к морскому делу, отмечали День Военно-морского флота. Оренбург тоже не остался в стороне, по центральным улицам прошёл торжественный марш моряков. А накануне праздника корреспондент «ВО» побеседовал с председателем Оренбургской региональной общественной организации «Оренбургское морское собрание» Юрием Любиным и членом коллегии Оренбургского морского собрания Владимиром Питецким.
Заболевший морем
Юрий Любин возглавляет общественную организацию, которая объединяет в своём составе порядка 900 оренбуржцев, прослуживших в рядах Военно-морского флота, речного и торгового флотов СССР и России. Всё его детство пришлось на военные годы. Будучи мальчишкой, мечтал о морских просторах. А повзрослев, Юрий Любин свою детскую мечту смог воплотить в реальность. Он стал старшим лейтенантом и 23 года посвятил морю.
– Наша организация создана в 2006 году и существует 13 лет. Мы помогаем ребятам, которые только отслужили в Вооружённых силах, освоиться в гражданской жизни. Наша организация объединяет матросов, старшин, сержантов, капитанов первого ранга и других. А это около 900 человек разного возраста. Ядром нашей организации является коллегия, мы её назвали в память о морской коллегии, которую создал император Пётр I. Мы коллегиально занимаемся решением возникающих вопросов нашей организации. В свою очередь мы являемся структурной организацией Российского морского собрания.
Кроме этого, мы занимаемся воспитанием подрастающего поколения. У нас действует детский военно-морской клуб «Юнга», в котором занимаются как юноши, так и девушки. Есть среди наших воспитанников и те, кто учится в военных учебных заведениях. Так, в Астраханском мореходном училище сейчас обучается Рауля Айтуганова, а в Черноморском высшем морском училище в Севастополе учится Юрий Лемясов.
Мы не являемся закрытым собранием, а наоборот, тесно сотрудничаем с морскими собраниями других городов – Екатеринбург, Уфа, Севастополь, Тула, Орское морское кумпанство. Очень тесные связи у нас налажены с Севастопольским морским собранием. Наша делегация принимала участие в юбилейных мероприятиях Севастопольского морского собрания, – начал свой рассказ Юрий Андреевич.
Судьба не сразу привела его к морю, прежде ему пришлось отслужить в других родах войск. А любовь к морю привита была ещё с детства, когда он в Оренбурге проходил обучение в морском клубе.
– Тогда у нас на Урале стоял бронекатер, он был участником Сталинградской битвы. Как только начинался разлив на Урале, все ребята, которые занимались в морском клубе, садились на него и уходили вверх по Уралу. Это была для нас практика. Тогда были сильные разливы на Урале, особенно большим был в 1957 году. Когда вода поднялась на 13 метров, затопила прибрежные дома особенно в Кузнечном. Мы вместе с ребятами постарше ходили на шлюпках спасать людей.
Он был единственным сыном в семье, к тому же отец погиб на фронте, поэтому, когда стал вопрос о поступлении в морское училище, мать отпустить единственного сына на пять лет не решилась.
– Она пошла в военкомат, где её хорошо знали, и уговорила направить меня в ДОСААФ учиться на танкиста. После окончания учёбы меня направили служить в Германию. Но по пути туда наш эшелон от станции Кинель развернули и направили на Дальний Восток. Там я стал курсантом школы полковой связи. После того как стал связистом, меня перевели в Хабаровск, где я был начальником автомобильной радиостанции. Там же подал рапорт о поступлении в морское училище в городе Поти. По окончании училища мне присвоили боевое звание и я стал командиром боевой части №5. Это была механическая служба.
Затем судьба забросила Юрия Андреевича в Новороссийск, откуда он и ещё несколько человек были направлены в Югославию, откуда надо было перегнать танкеры.
– Перегон танкеров был очень опасным, так как они перевозили в основном нефть или нефтепродукты. За время службы на флоте ходили мы по всем морям, бывали в разных портах. Как-то раз побывали на Кубе, и там, к сожалению, я заболел, возникла экзема на руках. После этого пришлось возвращаться в Оренбург и лечиться, – говорит Юрий Любин.
Последним кораблём, на котором он покорял морские дали, стало рыбацкое судно. Плавание, как он говорит, «на рыбаке» лёгким назвать было нельзя. Экипаж уходил в море на полгода, чтобы добыть несколько тысяч тонн рыбы. Прослужив на флоте больше 20 лет, наш герой вернулся на родину, где его ждала мама. По его словам, она и стала причиной его увольнения. «Мама тогда сильно заболела, и мне пришлось написать рапорт об увольнении». Но о море он никогда не забывал, поэтому и на суше связал свою жизнь с обучением ребят морскому делу.
