Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
«Излюбленный уголок кишит гуляющими»
Татьяна Судоргина
О том, как организовывался отдых оренбуржцев в вокзале Белова на рубеже XIX – XX веков, поведают архивные документы.
Через 30 лет – в собственность города
На основании постановления оренбургской городской думы от 9 июня 1883 года, по заключённому позднее контракту, «оренбургскому 1-й гильдии купцу Александру Афонасьевичу Белову сданы в арендное содержание две местности городской земли из коих одна, огороженная решёткой, расположенная на горном правом берегу реки Урала (бульвар) от памятника Александру I (теперь на этом месте памятник В. Чкалову – Т.С.) до Введенского собора, а другая на левом берегу реки Урала протяжением сто сажен: 50 сажен (сажень: около 2 м. – Т.С.) по одну сторону пешеходного моста через р. Урал и 50 сажен по другую сторону оного, от берега же в глубину рощи 50 сажен.
Всего 5 тысяч квадратных сажен для устройства вокзала (так называли помещения для проведения концертов, театральных постановок – Т.С.) и гуляний для публики сроком с 19 февраля 1883 года по 19 февраля 1913 года без платежа в доход города арендных денег».
Особо было оговорено: «Устроенный Беловым на собственные средства каменный двухэтажный тёплый вокзал на бульваре с пристроенной террасой по истечении тридцатилетнего срока аренды, т.е. с 19 февраля 1913 года должен поступить в собственность города бесплатно со всеми устройствами и со всеми приспособлениями, какие впоследствии будут им Беловым с разрешения городской управы произведены внутри здания.
Согласно означенного контракта Белов в течение арендного срока обязан ремонтировать и содержать в чистоте как здание вокзала, так и занимаемую местность и, кроме того, ежегодно по спаде воды наводить из собственных материалов пешеходный мост через р. Урал на сваях».
«Постройка фундаментальна»
В «Пояснительной записке к проекту постройки вокзала на берегу Урала» городской архитектор Дмитрий Корин писал: «Проект составлен по желанию арендатора; нижний этаж должен быть весь каменный, где предполагается разместить кухню, помещение прислуги, кладовые, ледник; 2-й этаж будет состоять из каменной средней части – зала и боковых пристроек деревянных из пластин и брёвен. Вокзал и галереи предполагается покрыть железом.
В боковых частях разместится буфет, биллиардная, комната для карт и кладовая к буфету. Вокзал предполагается устроить тёплым, отопление которого будет производиться посредством калорифера, поставленного в подвальном этаже. Постройка зала каменным будет гарантировать прочность всего вокзала…
Вообще, постройка вокзала настолько фундаментальна, что ценность её будет несравненно дороже, чем был представлен проект на деревянный вокзал».
Но в мае 1884 года купец Белов обратился в городскую думу, сообщая о том, что «в виду улучшения устройства здания, как для удобства помещений, так и для прочности его» он находит «более удобным два боковых пристроя верхнего этажа расширить и устроить оные вместо предполагавшихся деревянных – каменные, так как последние не сравнено лучше, безопасны от огня…»
Рассмотрев заявление известного в городе предпринимателя, оренбургские думцы отметили, что «контракт с Беловым о сдаче ему в аренду бульвара до сих пор не заключён». И всё потому, что управа не смогла договориться с купцом относительно некоторых положений важного документа.
Архитектор Корин, ознакомившись с новым проектом вокзала, сожалел об исключении из него деревянных галерей «с беседками по концам со стороны Урала». Тем не менее, городская дума 140 лет назад «закрытым заседанием» разрешила «постройку каменных флангов вокзала вместо деревянных».
«Чтобы бывать с семействами»
Поздней осенью 1884 года Александр Белов известил горожан, что «зимний вокзал на берегу р. Урал для народных гуляний открыт. Вокзал обставлен всеми удобствами, имеет буфет с хорошими, выписанными из-за границы винами и изысканную кухню под управлением опытного повара.
При вокзале – обширнейший в городе зал, очень удобный для балов, свадебных вечеров, концертов, публичных лекций и тому подобных общественных собраний. При вокзале имеется каток. Ежедневно блины».
В декабре 1884 года городская дума указала управе «выдавать купцу Белову торговый патент на бульварный вокзал не по трактирному положению (т.е. 315 рублей), а по вокзальному (т.е. 40 рублей)».
Поддерживая местные власти, сотрудник «Оренбургского листка» утверждал: «Это и законно, и справедливо, и практично, так как теперь управа имеет полное основание настаивать, чтобы вокзал Белова был местом для народных, общих гуляний, вполне приличным, каким он был всегда, так чтобы можно было по-прежнему бывать на бульваре и вокзале с семействами».
Увы, эти ожидания не оправдались. У арендаторов нередко возникали проблемы из-за предъявляемых к ним претензий от полицеймейстера – «в виду совершаемых в вокзале беспорядков»…
Впервые название «Беловка» встретилось на страницах «Оренбургского листка» за 1889 год в стихотворном опусе, посвященном набережной Урала:
«Издалека уже я вижу –
Вокзал «Беловка» здесь стоит,
Как башня Эйфеля в Париже
Он над бульваром всем царит»…
Александр Афонасьевич Белов ушёл в мир иной 130 лет назад – в начале 1894 года. Но оренбуржцы продолжали называть его именем и вокзал, и бульвар (даже после того, как в 1899 году городская дума приняла решение о наименовании бульвара Пушкинским).
