Новости
Памятный знак с именем выдающегося военного летчика, кавалера Георгиевского оружия установили на фасаде дома №7 на проспекте Парковом. Сегодня в этом здании - учебный корпус №3 Оренбургского государственного медицинского университета, а с 1882 по 1919 годы здесь располагался Неплюевский кадетский корпус, где и обучался будущий полковник русской армии Георгий Георгиевич Горшков.
14 ноября, специалисты муниципальных коммунальных предприятий «БиОз» и «Комсервис» ведут антигололедную обработку дорог, проездов, путепроводов и транспортных развязок. Особое внимание уделено удалению скользкости на пешеходных переходах, тротуарах и территориях у остановочных пунктов. Работы осуществляются на ул. Терешковой, Постникова, Шевченко, Юркина, проспектах Братьев Коростелевых, Дзержинского, Гагарина и других.
С 14 по 16 ноября в рамках Всероссийской культурно-просветительской программы «Два Гагарина» в Оренбурге пройдут «Космические дни». Наш город принимает эстафету от Рязанского края, Ярославской области и Москвы.
Об этом сообщает комитет потребительского рынка услуг и развития предпринимательства администрации города. Итоги аукциона на право размещения елочных базаров были подведены на этой неделе. По результатам аукциона заключены договоры между комитетом и предпринимателями.
Концепцию праздничного оформления города обсудили на совещании, которое провел Глава Оренбурга Сергей Салмин.
Быть или не быть?
Дина Елманова
Привычные всем шаблоны трещат по всем швам, стоит театральным коллективам взяться за постановку современных пьес. Артистам оно всегда интересно, режиссёру – простор для фантазии, а зрители… Зрители чаще всего выпадают в осадок. Самый яркий пример в Оренбурге – 2014 год, когда на театральных подмостках появился «Лейтенант с острова Инишмор». Мнения общественности разделились: одни кричали, что ничего более ужасного они в жизни не видели (это театр или что?..), другие оценили чёрный юмор и абсурдистику по достоинству. Но пройти мимо не смог почти никто.
Современная пьеса – это лотерея, либо зритель полюбит её, либо проклянёт за «мат, обнажёнку и прочее непотребство», какое найдёт. Говорить о том, хорошо ли подобное самовыражение или плохо, мы не будем, оставим это для морализаторов. Однако обсудить последние театральные тенденции – милости просим. Вместе с актёром и режиссёром Оренбургского драматического театра им.
М. Горького Александром Фёдоровым поговорим о современных сценаристах, независимой сцене и, конечно же, зрителях.
– На Ваш взгляд, насколько широко в афишах театров представлена современная драматургия и есть ли она вообще?
– Смотря какие театры мы подразумеваем. Если имеются в виду столичные – то да, пьесы современных авторов идут в Москве и Петербурге. Там огромный простор для фантазии, поэтому театров, которые принципиально используют только современную драматургию, достаточно много, например «Театр.doc». Даже целый фестиваль проходит «Коляда-plays» по пьесам, написанным учениками Николая Коляды. Поэтому ответ неоднозначный: да, драматургия развивается, вопрос только, где именно это происходит.
– От чего же это зависит? От размеров города, от настроений?
– Думаю, всё накладывает свой отпечаток. Но не стоит сбрасывать со счётов тот факт, что публику необходимо подготовить. За всё время существования театра выработалось упорное клише, что театр – это эталон, храм искусства, а значит, Островский должен быть поставлен по одним канонам, Шекспир – по другим, и никаких отступлений от принятых правил быть не может. Но чтобы прививать новое видение, следует создать малую сцену, на которой можно было ставить подобные эксперименты. Если аудитория принимает на ура – можно переносить на основную.
– Но ведь создание такой независимой сцены повлечёт за собой дополнительные расходы.
– Именно так. У нас в театре есть малая сцена, но она действует неофициально, так как, чтобы её запустить, пришлось бы собирать целую кипу документов. Мы пока лишь на пути к этому. Сейчас её используют студенты для своих дипломных работ. В более крупных городах – в Самаре, Перми и других существуют целые театры, специализирующиеся на нестандартных подходах к драматургии. Даже «Мёртвые души» Гоголя можно представить по-разному! Я был на фестивале «Ново-Сибирский транзит», и меня просто потрясла постановка Олега Липовецкого. На сцене – минимум антуража: какие-то сапоги, шинели, и всего три актёра, которые играют абсолютно все роли. Но это было так необычно, так свежо, что им аплодировали очень долго. И это ни за какие деньги не купишь. Всё-таки классике везде у нас дорога. Каждый режиссёр знает: ставишь классику – значит, шансов, что спектакль примут на ура, – 90 процентов. С современными пьесами несколько иная история.
– И, кстати, о современных пьесах. Один известный кинорежиссёр с сожалением высказался о том, что актёров и режиссёров в наше время много, а сценаристов, именно хороших сценаристов, чрезвычайно мало, а то и нет вообще. Театр тоже коснулась эта проблема?
– Сценарий – это тот остов, на котором всё и держится. Знаю, что в современном кино с этим просто беда. Что касается театра, то молодых талантливых драматургов у нас много, очень много. Главное – нужно уметь их искать. Я часто листаю журналы, в которых публикуются современные пьесы, и замечаю за собой, что если раньше я каждую из них прочитывал от и до, то теперь просматриваю лишь начало и конец. В большинстве своём современное авторство – это чернуха.