– Самое тяжёлое, что приходится терпеть морякам, когда они уходят в дальнее плавание, – замкнутое пространство. Выйти на берег возможности нет, общение ограничено. Я уже заранее знаю, что мне скажут мои товарищи. Надоедают одни и те же лица. Отдушиной в этом были только моменты, когда мы сходили на берег в иностранных портах. Нам выдавали валюту, инструктировали и выпускали в портовый город. Отношение со стороны иностранцев к советским морякам было всегда дружелюбное, никаких конфликтов у нас не возникало.
Для меня море было и остаётся болезнью, которой я заболел тогда, когда вместе с мамой побывал в детстве в Сочи и в первый раз увидел море. Забыть его до сих пор не могу, – сделал вывод Юрий Андреевич.
Морской пехотинец
Владимир Питецкий тоже родом из степного Оренбуржья, его детство прошло в Сакмарском районе. А заболел он морем, по его словам, ещё в начальной школе, когда учитель дала задание написать небольшое сочинение на тему «Кем я хочу быть в будущем». Тогда юный Владимир указал, что хочет быть моряком. Желание его сбылось, когда призвали на срочную службу. Из военкомата он прямиком отправился сначала на курсы на Балтийский флот, а затем в город Североморск на Северный флот. После службы вернулся домой, но море его не отпускало, и Владимир Анатольевич отправился служить на Тихоокеанский флот в 55-ю дивизию морской пехоты. Таким образом, морской службе он отдал 12 лет.
– Морскую пехоту называют войсками трёх стихий – земля, море, небо. Служба мне всегда была по душе. К тому же я всегда понимал, что у флота особая задача. Ведь где бы ни находился военно-морской флот, он всегда находится на границе государства. Поэтому у нас как морских пехотинцев была тоже особая миссия. Когда я надел впервые форму морского офицера, понял, что от меня зависит не только моя судьба, но и судьба моих подчинённых. Поэтому старался беречь каждого, чтобы после окончания службы ребята вернулись здоровыми и сильными к своим родителям. В морской пехоте мы всегда были одной семьёй и называли друг друга братишками, – говорит Владимир Питецкий.
После увольнения Владимир Анатольевич работал на судоремонтном заводе, а вернувшись в Оренбург, устроился на работу в тепловозоремонтный завод. А через некоторое время в морском собрании ему поручили заниматься обучением юнг. Эту обязанность он исполняет до сих пор.
– Какой бы ни была богатой и сильной наша страна, если у неё не будут сильными армия и флот, её очень быстро уничтожат. Именно эту мысль мы стараемся доносить до ребят, когда набираем их в школу юнг. В морском собрании мы понимаем, что ребят с такой позицией надо готовить самим, чем мы и занимаемся. Ребята отзываются, приходят к нам, а мы со своей стороны стараемся им передать все свои знания о морском деле, делимся своим опытом. Гордимся тем, что наши ребята, повзрослев, поступают в морские училища – это и есть тот момент, ради которого мы работаем, – сделал вывод Владимир Анатольевич.
День военно-морского флота – праздник не только для «тех, кто в море», но и тех, кто уже отдал долг Родине. 29 июля они торжественным маршем прошли по Советской улице от памятника В. Чкалову до парка «Салют, Победа!». В рамках торжественного марша колонны ветеранов ВМФ, моряки возложили цветы к мемориальной доске контр-адмиралу А.И. Бергу и к памятнику оренбургскому губернатору адмиралу И.И. Неплюеву. В выставочном комплексе «Салют, Победа!» прошёл праздничный митинг, посвящённый Дню Военно-морского флота. После обеда праздник продолжился в Зауральной роще, где прошли спортивные соревнования.
В этот день моряки были очень веселы, оживлены и в чём-то немного трогательны. Например, в том, как знакомили своих маленьких детей, тоже одетых в тельняшки и бескозырки. Бойкие мальчишки и хрупкие девчонки гордо стояли около своих отцов и дедов и, кажется, тоже насквозь были пропитаны радостью. По крайней мере в грохоте голосов, ежеминутно провозглашавших «Военно-морскому флоту России – троекратное гип-гип-ура!» были и их звонкие голоса. Но главное, что чувствовалось во всех рассказах моряков, – это нескрываемая тоска по большой воде и по своему кораблю. В их крепких братских объятиях друг с другом, в общих песнях, в эмоциональных тостах была та же жажда моря, что и в глазах Юрия Андреевича Любина.