«Показывает картины синематографа»
«Вокзал Белова на бульваре отремонтирован заново и галереи с видом на реку, рощу, на степи с новой железной дорогой уширены», – сообщал весной 1904 года сотрудник «Оренбургского листка», – «Этот излюбленный горожанами уголок кишит гуляющими».
Вскоре автор раздела «Театр и музыка» популярного оренбургского издания извещал: «Театральные представления даются ныне и на бульваре в вокзале Белова, и в городском зимнем театре, и в Тополёвом саду – в летнем театре И.М. Алексеева.
В вокзале Белова подвизается русско-малорусское товарищество под управлением Д.Л. Макаренко, начавшее гастроли драмой П.Я. Манько «Несчастнее кохане» и дивертисментом из песен хора мужского и женского, куплетистов под аккомпанемент казачьего оркестра, управляемого господином Эстеррайхом».
Ближе к середине летнего сезона оренбургский театрал констатировал: «В вокзале Белова сцена занята труппой плясунов и певцов Н.С. Веселовского. Теперь поют там и пляшут на открытой сцене, а зал занят другим увеселителем господином Брауном, который от имени дирекции известного Люмьера показывает биоскопические картины синематографа.
Картин показано много, особенно из текущей русско-японской войны на суше и на море. Много картин комического содержания и фантастических, например, путешествие астрономов на луну по Ж. Верну. Аппарат увеличивает изображение больше натуральных размеров, но всё ещё далёк от чистоты и всё ещё живые фотографии дрожат. Этот Браун показывает за сеанс больше 80 картин в трёх отделениях».
«Доставляет бесплатное музыкальное удовольствие»
Сравнивая репертуар самых доступных мест отдыха в губернском центре, один из оренбуржцев 120 лет назад писал: «Летняя сцена в Тополёвом саду делится на закрытую (театр госпожи Токаревой) и открытую. На открытой сцене всё те же скоморохи: свистун, музыкальные клоуны, куплетисты.
Развлекают садовую публику каскадес Тордай и танцующая безобразный кэк-уок госпожа Нелли де-Корви. Из бульварных скоморохов вокзала Белова одна плясунья в сарафане, в платочке и чуть ли не в лапотках, пародирует и передразнивает эту Нелли, вызывая в зрителях неудержимый хохот».
Возмущению журналиста летом 1904 года не было предела: «Если можно смотреть плясунов Балашова и Яковлева, то кривлянья плясуний на обеих сценах прямо бесстыжи, противны и бессмысленны. Эти «этуали» («американские», «аглицкие», «венские», интернациональные, попросту сказать – бердичевские) развращают, но не развивают эстетические вкусы.
Вот музыки что-то не слыхать нигде. Казачий оркестр под управлением Эстеррейха – вот и вся музыка у нас. Но и эта музыка находится под командой антрепренёра вокзала Белова, а потому играет только до 10 часов вечера. Играет она ежедневно и после сего часа, но для посетителей «концертного зала» вокзала – подыгрывает разным фиглярам сцены. Все-таки спасибо антрепризе вокзала Белова: она доставляет бесплатное музыкальное удовольствие.
На бульваре публики стало являться больше, чем в Тополёвом садике. Преобладает наша интеллигенция и офицеры, уезжающие в Манчжурию».
«Состоялось открытие вполне приличного ресторана»
Представитель оренбургской прессы весной 1914 года информировал: «На днях особая комиссия осматривала и приняла заново отремонтированное здание Беловки, после чего состоялось открытие вполне приличного ресторана, который заарендован у товарищества Е.Е. Гофман саратовским ресторатором.
Не поклонникам кафе-шантанов, а семейной публике находится вновь место, где возможно летом подышать свежим воздухом и послушать музыку».
Страницы местных периодических изданий 110 лет назад пестрели объявлениями: «Вокзал Белова. Бульвар на берегу реки Урал. Открыт первоклассный ресторан (бывший Белова). Помещения заново отремонтированы. При ресторане имеются совершенно заново отремонтированные террасы и обновлённые кабинеты, шикарные биллиарды первоклассных фабрик. Завтраки с 12 часов дня до 2 часов и обеды с 2 часов дня до 6 часов вечера.
Во время завтраков, обедов будет играть концертный струнный оркестр под управлением Д.Х. Афанасьева при участии скрипача-солиста М.Р. Старикова.
Буфет снабжён всевозможными русскими и заграничными винами. Образцовая кухня под наблюдением опытного волжского кулинара В.Г. Воробьёва. Специальная азиатская кухня под наблюдением опытного шашлычника Джепарова. Цены за всё самые умеренные. Ресторан открыт ежедневно до 3 часов ночи».
Фото. Оренбург. Набережная Урала. berdskasloboda.ru