Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




Маховик репрессий

+++++
Маховик репрессий

Константин Копылов

Два раза в год принято вспоминать жертв репрессий, коснувшихся нашего народа в середине прошлого столетия. Оренбуржцы в начале июля и в конце октября приезжают к мемориалу жертв сталинского террора в Зауральной роще. На этот раз участниками памятной акции стали представители руководства области и города, а также служители православной и мусульманской конфессий.

Донос как главный вердикт
Во вторую субботу июля в России отметили скорбную дату – день памяти жертв политических репрессий. В Оренбурге 30 лет тому назад в Зауральной роще установлен памятный мемориальный знак. Каждый год сюда приходят оренбуржцы, чтобы почтить память невинных жертв. Не стала исключением и прошедшая суббота. Маховик репрессий, раскрученный большевиками, вобрал в себя 12,5 млн человек на территории бывшего Советского Союза. Это официальная цифра, а сколько пропало так называемых неучтённых лиц. Террор, развёрнутый коммунистами в отношении собственного народа, не имел аналогов в истории человечества. Оренбуржье тоже не обошла стороной эта беда, навсегда свидетелем расстрелов останется Зауральная роща, которая стала последним пристанищем для многих арестованных в 30-е годы. В нашем крае 26 тысяч человек было объявлено врагами народа и 8400 – расстреляно.
По словам председателя правления оренбургского отделения «Мемориал» Александра Рождествина, а он уже много занимается изучением истории репрессированных, в Зауральной роще, где находился спецобъект местного НКВД, нашли своё последнее пристанище тысячи безвинно убиенных наших сограждан.
– В этом месте находятся останки 8400 человек, – продолжает Александр Александрович. – На улице Володарского находился суд, так называемые «тройки», там же была расстрельная стенка. А хоронили их на этом спецобъекте, рассекретили его только в 1988 году. Поэтому здесь и был установлен обелиск в назидание живым. Из всех тех, кто здесь захоронен, реабилитированы только 7412 человек. Нереабилитированными остаются те, у кого в делах есть обвинения в сотрудничестве с фашистами. Люди лежат на этом месте везде вплоть до старого берега Урала, он был забетонирован стеной, а русло Урала в этом месте изменено.
В день памяти у места массовых расстрелов оренбуржцев собравшиеся почтили память павших минутой молчания.
Со словами почтения и скорби обратилась к собравшимся вице-губернатор – заместитель председателя правительства Оренбургской области по внутренней политике Вера Баширова.
– Период репрессий – это самая скорбная страница отечественной истории прошлого века. Это событие отразилось в судьбе почти каждой семьи наших граждан. Могу сказать, что и мою семью эта трагедия не обошла стороной. Я бы хотела выразить соболезнования всем родственникам безвинно пострадавших и погибших в те годы. Слова скорби и соболезнования выражает губернатор Оренбургской области Юрий Берг. Сейчас для нас важным является сохранение памяти об этих страницах истории. Человек отличается тем, что он может помнить, и пока мы помним, наши близкие живы в нашей памяти. Память ещё и важна для того, чтобы подобные события не повторились в наше время или в будущем, – отметила Вера Ириковна.
Почтить память жертв политических репрессий в этот день пришли представители различных общественных и патриотических движений. Среди участников памятного мероприятия – люди разных поколений, что примечательно, было очень много молодёжи.
– Память о национальных трагедиях так же священна, как и память о победах, – поделился мнением депутат Оренбургского городского
Совета Олег Синенок. – Никому не позволено забывать об этих страшных годах нашей истории. Ничто не может ставиться выше человеческой жизни, репрессиям нет оправдания. Это всегда должны помнить нынешние и будущие поколения. Светлая память невинным жертвам политических репрессий.