– То есть в выражениях сегодня не стесняются вообще?
– А почему бы и нет, если того требует ситуация? И вообще на сцене театра возможно всё, что не запрещено Конституцией РФ! Осуждать писателей за ненормативную лексику, насилие и натурализм в их произведениях я не могу. В конце концов они – художники, а задача художника – отображать действительность. И раз они пишут на тяжёлые, подчас неприятные темы, значит, такова наша жизнь. К тому же меня иногда удивляет это двуличие: то есть когда ставят Толстого или Достоевского, в произведениях которых тоже хватает жестокости, а у Достоевского – ещё и неадекватных персонажей в придачу, на это всё критики готовы закрыть глаза. А современным авторам будто пальцем грозят – ни-ни, даже не смейте.
– Можно сказать, «они классики – им можно»?
– Видимо. Но именно такие вещи, реалистичные до боли, редко остаются незамеченными. Да, многие (в том числе и отдельные театральные деятели) ратуют за сохранение «традиций старой школы», но каковы они, эти традиции? Когда я слышу об этом, то не могу отделаться от ощущения, что они и сами плохо представляют, а что это за традиции? Или, быть может, это постоянное цепляние за «традиции» – всего лишь боязнь новшества? Театр – это движущая сила, это «увеличивающее стекло», а не зеркало, как говорил ещё В. Маяковский. И мы не можем ставить современные пьесы так, как создавали сцены из Чехова во времена Станиславского. В противном случае получается, быть может, красивая картинка, но она пахнет нафталином, так как не имеет никакого отношения к нашей реальности. И она никому не интересна. Потому что если бы режиссёры слепо цеплялись за «традиции», то К. Нолан никогда бы не снял своих шедевров, а журналисты по-прежнему бы пользовались пишущими машинками.
– В Оренбурге тоже бывали эксперименты с новыми спектаклями и новыми подходами. Всегда ли они заканчивались удачно?
– По-разному. Исходя из личного опыта могу сказать, что предугадать реакцию зала очень трудно. Не без колебаний мы ставили французские комедии, полные фривольностей: «Блэз» и «Боинг-боинг». В результате они собрали солидную кассу, какую постановщики и представить себе не могли. А вот с «Лейтенантом с острова Инишмор» вышло всё с точностью до наоборот. Конечно, я знал, что спектакль весьма неоднозначный, так как полон чёрного юмора и жестоких сцен, но такая волна негатива, с которой пришлось столкнуться, стала полной неожиданностью. И это ведь мы ещё убрали все бранные слова, которые встречались чуть ли не в каждой фразе!
– Как бы то ни было, мало кто понял посыл пьесы.
– Да, бывало и такое, что зрители выходили, причём с криками, в середине спектакля. Одна из зрительниц как-то раз заявила, что «Лейтенант» оскорбляет чувства нормальных людей. Она, как выяснилось, была абсолютно уверена, что идёт на постановку о Великой Отечественной войне! Хотя и на буклете было указано, что это драма с элементами чёрного юмора и «рекомендована к просмотру людям с устойчивой психикой». Многие тогда упрекали меня в том, что я якобы пропагандирую жестокость! Но ведь постановка как раз и показывала всю бессмысленность происходящего, бессмысленность этой жестокости, доведённой до абсурда. Спустя полтора года спектакль пришлось снять с показа.
– Но «Лодочника», который тоже эксцентричен, в Оренбурге приняли более тепло…
– Думаю, пока рано делать выводы. Ещё на премьере я сказал своим ребятам: «Если зал покинут меньше шести человек, это уже будет победа!». «Лодочника» досматривали до конца. Ну был, наверное, один или два раза, когда кто-то уходил, но таких скандалов, как с «Инишмором», больше не происходило.
– Будет ли у вас попытка номер два?
– Только не в Оренбурге. Если я и решусь повторить «Лейтенанта», то предварительно буду внимательно изучать репертуары театров и вкусы публики.
– Да, разговор о театре будет неполным без упоминания о зрителях. Что изменилось в предпочтениях с течением времени?
– Очень многое. Я на сцене впервые появился примерно в начале нулевых, когда только-только поступил в наш институт имени Ростроповичей. Знаете, какой тогда был зритель? Не в пример сегодняшнему. На спектакли тогда массово водили школьников, которые, сидя в зале, постоянно перешёптывались, а порой даже кидались кириешками!
– Удалось воспитать своего зрителя?
– Я не люблю говорить, что зрителя нужно воспитывать. Мне больше нравится словосочетание «совместное путешествие», в котором каждый имеет право на своё мнение. Поход в театр – далеко не всегда увеселительная прогулка. Спектакль – это ребус, который зритель должен разгадать. Это повод вырваться из круговерти повседневной жизни и задуматься над определёнными, не всегда приятными вопросами. Просмотр – тоже работа души, которая её очищает. Если драматургия будет слишком простой и примитивной, то и эффект от неё будет подобным тому, который производит любое ток-шоу. Такой зритель не захочет ломать голову над драмами Шекспира, так как все эти «шоу-биз»-темы, кто кому с кем изменил и чем всё это закончилось, более близки ему. А хотим ли мы быть такими?