Опалённые террором
Среди тех, кто в этот день стоял, склонившись рядом с крестами, и зажигал поминальные свечи, дети и внуки тех, кто нашёл покой в этом месте Зауральной рощи.
– У меня здесь похоронены два прадеда, оба они были из священнослужителей.
В 20 – 30-е годы наша семья проживала в Шарлыкском районе. Были арестованы в начале 30-х годов. А вина их была в том, что они во время прихода к нам войск Колчака участвовали в их встрече. А после того как пришла Красная армия, кто-то написал на них донос. После ареста всем родственникам пришлось сменить фамилию. И, по сути, вся дальнейшая жизнь моих предков так или иначе терпела лишения, – рассказывает Андрей Кузнецов.
Елена Геннадьевна Мусатова пришла поклониться праху двоюродного деда, он до войны жил в Сакмарском районе.
– Дед был директором совхоза, в то время укрупняли совхозы, а он отказался это делать. Это и стало причиной ареста, его обвинили в контрреволюционной деятельности. Его семья вынуждена была уехать во Владивосток, чтобы избежать преследования. О том, что он был расстрелян и захоронен здесь, я узнала в 2011 году. Поэтому мы решили установить на этом месте памятный крест. По мере сил стараюсь приезжать и поминать своего двоюродного деда.
– Мой отец Кузьма Гаврилович Перепёлкин работал в школе, был прорабом. Мне было 20 дней, когда его арестовали, – рассказывает Александр Перепёлкин. – Всему виной был донос нашего квартиранта, который стал претендовать на нашу жилплощадь. Мы долго не знали о его судьбе, начиная с 1937 года. Только в наше время нам предоставили информацию о его судьбе. Честно скажу вам, печально всё это и больно на душе от такой несправедливости.

Из истории
В целом же по стране цифры жертв репрессий выглядят ещё более ужасными. Наиболее достоверные цифры о числе арестованных и подвергшихся репрессиям в 1921 – 1954 гг. впервые привёл доктор исторических наук, профессор Владимир Некрасов. Вот они, эти цифры: всего осуждено 3 777 380 человек, из них приговорено к высшей мере – 642 980, к заключению – 2 369 220, к ссылке и высылке – 765 180 человек. В 1927 году, в год десятилетия Октябрьской революции, Оренбург становится местом политической ссылки: сюда прибывает первая, сравнительно ещё небольшая партия административно высланных (160 человек).
Лавина репрессий обрушилась и на всех тех, кто проявлял недостаточную ретивость или сопротивлялся, даже пассивно, развернувшемуся насилию. Так, партийные и государственные органы отдали под суд пять председателей сельсоветов, 12 членов этих советов, 13 председателей колхозов,
14 членов правления колхозов, 41 колхозника, восемь рабочих совхозов, одного председателя коммуны, 11 членов ревизионных комиссий хлебозаготовителей, всего – 108 человек. Имеющиеся данные позволяют сказать, что к 1928 году число кулацких хозяйств сократилось наполовину. В период же сплошной коллективизации и в 1929 – 1930 гг. подверглись раскулачиванию четыре процента крестьянских хозяйств, хотя кулаки, судя по материалам Оренбургского центра документации новейшей истории, составляли к тому моменту только лишь 1,3%. Стало быть, раскулачивали в основном середняков. Всего же в области, по самым скромным подсчётам, пострадало 3800 крестьянских хозяйств.
После 1928 года, ознаменовавшегося «шахтинским делом», многие недостатки стали объяснять вредительством, поощрялись разоблачения специалистов и представителей технического руководства предприятий.
В конце 20-х – начале 30-х гг. создаются внесудебные репрессивные органы: «двойки» и «тройки». В 1934 году, вскоре после XVII съезда ВКП(б), учреждается Особое совещание при НКВД. Эти органы поставили массовые репрессии на конвейер.
Это только малая часть истории репрессивных лет, многие страницы этого периода до сих пор являются белыми пятнами. Ураган репрессий надолго затормозил социально-экономическую и культурную жизнь Оренбуржья. Установлено, что репрессиям в 1937 – 1938 годах было подвергнуто 12 тысяч оренбуржцев.

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.